На сегодня предоставление субъектами хозяйственной деятельности охранных услуг осуществляется согласно приказу МВД № 112 от 28 февраля 1994 года «О внесении изменений и дополнений в приказ МВД Украины № 534 от 30 августа 1993 года
«О выполнении постановления Кабинета Министров Украины № 615 от 10 августа 1993 года «О мероприятиях по усовершенствованию охраны объектов государственной и других форм собственности» и приказа МВД Украины № 812 от 22 декабря 1993 года «Об утверждении состава комиссии по вопросам рассмотрения материалов и выдачи лицензий субъектам предпринимательской деятельности, которые предоставляют услуги по охране государственной, коллективной и частной собственности, монтажу, ремонту и профилактическому обслуживанию средств охранной сигнализации» (далее — Приказ МВД), которым были утверждены «Инструкция о порядке выдачи субъектам предпринимательской деятельности лицензий на предоставление услуг по охране коллективной и частной собственности, а также охране граждан, монтажу, ремонту и профилактическому обслуживанию средств охранной сигнализации» (далее — Инструкция о порядке) и «Инструкция об условиях и правилах осуществления предпринимательской деятельности по предоставлению услуг по охране коллективной и частной собственности, а также охране граждан, монтажу, ремонту и профилактическому обслуживанию средств охранной сигнализации и контролю за их соблюдением» (далее — Инструкция об условиях).
Вышеназванные Инструкции, согласно их общим положениям, были разработаны и приняты на основании Закона Украины «О предпринимательстве», который в настоящее время утратил силу.
С момента вступления в силу Закона Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» (далее — Закон о лицензировании), а именно с 22 октября 2000 года, регулирование сферы лицензирования, и в частности требования и перечень подлежащих лицензированию видов хозяйственной деятельности определяются положениями Закона о лицензировании и выведены из статьи 4 Закона Украины «О предпринимательстве». Закон о лицензировании определяет единый перечень подлежащих лицензированию видов хозяйственной деятельности, порядок их лицензирования, устанавливает государственный контроль и ответственность субъектов хозяйствования и органов лицензирования за нарушение законодательства в сфере лицензирования.
Пунктом 2 статьи 24 Заключительных положений Закона о лицензировании определено, что до приведения законодательства в соответствие с Законом о лицензировании законы и другие нормативно-правовые акты применяются в части, которая не противоречит этому Закону. Приказ МВД как нормативно-правовой акт органа государственной исполнительной власти является актом подзаконным. Обязательное условие правомерности такого акта — его соответствие требованиям действующих законов.
Согласно статье 4 Закона о лицензировании, реализацию государственной политики в сфере лицензирования осуществляет Кабинет Министров Украины, специально уполномоченный орган по вопросам лицензирования, а также органы исполнительной власти, определенные Кабинетом Министров Украины. Во исполнение указанной нормы Закона о лицензировании в «Перечне органов лицензирования», утвержденном постановлением Кабинета Министров Украины № 1698 от 14 ноября 2000 года, органом лицензирования предоставления услуг, связанных с охраной государственной и другой собственности, а также по охране граждан, было определено МВД Украины. В частях 2 и 3 статьи 6 Закона о лицензировании определено, что свои полномочия орган лицензирования может делегировать своим структурным территориальным подразделениям. Эти полномочия не могут быть делегированы другим лицам, в том числе созданным органом лицензирования.
В то же время актом, устанавливающим порядок учреждения и определяющим правовой статус Государственной службы охраны (далее — ГСО), является «Положение о Государственной службе охраны при МВД и перечень объектов, которые подлежат обязательной охране подразделениями этой службы по договорам», утвержденное постановлением Кабинета Министров Украины № 615 от 10 августа 1993 года. Этим Положением не определено, что Главное управление ГСО при МВД является структурным территориальным подразделением МВД, а значит делегировать им свои полномочия по лицензированию МВД не имеет права. Согласно пункту 1 вышеуказанного Положения, «Государственная служба охраны при Министерстве внутренних дел создана для осуществления мероприятий охраны относительно недвижимых объектов и другого имущества, в том числе грузов, а также денежных знаков, ценных бумаг и других ценностей, перевозимых, инкассации в местах, не охваченных централизованной службой инкассации и перевозок ценностей Национального банка, обеспечения личной безопасности граждан на договорных началах». А в пункте 9 этого Положения определено, что «Государственная служба охраны проводит свою деятельность на основе хозрасчета…»
Таким образом, Инструкция о порядке неправомерно закрепляет за Управлением ГСО при УВД и Главным Управлением ГСО при МВД полномочия в сфере лицензирования.
Инструкция об условиях не лучше
Не отвечает действующему законодательству в сфере лицензирования и Инструкция об условиях. На сегодня Инструкция об условиях устанавливает лицензионные условия для субъектов хозяйствования, которые осуществляют хозяйственную деятельность, определенную в пункте 43 статьи 9 Закона о лицензировании, а именно: «Предоставление услуг, связанных с охраной государственной и другой собственности, предоставление услуг по охране граждан». Однако статьей 9 Закона о лицензировании не определен такой вид хозяйственной деятельности, подлежащей лицензированию, как «предоставление услуг по охране коллективной и частной собственности, а также охране граждан, монтажу, ремонту и профилактическому обслуживанию средств охранной сигнализации», о котором идет речь в Инструкции об условиях.
Статья 8 Закона о лицензировании определяет требования к Лицензионным условиям. При этом законодательно определен только один вид нормативно-правового акта, положения которого устанавливают определенные требования к проведению хозяйственной деятельности, подлежащей лицензированию — лицензионные условия. Установлены обязательные требования и относительно порядка их утверждения. Согласно части 1 статьи 8 Закона о лицензировании, лицензионные условия — это нормативно-правовой акт, положения которого устанавливают квалификационные, организационные, технологические и другие требования к проведению определенного вида хозяйственной деятельности. Кроме того, определяя термины, используемые в Законе о лицензировании, законодатель оговаривает, что лицензионные условия — это установленный с учетом требований законов исчерпывающий перечень организационных, квалификационных и других специальных требований, обязательных для выполнения при проведении видов хозяйственной деятельности, которые подлежат лицензированию (абзац 7 статьи 1 Закона о лицензировании).
Согласно части 2 статьи 8 Закона о лицензировании, субъект хозяйствования обязан осуществлять подлежащую лицензированию хозяйственную деятельность определенного вида согласно установленным для этого вида лицензионным условиям. Согласно части 5 статьи 8 этого Закона, лицензионные условия и порядок контроля за их соблюдением утверждаются совместным приказом специально уполномоченного органа по вопросам лицензирования, которым, в соответствии с абзацем 2 пункта 1 Положения о Государственном комитете Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, утвержденного Указом Президента Украины № 721/2000 от 25 мая 2000 года, является Госкомпредпринимательства, и органа лицензирования, определенного Кабинетом Министров Украины.
В статье 6 Закона о лицензировании одной из функций органа лицензирования определено, в частности, обеспечение исполнения законодательства в сфере лицензирования и утверждение совместно со специально уполномоченным органом по вопросам лицензирования лицензионных условий проведения определенного вида хозяйственной деятельности, а также порядка контроля за их соблюдением. Однако до настоящего времени (почти два года со времени принятия Закона о лицензировании) нормативно-правовым актом, применяемым МВД в качестве лицензионных условий, обязательных для выполнения субъектами хозяйствования при проведении такого вида хозяйственной деятельности, как предоставление охранных услуг, является Инструкция об условиях, утвержденная приказом МВД без какого-либо согласования со специально уполномоченным органом по вопросам лицензирования — Госкомпредпринимательства.
В пунктах 4.1-4.8 Раздела 4 Инструкции об условиях закреплены полномочия относительно государственного управления, а именно осуществление функций контроля за предоставлением охранных услуг субъектами предпринимательской деятельности таким органом, как Главное управление ГСО при МВД Украины и подразделениями ГСО на местах. Однако, согласно абзацу 5 части 1 статьи 6 Закона о лицензировании, функция контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных условий возложена на орган лицензирования, то есть на МВД. Как уже отмечалось, делегировать свои полномочия орган лицензирования может только своим структурным территориальным подразделениям и эти полномочия не могут быть делегированы другим лицам, в том числе созданным органом лицензирования.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…