Цитата — не воробей… — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №35 (714) » Цитата — не воробей…

Цитата — не воробей…

Действующее законодательство Укра­ины содержит условия, которые должны быть обязательно соблюдены при свободном использовании произведений. Анализируя положения Гражданского кодекса Украины и Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» (Закон), можно сделать вывод, что свободное (бездоговорное и бесплатное) использование произведений возможно в отношении правомерно опубликованных произведений, в объеме, оправданном целью свободного использования произведения, и при условии, что не будет нанесен ущерб их нормальному использованию и не будут безосновательно ограничиваться законные интересы авторов.

Нарушение условий свободного использования произведения в качестве цитаты является нарушением авторских прав, поэтому при использовании цитат необходимо выполнять правила цитирования и требования законодательства об авторском праве и смежных правах во избежание нарушений прав относительно объектов авторского права.

Таким образом, разрешается свободное использование короткого отрывка из правомерно опубликованного музыкального произведения путем включения его в отдельное самостоятельное музыкальное произведение при условии соблюдения требований относительно такого использования.

Легкость опознания

Особенности требований относительно правомерного свободного использования цитат из музыкальных произведений охватывают сразу несколько важных моментов. Допустимый объем цитаты из музыкального произведения, как и цитат из других видов произведений, определяется в зависимости от цели цитирования, которой, согласно статье 1 Закона, является ссылка на взгляды другого автора в аутентичной формулировке или попытка сделать более понятными свои утверждения.

Особый характер цитирования музыкального произведения подчеркивается тем, что при его цитировании необходимо использование или привлечение целостных фрагментов другого музыкального произведения, которые должны быть достаточно длинными для того, чтобы слушатель мог легко узнать цитату.

Очевидно, что при использовании цитат в музыкальных произведениях решающим является не формальный элемент, а содержательный, поэтому требование о наличии внутренней смысловой связи цитируемого произведения с произведением, в котором используется цитата, чрезвычайно важна именно при использовании музыкальных цитат. Используя фрагмент музыкального произведения в качестве цитаты, необходимо учитывать запрет изменения содержания цитаты. По нашему мнению, допустимо внесение изменений в музыкальные цитаты, касающихся тональности, но при этом цель цитирования должна быть соблюдена.

Законодательное требование относительно указания при свободном использовании произведения источника заимствования цитаты является проблематичным при цитировании музыкальных произведений. В случае использования цитат из музыкальных произведений, которые зафиксированы в нотных записях, источник заимствования может быть указан в самом музыкальном произведении путем помещения комментария в качестве его части. В случае, когда музыкальные произведения не зафиксированы в нотах, источник заимствования может быть указан, например, в сопроводительной информации к CD или в программном буклете. В случае распространения музыкальных произведений через сеть Интернет, источник заимствования может быть указан с помощью гиперссылки, а при воспроизведении звуковых файлов — с помощью оптической вставки.

Из сэмпла нот не выбросишь

Цитирование музыкального произведения, переработка и создание сэмплов — действия, имеющие разную правовую квалификацию. В отличие от цитирования при переработке (аранжировке, ремиксе) музыкального произведения или использовании сэмплов необходимо заключение в письменной форме авторского договора о передаче исключительного/неисключительного права на использование произведения со всеми правообладателями авторских и смежных прав на соответствующее музыкальное произведение и на использование сэмплов, если последние являются результатом творческой деятельности.

При переработке музыкального произведения, в отличие от использования сэмплов, имеет место изменение мелодии, гармонии, ритма, меняется концепция звучания, следствием чего является создание отдельного объекта авторского права и правовой охраны — производного музыкального произведения.

Применение же сэмплов всегда носит фрагментарный характер и, очевидно, в подавляющем большинстве случаев используется какой-либо известный отрывок. При этом смысл менять мелодию, гармонию или ритм заимствованного отрывка отсутствует.

Основным отличием между понятиями сэмпла и цитаты является, по нашему мнению, то, что использование сэмпла в большинстве случаев преследует отличную от использования цитаты цель — увеличить количество продаж музыкального произведения с использованием известного сэмпла — и прямо ограничивает авторские права и законные интересы правообладателя, вступая в конкуренцию с ними, с чем и связан тот факт, что доступ к базам сэмплов и фонотекам является закрытым, а авторские права на сэмплы, как самостоятельные части произведения, принадлежат правообладателям.

Право свободного использования музыкального произведения в качестве цитаты, в отличие от использования сэмплов, само по себе не должно ограничивать законные интересы правообладателей. Оно применяется в конкретных исключительных случаях и должно реализовываться с соблюдением установленных правил относительно условий цитирования.

Пункт 5 статьи 5 Директивы Евро­пейского Парламента и Совета 2001/29/EC от 22 мая 2001 года (Директива) предусматривает трехуровневую систему требований к ограничениям авторского права, в том числе и к такой форме ограничений, как использование музыкального произведения в качестве цитаты.

Анализируя следующее положение пункта 5 статьи 5 Директивы о том, что ограничения авторского права не должны противоречить условиям нормального использования произведения, можно сделать вывод, что музыкальное произведение, в котором используется цитата, и цитируемое произведение не должны находиться в отношениях конкуренции (что возможно и, как правило, происходит при использовании сэмплов).

Положение № 44 Директивы обращает внимание на необходимость более узкого толкования ограничений авторского права, учитывая условия новой электронной среды и необходимость соблюдения законных интересов правообладателей. В контексте использования музыкальных произведений это требование относится, прежде всего, к заимствованиям из музыкальных произведений с использованием цифровой техники, а именно сэмплов. И напротив, при использовании других видов заимствований из музыкальных произведений право Европейского Союза не предусматривает обязанности более узкого толкования рамок ограничений авторского права.

САМОЙЛЕНКО Вадим — партнер ЮФ «Астерс», г. Киев,

КАПИТОНЕНКО Антон — юрист ЮФ «Астерс», г. Киев


Комментарии

Свободу творчества — в узы закона

Дмитрий НИКУЛЕСКО,
старший юрист ПЮА «Дубинский и Ошарова»

Основная задача внешней политики Украины — адаптация законодательства Украины к международным стандартам. Требования Директивы 2001/29/EC имеют рекомендационный характер для Украины. К сожалению, некоторые ограничения все еще не нашли отображения в законе. К таким относятся: использование музыкальных произведений, являющихся кратковременной или второстепенной частью технологического процесса, цель которого — осуществление передачи между третьими лицами и посредником в сети либо законное использование; воспроизведение музыкальных произведений организациями вещания по запросу социальных институтов в некоммерческих целях, только при условии получения справедливого вознаграждения правообладателями и прочее, исключая любую другую коммерческую цель.

И все же свобода творчества является одним из основополагающих начал, гарантируемых Конституцией, Гражданским кодексом Украины. Поэтому, если цитируя музыкальное произведение и тем самым осуществляя свое право на свободу творчества, лицо не соблюдает правила цитирования, установленные Законом, такие действия являются неправомерными.

Законный микс

Дарья БОГАТЧУК,
юрист ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры»

Создание музыкального произведения — юридический факт, вследствие которого возникает авторское право. В мире современной музыки увеличивается количество музыкальных произведений, созданных путем сэмплирования, то есть перемещения отрывков одного музыкального произведения в другое. Сэмплом чаще всего является наиболее запоминающийся фрагмент известного музыкального произведения, который используется в новом музыкальном произведении и может обеспечить ему популярность.

Так, в соответствии со статьей 21 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора и источника заимствования допускается использование цитат (коротких отрывков) из опубликованных музыкальных произведений, если: 1) музыкальное произведение, в которое включаются цитаты (короткие отрывки), носит ­критический, полемический, научный или информационный характер; 2) использование цитат (коротких отрывков) имеет место в объеме, оправданном хотя бы одной из обозначенных выше целей.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Юридический форум

Тактический прием

Актуальный документ

Документы и аналитика

Зарубежное исполнение

Акцент

Адвокатура пробивается

В фокусе

Беззащитная защита

Государство и юристы

Пожиточный минимум

До чего «коза» довела

Государство и юристы

Новости законотворчества

Фондовому рынку — гарантированные инвестиции

Ограничения для госслужбы

Техническая составляющая импичмента

Документы и аналитика

Третейская оговорка чревата судом

Кадровые новости

Юрисконсульт

Структурные изменения в ГП «Держпостачання» Государственного управления делами

Книжная полка

M&A: практический опыт

Неделя права

Второй уровень аккредитации

Неделя права

Новости из-за рубежа

Конституционный суд ФРГ обложит сутяг пошлиной

Судьи против закона о дисциплинарной ответственности

Учителя отстаивают право общаться с учениками в соцсетях

Неделя права

Адвокатский уголок

КСУ засучил рукава

Жалобы Минюст обходят

Новости из зала суда

Судебная практика

В «Деле Корнийчука» суд начал допрашивать экспертов

АК «Правочин» успешно представила интересы компании Lantmannen Axa

Компания «Порше Иммобилиен Украина» не будет выплачивать 16,7 млн грн штрафа

Новости юридических фирм

Частная практика

DLA Piper консультировала InterContinental Hotels Group относительно проекта Crowne Plaza Kiev

Schoenherr выступила юрсоветником Amerigon Incorporated

«Саенко Харенко» — юридический советник в связи с реструктуризацией кредитов компании «XXI Век»

Clifford Chance консультирует консорциум банков по реструктуризации долга «Донецкстали»

«Василь Кисиль и Партнеры» успешно представила интересы компании Astellas Pharma

«Авеллум Партнерc» консультирует UPD по вопросам привлечения синдицированного кредита

Отрасли практики

Зеленая энергия

Без вины виноватые

Остановка разрешена?

Цитата — не воробей…

Экспорт «на ручнике»

Европейский суд «в помощь»

Бумажная стена градостроения

Переход

Частная практика

Татьяна Слипачук вышла из состава партнеров ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры»

Рабочий график

Закрепляя традицию

КАЛЕНДАРЬ на неделю

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Решения недели

Судебная практика

Факторинг

Совместное пользование

Самое важное

Двадцать лет спустя

Судебная практика

Политический расчет

Судебная практика

Судебные решения

О правовых последствиях бездеятельности наследника по принятию наследства

О нюансах взыскания оплаты за время простоя

Судебная практика

Доверенность с приветом

Тема номера

Нотариусы и Госреестр правы

«Модернизация» наследования

Реформы и непорядок

Частная практика

Пропуск нового образца

Обет молчания юрфирм

Юридический форум

Правовое влияние

Начался второй этап стипендиального конкурса DLA Piper

Юрисконсульт

Цена победы. Торг уместен

Эксперт «по страданиям»

Завеса банковской тайны

Інші новини

PRAVO.UA