Обет молчания юрфирм — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №35 (714) » Обет молчания юрфирм

Обет молчания юрфирм

Украинские юридические фирмы традиционно имеют имидж информационно закрытых структур. И если информация о сопровождаемых сделках и судебных делах все-таки становится достоянием общественности, то лишь единицы разглашают сведения собственно о фирме — числе юристов, доходах, почасовых ставках, уровне зарплат. В США и Европе ситуация диаметрально противоположная: наряду со сделками, относительно разглашения которых сложились определенные стандарты — называются сумма сделки и все юридические советники, как контрагенты, так и субподрядные, количественные показатели работы юрфирмы рассматриваются как важный маркетинговый инструмент, и публикация, к примеру, годового отчета юрфирмы постепенно становится доброй традицией. Интересно, что международные юридические фирмы, придя на Укра­ину, зачастую «забывают» о пользе и стандартах транспарентности и присоединяются к обету молчания, царящему на украинском рынке юридических услуг.

Основанием для сокрытия той или иной информации о работе юристов называют либо соглашения о конфиденциальности, либо требования закона относительно соблюдения адвокатской тайны.

«Информационная закрытость юридических фирм и адвокатских объединений объясняется, прежде всего, тем, что в силу особенностей услуг, которые предоставляют юристы, не каждый клиент хочет, чтобы вопросы, по которым гражданин или юридическое лицо обращались к юристу, а также суть полученных консультаций, советов, разъяснений стали достоянием общественности», — считает Андрей Тарасов, управляющий партнер ЮК «Тарасов и Партнеры».

Партнер АО «Волков и Партнеры» Роман Дрожанский причину информационной закрытости юрфирм объясняет повышенной чувствительностью информации, предоставляемой юрфирмам клиентами. «Специфика юридического бизнеса подразумевает то, что юристам передается наиболее конфиденциальная информация, которая, в случае разглашения, может нанести серьезный вред интересам клиента. Соответственно, юрфирмы зачастую тоже стараются разглашать минимум информации о выполняемой ими работе в связи с соответствующими требованиями клиентов. Под гриф «конфиденциально» обычно подпадает любая информация о проектах, над которыми работает фирма (за исключением случаев, когда публичность требуется для защиты интересов клиента). Часто конфиденциальной является даже информация о самом факте сотрудничества юрфирмы с конкретным клиентом», — объясняет он.

По мнению Анны Цират, партнера ЮФ «Юрвнешсервис», основная причина — Закон Украины «Об адвокатуре» (Закон), который в статье 9 устанавливает, что предметом адвокатской тайны являются вопросы, по которым клиент (гражданин или юридическое лицо) обратился к адвокату, включая любые сведения, полученные адвокатом при осуществлении своих профессиональных обязанностей. Адвокату, помощнику адвоката, должностным лицам адвокатских объединений запрещается разглашать сведения, которые составляют предмет адвокатской тайны, и использовать их в своих интересах или в интересах третьих лиц.

«Указанная норма Закона обязывает подводить под гриф «конфиденциально» любую информацию, полученную от клиента. Таким образом, зачастую, адвокат даже не может упоминать в прессе наименования своих клиентов, не говоря уже о суммах сделок, контр­агентах и т. п. Для того чтобы это делать, адвокат должен иметь прямое разрешение от клиента. Хотя в типовых договорах с клиентом и может стоять положение о праве адвоката называть наименование клиента и сумму сделки или спора, как правило, клиенты неохотно идут на такое положение договора», — отмечает г-жа Цират.

Выход из ситуации — юристы могут информировать общественность о своей работе и достижениях путем распространения обезличенной информации на персональных сайтах, а то и в прессе. Для «общественности» опасность такого подхода заключается в невозможности получения адекватной картины рынка — фраза «сопровождали получение многомиллионного кредита ведущим агропроизводителем Украины» содержит явно недостаточно полезной информации. Кроме того, что сплошь и рядом юридических советников в трансакции может быть несколько, о чем все скромно умалчивают… Отрадно, что таких «новостей» становится все меньше, и юристы стремятся (в рамках позволенного) предоставить свою работу в выгодном свете, чему транспарентность только способствует.

Сложившаяся ситуация, похоже, всех устраивает. «Оба участника отношений (юрфирма и клиент) заинтересованы в сохранении конфиденциальности. Это объясняется тем, что чаще всего к юристу обращаются за помощью в ведении бизнеса или судебных дел. В суде же, как и в бизнесе, определяющее значение имеют не только и не столько сложившиеся обстоятельства, сколько тактика и стратегия ведения борьбы. Секретность же намерений, методов и целей — это важнейший элемент юридической тактики», — считает Андрей Тарасов.

«Культура потребления юруслуг в части информационной открытости достаточно стойко сформировалась и никакого дополнительного влияния не требует. Законом четко урегулирована обязанность адвоката хранить полученную от клиента информацию. Юристы же, которые не являются адвокатами, хранят информацию о клиенте от ее разглашения, принимая во внимание желание клиента и свои внутренние убеждения», — добавляет он.

Анна Цират считает, что больше всего в конфиденциальности заинтересован клиент: «Адвокат не имеет своего интереса при предоставлении консультации. Он лишь соблюдает требования закона. К тому же, достаточно часто юрист дополнительно подписывает договор о конфиденциальности». Она также отмечает, что адвокаты не должны как-либо влиять на информационную открытость, то есть способствовать тому, чтобы их клиенты раскрывали как можно больше информации о себе. Дело адвоката — лишь исполнять волю клиента в соответствии с его инструкциями.

Что касается раскрытия информации собственно о юрфирме (которая относится к разряду конфиденциальной исключительно по решению самой фирмы), то аргументами в пользу сокрытия информации могут быть как нежелание давать конкурентам дополнительные сведения (которые могут быть использованы, например, для переманивания клиентов или сотрудников), так и опыт прошлых лет, когда бизнес не отличался особой прозрачностью, а «подозрительно успешной» компанией вполне могли заинтересоваться государственные структуры. Причем представляется, что последний фактор даже весомей, ведь ведущие игроки рынка юруслуг прекрасно осведомлены о состоянии дел ближайших конкурентов.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Юридический форум

Тактический прием

Актуальный документ

Документы и аналитика

Зарубежное исполнение

Акцент

Адвокатура пробивается

В фокусе

Беззащитная защита

Государство и юристы

Пожиточный минимум

До чего «коза» довела

Государство и юристы

Новости законотворчества

Фондовому рынку — гарантированные инвестиции

Ограничения для госслужбы

Техническая составляющая импичмента

Документы и аналитика

Третейская оговорка чревата судом

Кадровые новости

Юрисконсульт

Структурные изменения в ГП «Держпостачання» Государственного управления делами

Книжная полка

M&A: практический опыт

Неделя права

Второй уровень аккредитации

Неделя права

Новости из-за рубежа

Конституционный суд ФРГ обложит сутяг пошлиной

Судьи против закона о дисциплинарной ответственности

Учителя отстаивают право общаться с учениками в соцсетях

Неделя права

Адвокатский уголок

КСУ засучил рукава

Жалобы Минюст обходят

Новости из зала суда

Судебная практика

В «Деле Корнийчука» суд начал допрашивать экспертов

АК «Правочин» успешно представила интересы компании Lantmannen Axa

Компания «Порше Иммобилиен Украина» не будет выплачивать 16,7 млн грн штрафа

Новости юридических фирм

Частная практика

DLA Piper консультировала InterContinental Hotels Group относительно проекта Crowne Plaza Kiev

Schoenherr выступила юрсоветником Amerigon Incorporated

«Саенко Харенко» — юридический советник в связи с реструктуризацией кредитов компании «XXI Век»

Clifford Chance консультирует консорциум банков по реструктуризации долга «Донецкстали»

«Василь Кисиль и Партнеры» успешно представила интересы компании Astellas Pharma

«Авеллум Партнерc» консультирует UPD по вопросам привлечения синдицированного кредита

Отрасли практики

Зеленая энергия

Без вины виноватые

Остановка разрешена?

Цитата — не воробей…

Экспорт «на ручнике»

Европейский суд «в помощь»

Бумажная стена градостроения

Переход

Частная практика

Татьяна Слипачук вышла из состава партнеров ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры»

Рабочий график

Закрепляя традицию

КАЛЕНДАРЬ на неделю

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Решения недели

Судебная практика

Факторинг

Совместное пользование

Самое важное

Двадцать лет спустя

Судебная практика

Политический расчет

Судебная практика

Судебные решения

О правовых последствиях бездеятельности наследника по принятию наследства

О нюансах взыскания оплаты за время простоя

Судебная практика

Доверенность с приветом

Тема номера

Нотариусы и Госреестр правы

«Модернизация» наследования

Реформы и непорядок

Частная практика

Пропуск нового образца

Обет молчания юрфирм

Юридический форум

Правовое влияние

Начался второй этап стипендиального конкурса DLA Piper

Юрисконсульт

Цена победы. Торг уместен

Эксперт «по страданиям»

Завеса банковской тайны

Інші новини

PRAVO.UA