Солнце, воздух и вода, безусловно, не являются единственными источниками альтернативной или «чистой» энергии. Сюда же можно отнести геотермальную, водородную энергетику, технологии на основе биомассы и космическую энергетику. Но, в силу определенных особенностей, на Украине наиболее распространены технологии, генерирующие энергию от взаимодействия с солнечным светом, воздухом (или же ветром), водой и биомассой. Поэтому мы остановимся подробнее лишь на тех видах «чистой» энергии, которые могут быть интересны как объект инвестирования и для национальных инвесторов, и для иностранных.
За последние несколько лет мы можем наблюдать на Украине стремительное развитие альтернативных видов энергии, объяснением которому может быть постепенное повышение цен на традиционные энергетические ресурсы. Причем такая тенденция в развитии альтернативной энергетики не является локальной, она характерна для всего мира, просто Украину она «зацепила» немного позже, и, соответственно, Украина только сейчас начинает понемногу догонять уровень развития европейских стран.
Мировые объемы инвестиций в альтернативные виды энергии увеличились в 2010 году на 25% и составили 200 млрд дол. США, что является очень даже хорошим показателем. С точки зрения перспектив долгосрочной доходности для Украины, внедрение и развитие «зеленой» электроэнергии в первую очередь должно быть интересно государству, в разрезе торговли квотами по Киотскому протоколу. То есть чем более экологически щадящие технологии внедряются вместе с сокращением выбросов углекислого газа, тем больший размер квот выбросов может быть продан и, как следствие, больший размер гипотетической прибыли получен государством, что, в свою очередь, является хорошей мотивацией для внедрения альтернативных видов энергии.
В настоящее время рынок альтернативных видов энергии на Украине пребывает в стадии развития, причем развития, которое требует значительных инвестиций. Это необязательно должны быть иностранные инвестиции, это могут быть и национальные инвесторы. Однако, опять-таки, «чистая» энергия не является для национального инвестора настолько интересной, чтобы инвестировать значительные средства, и окупаемость тут не такая быстрая. Поэтому в данной ситуации важными могут быть иностранные инвестиции и адекватное государственное регулирование отрасли.
Во многом иностранные инвестиции могут зависеть именно от государственного регулирования, поэтому важным моментом является предоставление реальных государственных гарантий, а не «титульных», которые, скорее всего, будут служить формальной «отмашкой». Государственные гарантии в определенной отрасли также следует рассматривать в разрезе общей политико-правовой ситуации в стране и подходов к реализации политики в сфере энергоресурсов, поскольку при любых инвестициях инвестор будет оценивать все возможные факторы, влияющие на его потенциальные бизнес или прибыль.
Вернемся к иностранным инвесторам. Инвестиции в развивающиеся рынки всегда интересны инвесторам по причине высокой окупаемости и доходности. Рынок «чистой» энергии на Украине также может быть интересен иностранным инвесторам еще и тем, что они уже прошли этап развития, на котором пребывает рынок Украины сейчас, и находятся на шаг впереди. Как результат — возможность более адекватного прогнозирования развития соответствующего рынка и выявления/оценки рисков, даже с учетом локальных особенностей правового регулирования. А правовое регулирование сферы альтернативной энергетики на Украине, стоит отметить, не на самом худшем уровне по сравнению с отраслью энергетики в целом.
Приятно отметить, что законодатель в правовом регулировании производства «зеленой» энергии учел интересы и национального производителя/инвестора. Защита интересов украинского производителя находит свое отражение в положениях Закона «Об электроэнергетике», которые регулируют производство оборудования для производства альтернативной энергии. Так, установлено, что применение зеленого тарифа производителями электроэнергии возможно при условии, если удельный объем сырья, материалов, основных средств, работ и услуг украинского происхождения в стоимости строительства соответствующего объекта электроэнергетики составляет не менее 15%, а при производстве солнечной энергии — не менее 30%. Постепенно, до 2014 года, удельный объем украинской составляющей будет увеличен до 50%, что является достаточно гуманным соотношением: 50% национальная составляющая и 50% — иностранная. Это учитывая тот факт, что на Украине достаточно ресурсов, знаний и технологий для производства большинства компонентов для солнечных модулей.
В завершение хочется отметить, что Налоговый кодекс (НК) Украины, кроме общих правил налогообложения, предусматривает специальные правила налогообложения и перечень налоговых льгот для предприятий, работающих в сфере альтернативной энергии. Так, прибыль предприятий отрасли электроэнергетики от продажи электрической энергии, произведенной из восстанавливаемых источников энергии, временно, до 1 января 2021 года, освобождается от налогообложения. Предприятия, которые производят оборудование для производства «чистой» энергии, могут применить ставку 0% налогообложения прибыли предприятий при условии соблюдения специальных требований НК.
При применении как первой, так и второй упомянутой льготы следует учитывать ограничения по использованию денежных средств, освобожденных вследствие применения такой налоговой льготы. Так, освобожденные средства используются исключительно для увеличения объемов производства, переоснащения материально-технической базы, внедрения новых технологий, связанных с основной деятельностью таких предприятий и/или возвращения кредитов, использованных на вышеупомянутые цели и уплату процентов по ним.
Таким образом, рынок альтернативной энергии на Украине является инвестиционно емким, способным заинтересовать как национального, так и иностранного инвестора. Однако в силу определенных обстоятельств, среди которых немаловажными являются последствия финансово-экономического кризиса, рынок «зеленой» энергии более приоритетный для иностранного инвестора по причине наличия свободных финансовых ресурсов. С другой стороны, у государства есть все доступные инструменты, чтобы сделать этот рынок еще более привлекательным и снизить зависимость от дорогостоящих традиционных энергоресурсов.
ОБЕРКОВИЧ Сергей — партнер ЮФ «Гвоздий и Оберкович», г. Киев
Татьяна КИСТЫНЮК,
юрист МЮФ Integrites
Если говорить об основных предпосылках для привлечения инвестиций в альтернативную энергетику на глобальном уровне, то ими неизменно остаются: изменение климата и рост потребления энергии в мире. Когда же мы говорим об Украине, то очевидным является желание частных инвесторов воспользоваться крайне выгодным (одним из наивысших в Европе) зеленым тарифом для получения прибыли.
Несмотря на всеобщий интерес к альтернативной энергетике на Украине, как со стороны украинских, так и со стороны иностранных инвесторов, данный сегмент экономики не является настолько динамично растущим, как в некоторых странах Европы (Чехии, Италии, Германии). На Украине за последний год количество производителей «чистой» энергии, имеющих возможность работать по зеленым тарифам, удвоилось с 20 до 40 компаний.
Как ни парадоксально, но потоки иностранных инвестиций в альтернативную энергетику Украины «сдерживает» не отсутствие надлежащего нормативно-правового регулирования данного института, а скорее, недостаточно стабильное правовое поле для организации и надежного функционирования любого бизнеса с иностранным капиталом без «поддержки».
Алексей ФЕЛИВ,
партнер МЮФ BEITEN BURKHARDT
Иностранные инвестиции придут на Украину при соблюдении двух существенных условий, а именно: создания надежного инвестиционного климата в целом (защищенность инвестиций и возможность ведения бизнеса) и создания привлекательных инвестиционных условий для развития альтернативной энергетики в частности.
Позитивным на пути привлечения иностранных инвестиций является принятие в июле 2010 года Закона Украины «О землях энергетики и правовом режиме специальных зон энергетических объектов». Недоработанными остаются защищенность инвестиций и возможность ведения бизнеса. Хотя получение зеленого тарифа гарантируется законом, на практике инвестор может получить его только после строительства и введения в эксплуатацию соответствующей электростанции.
Таким образом, инвестор вынужден взять на себя полный финансовый риск, не имея при этом подтвержденного документа о получении зеленого тарифа. Принимая же во внимание бюрократические и другие проблемы при получении разрешительной документации на Украине, вряд ли такой подход будет стимулировать иностранных инвесторов.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…