Европейский суд «в помощь» — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №35 (714) » Европейский суд «в помощь»

Европейский суд «в помощь»

Мнение о том, что Европейская конвенция о защите прав человека и осново­положных свобод, исходя из ее названия, защищает права лишь физических лиц — ошибочно. Однако, несмотря на то, что не все положения Конвенции распространяются на юридических лиц, поскольку большинство прав и свобод присущи исключительно человеку, основные права, на нарушение которых жалуется бизнес, Конвенцией защищены. Речь идет о праве на мирное владение имуществом (статья 1 Протокола № 1 к Конвенции), различных аспектах права на справедливое судебное разбирательство (статья 6 Конвенции), право на свободу слова информационных компаний (статья 10 Конвенции), право на свободу объединений и некоторые другие. Однако подавляющее большинство жалоб касаются именно права собственности и несправедливости судебных процедур.

Битвы на большой арене

Часто государство, действуя «в общественных интересах», способно проявить несправедливость по отношению к бизнесу путем неправомерного и часто необоснованного вмешательства в его хозяйственную деятельность. Такая несправедливость государства проявляется в лишении собственности или ограничении в ее пользовании с помощью «законных трюков», или неспособности исполнить решение судов. И хотя «скрытая экспроприация» не имеет квалификации, а некоторые активы не являются «собственностью» в национальном праве, это не означает, что Европейский суд (Суд) автоматически признает жалобу в этом отношении неприемлемой.

Дело в том, что Суд оперирует автономным понятием собственности, которое не ограничивается понятием собственности на физические объекты и не зависит от официальной классификации в национальном законодательстве. Так, например, под «концепцию собственности» Суда может подпадать: материальная собственность, претензии и задолженности, будущие доходы, профессиональная клиентура и экономические интересы, интеллектуальная ­собственность, социальные выплаты и др.

То, что украинская компания в состоянии доказать свою правоту, подтверждается решениями «Совтрансавто против Украины», «МЧП Голубь против Украины», «Агротехсервис против Украины» и другими решениями, в которых бизнес не только отстоял свою правовую позицию, но и получил компенсацию за нарушения положений Конвенции.

В деле «Интерсплав против Украины», которое касалось задержек возмещения НДС заявителю, Суд пришел к выводу, что наиболее подходящей формой удовлетворения было бы устранение административной практики задержек по возмещению НДС, противоречащей статье 1 Протокола № 1 к Конвенции (право на мирное владение имуществом). Суд не только обязал Украину выплатить имеющуюся задолженность, но и назначил 25 тыс. евро компенсации за установленные нарушения.

В деле «Украина-Тюмень против Украины» Суд очередной раз повторил, что пересмотр дела в порядке надзора является нарушением статьи 6 Конвен­ции (право на справедливый суд). Акционер­ное общество «Торговый дом Украина-Тюмень» также жаловалось на то, что государство незаконно лишило его имущества — здания, которое было частью его уставного капитала. В данном деле Суд признал, что Украина нарушила право украинской компании на мирное владение имуществом, назначив почти 340 тыс. евро в качестве компенсации за понесенный материальный ущерб и моральный вред.

В очень редких случаях Украина может признать требования заявителя перед Судом. Так, например, в деле «Олимпекс ЛТД против Украины» стороны достигли дружественного соглашения, в соответствии с которым заявитель отказался от своей жалобы в обмен на обязательство Украины выплатить ему более 16, 5 млн грн. Однако в подавляющем большинстве случаев государство с присущей ему изворотливостью будет сопротивляться любым спорам заявителей в Суде.

На сегодняшний день на рассмотрении Суда находятся дела ЮКОСа и S.P.I. против Российской Федерации, в которых заявители жалуются на неправомерное лишение их собственности. Компании требуют компенсации в сотни миллионов долларов.

Мастер-класс для жалобщиков

При этом необходимо отметить, что качество жалоб, которые подаются собственниками компаний, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Проблема заключается в том, что большинство предпринимателей не прибегают к помощи юристов, специализирующихся на праве Суда, и пишут жалобы самостоятельно, часто копируя кассационные жалобы. Некоторые юристы, ознакомившись с некачественными переводами решений Суда в Интернете, также могут допускать серьезные ошибки, которые впоследствии приведут к признанию жалоб неприемлемыми.

Поскольку защита собственности является наиболее важной для бизнеса, необходимо правильно подойти к возникшей проблеме.

Прежде всего, необходимо определить, может ли ваш клиент жаловаться на нарушение статьи 1 Протокола № 1 к Конвенции, и связаны ли оспариваемые решения с «собственностью» по смыслу положения Протокола. Затем, собственно, имело ли место вмешательство государства в право бизнеса на мирное владение имуществом, было ли оно законным, пропорциональным и оправданным, а также необходимым в демократическом обществе. Если вы ответите на эти вопросы самостоятельно, то увидите слабые и сильные стороны жалобы и, соответственно, изложите ее в наиболее выгодной для вас манере. Данный подход разработан Судом, и именно так он будет рассматривать жалобу бизнеса против Украины или любой другой страны-ответчицы.

Во время активной фазы обмена возражениями между правительством и заявителем необходимо четко изложить свои требования о возмещении компенсации. Компенсация, или, согласно терминологии Суда, справедливая сатисфакция включает в себя материальный ущерб и моральный вред, а также расходы и издержки, понесенные заявителем в результате процедур перед Судом. В том случае, если требования справедливой сатисфакции были указаны в первоначальной жалобе, но не были подтверждены на стадии коммуникации и/или соответствующими документами, Суд, признав нарушение Конвенции, может и не присудить компенсацию. Кроме того, оценивая нарушения, Суд может посчитать, что признание нарушения Конвенции является достаточной сатисфакцией по делу.

В последнее время украинские компании все больше проявляют интерес к такому международному механизму защиты своих прав и интересов, как Европейский суд по правам человека. Причиной такого неподдельного интереса к Суду является его беспристрастность и независимость. Это своего рода последний шанс на восстановление справедливости для украинских компаний независимо от того, имеют ли они на руках выигранное дело в национальных судах, или нет. Часто решающим в таком международном споре может оказаться опыт и профессионализм юридического представителя, которого выберет украинская компания для защиты своих интересов.

КРИСТЕНКО Андрей — cтарший юрист юридической фирмы ILF, г. Харьков


Мнение

Утрата возможностей — повод для компенсации

Марианна ЯРОЩУК,
старший юрист МЮФ Integrites

Украинские юридические лица активно пользуются правом на обращение в Европейский суд, в результате чего для них было постановлено немалое количество позитивных решений.

Очень часто при обращении в суд с жалобой о нарушении пункта 1 статьи 6 Конвенции (право на справедливый суд), примером чего являются дела «ООО «Солаз» против Украины», «Востокмаш-Аванта против Украины», сторона заявляет о продолжительности судебного производства. Суд, рассматривая данное основание в случае жалоб на справедливый суд, оценивает обстоятельства дела и следующие критерии: сложность дела, поведение заявителя и соответствующих государственных органов, а также сложность спора для заявителя (в качестве примера — решение по делу «Фрид­лендер против Франции», № 30979/96, пункт 43, ЕСПЧ 2000-VII).

На практике по делам статьи 10 Кон­венции (свобода выражения взглядов) суд разделяет факты и оценочные суждения. Если существование фактов может быть подтверждено, правдивость оценочных суждений не поддается доказыванию. Требование доказать правдивость оценочных суждений является неосуществимым и нарушает свободу выражения мысли, являющуюся фундаментальной частью права (дело Lingens v. Austria).

При подаче заявлений по статье 1 Первого протокола к Конвенции (защита собственности), например, по делу «Интерсплав против Украины», юридические лица должны учитывать, что обязанность доказать существование прямой причинной связи между нарушением права, гарантированного Конвенцией, и заявленным материальным вредом возлагается на заявителя. В то же время суд может присудить заявителю в некоторых случаях надлежащую компенсацию за утрату реальных возможностей (примером служат дела «Пелисье и Сасси против Франции», № 25444/94, § 80, CEDH 1999-II).

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Юридический форум

Тактический прием

Актуальный документ

Документы и аналитика

Зарубежное исполнение

Акцент

Адвокатура пробивается

В фокусе

Беззащитная защита

Государство и юристы

Пожиточный минимум

До чего «коза» довела

Государство и юристы

Новости законотворчества

Фондовому рынку — гарантированные инвестиции

Ограничения для госслужбы

Техническая составляющая импичмента

Документы и аналитика

Третейская оговорка чревата судом

Кадровые новости

Юрисконсульт

Структурные изменения в ГП «Держпостачання» Государственного управления делами

Книжная полка

M&A: практический опыт

Неделя права

Второй уровень аккредитации

Неделя права

Новости из-за рубежа

Конституционный суд ФРГ обложит сутяг пошлиной

Судьи против закона о дисциплинарной ответственности

Учителя отстаивают право общаться с учениками в соцсетях

Неделя права

Адвокатский уголок

КСУ засучил рукава

Жалобы Минюст обходят

Новости из зала суда

Судебная практика

В «Деле Корнийчука» суд начал допрашивать экспертов

АК «Правочин» успешно представила интересы компании Lantmannen Axa

Компания «Порше Иммобилиен Украина» не будет выплачивать 16,7 млн грн штрафа

Новости юридических фирм

Частная практика

DLA Piper консультировала InterContinental Hotels Group относительно проекта Crowne Plaza Kiev

Schoenherr выступила юрсоветником Amerigon Incorporated

«Саенко Харенко» — юридический советник в связи с реструктуризацией кредитов компании «XXI Век»

Clifford Chance консультирует консорциум банков по реструктуризации долга «Донецкстали»

«Василь Кисиль и Партнеры» успешно представила интересы компании Astellas Pharma

«Авеллум Партнерc» консультирует UPD по вопросам привлечения синдицированного кредита

Отрасли практики

Зеленая энергия

Без вины виноватые

Остановка разрешена?

Цитата — не воробей…

Экспорт «на ручнике»

Европейский суд «в помощь»

Бумажная стена градостроения

Переход

Частная практика

Татьяна Слипачук вышла из состава партнеров ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры»

Рабочий график

Закрепляя традицию

КАЛЕНДАРЬ на неделю

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Решения недели

Судебная практика

Факторинг

Совместное пользование

Самое важное

Двадцать лет спустя

Судебная практика

Политический расчет

Судебная практика

Судебные решения

О правовых последствиях бездеятельности наследника по принятию наследства

О нюансах взыскания оплаты за время простоя

Судебная практика

Доверенность с приветом

Тема номера

Нотариусы и Госреестр правы

«Модернизация» наследования

Реформы и непорядок

Частная практика

Пропуск нового образца

Обет молчания юрфирм

Юридический форум

Правовое влияние

Начался второй этап стипендиального конкурса DLA Piper

Юрисконсульт

Цена победы. Торг уместен

Эксперт «по страданиям»

Завеса банковской тайны

Інші новини

PRAVO.UA