Несмотря на то что зачастую внутренние нормативно-правовые акты различных государственных органов противоречат законам Украины, их выполнение для служащих этих органов является обязательным. Особенно часто с подобной ситуацией приходится сталкиваться при обращениях в органы налоговой службы.
Согласно нормам главы 4 Гражданского кодекса УССР «Представительство и доверенность», представитель лица может совершать от имени этого лица действия в рамках полномочий, указанных в доверенности. На практике к представительству прибегают довольно часто, например, если одно лицо не имеет желания лично осуществлять некоторые действия; не имеет достаточных навыков (знаний) для этого; или находится за пределами местности, в которой необходимо осуществить некоторые действия.
Так, одно лицо, гражданин Украины, прописанный (зарегистрированный) в г. Киеве (далее – доверитель), в силу вышеуказанных причин обратилось к другому лицу, тоже гражданину Украины, прописанному (зарегистрированному) в г. Киеве, с просьбой стать представителем первого лица и от его имени зарегистрировать частное предприятие в г. Киеве «под ключ», то есть во всех государственных органах, где это необходимо. Доверитель обратился к нотариусу, который установил его личность, проверил паспортные данные и дееспособность, после чего заверил соответствующую доверенность. В доверенности были перечислены все государственные органы (в том числе и органы налоговой службы), в которых другое лицо (далее – представитель) должно представлять интересы доверителя. Сам же доверитель в силу некоторых обстоятельств покинул г. Киев на неопределенное время.
Представитель по доверенности приступил к выполнению поручения доверителя. Однако осуществить свои полномочия, представляя доверителя в районной налоговой милиции, ему не удалось. И вот почему. Согласно Инструкции «О порядке учета плательщиков налогов» (далее — Инструкция), утвержденной приказом Государственной налоговой администрации Украины № 80 от 19 февраля 1998 года (в редакции приказа Государственной налоговой администрации Украины № 552 от 17 ноября 1998 года), плательщики налогов (к которым относится и частное предприятие, регистрируемое представителем) обязаны в 20-дневный срок после получения свидетельства о государственной регистрации обратиться в органы налоговой службы по месту своего нахождения с целью постановки на налоговый учет. Согласно Инструкции, проверку паспортных данных и установление местонахождения плательщика налогов выполняют подразделения налоговой милиции. Таким образом, без проверки паспортных данных и установления местонахождения плательщика налогов подразделениями налоговой милиции осуществить постановку на налоговый учет невозможно.
Если исходить из того, что вышеупомянутая норма Инструкции находится в разделе, регулирующем постановку на учет юридических лиц, то логичным будет сделать вывод о том, что плательщиком налогов является юридическое лицо. В таком случае что же подразумевали разработчики Инструкции под термином «паспортные данные плательщика налогов» при условии, что плательщик налогов является юридическим лицом? В электронной законодательной базе, осуществив поиск по словосочетаниям «паспорт предприятия», «паспорт юридического лица» и «паспорт плательщика налогов», найти ответ на этот вопрос не удалось. Может быть, разработчики Инструкции в данном случае под плательщиками налогов подразумевали учредителей юридического лица и именно их паспортные данные должны проверяться подразделениями налоговой милиции? Ответ на этот вопрос дала практика.
В районном подразделении налоговой милиции представитель, несмотря на наличие у него доверенности, не смог выполнить поручение доверителя, так как сотрудники налоговой милиции требовали обязательного присутствия учредителя предприятия с паспортом. Объяснения представителя о том, что учредитель предприятия (доверитель) находится за пределами г. Киева (естественно, со своим паспортом) и неизвестно когда вернется, ими во внимание не принимались. Согласно Инструкции, сотрудники налоговой милиции настаивали на предоставлении паспортных данных плательщика налогов, что в их понимании означало не что иное, как паспортные данные учредителей юридического лица. Указание представителя на то, что нотариус, заверяя доверенность, проверил паспортные данные и дееспособность учредителя, были проигнорированы ими со ссылкой на все ту же норму Инструкции. Остается только догадываться, почему органы налоговой милиции не доверяют нотариусам, которые в силу закона осуществляют проверку паспортных данных лиц, к ним обратившихся. И совершенно непонятно, почему налоговая милиция игнорирует институт представительства, предусмотренный Гражданским кодексом УССР? В данном случае внутренний документ ГНАУ для органов налоговой службы оказался более важным, чем законы Украины.
Чтобы сотрудники налоговой милиции смогли проверить паспортные данные доверителя и в дальнейшем представитель мог осуществить постановку на налоговый учет предприятия, учредителем которого является доверитель, последнему пришлось на один день приехать в Киев. Хочется заметить, что если бы у доверителя не было возможности приехать, то все могло бы закончиться гораздо хуже. Ведь в ином случае закончился бы
20-дневный срок, отведенный для постановки плательщика налогов на налоговый учет. А постановка на учет без проверки паспортных данных учредителя юридического лица невозможна.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…