14 декабря прошлого года Верховный Совет Украины принял Закон Украины «Об ускоренном пересмотре регуляторных актов, принятых органами и должностными лицами местного самоуправления» (Закон). Данный Закон, разработанный по инициативе Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства (Госкомпредпринимательства), был подписан Президентом Украины 5 января с.г. и вступил в силу 11 января с.г.
Основная цель принятия Закона — установить правовые основы проведения ускоренного пересмотра всех регуляторных актов органов местного самоуправления и их должностных лиц на соответствие их принципам государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности в установленные сроки. А это ни много ни мало 90 дней с момента вступления в силу Закона. Иными словами — проверочный процесс уже начался. Отметим, Закон представляет собой перечень конкретных заданий для одноразового применения, что не только не соответствует общим требованиям к содержанию закона как нормативно-правового акта государства, но и нарушает принцип правовой и организационной самостоятельности местного самоуправления в разрешении вопросов местного значения.
Согласно статье 1 Закона, под ускоренным пересмотром регуляторных актов следует понимать комплекс мер и действий, направленных на обеспечение наиболее быстрого приведения регуляторных актов, принятых органами и должностными лицами местного самоуправления, в соответствие с принципами государственной регуляторной политики, для чего предусмотрена следующая процедура. Сначала в семидневный срок составляются общие перечни всех регуляторных актов местных органов власти, в течение 45 дней рабочие комиссии проводят их анализ, по итогам которого готовятся предложения, и напоследок — обобщение результатов и приведение актов в соответствие с принципами госполитики.
Примечательно, что обязанность пересмотра регуляторных актов возложена законодателем на рабочие комиссии, в состав которых на паритетных основах должны войти депутаты местных советов, должностные лица исполнительных комитетов органов местного самоуправления, представители объединений субъектов хозяйствования, работодателей, общественных организаций потребителей и другие. Маловероятно, что установленный Законом пятидневный срок для организации такого важного процесса, как формирование рабочих комиссий, от которых, собственно, и зависит результат ускоренного пересмотра актов, может обеспечить реальное участие общественности. Тем более, что 13 января с.г. Госкомпредпринимательства утвердил методические рекомендации относительно формирования и деятельности таких рабочих групп, согласно которым количественный состав комиссий не регулируется — необходимо исходить из потребностей обеспечения необходимого уровня представительства всех сторон и эффективной работы.
В ходе проведения анализа регуляторных актов рабочие комиссии выявляют акты, которые не соответствуют принципам государственной регуляторной политики, и определяют способ приведения их в соответствие с этими принципами — путем внесения изменений, признания их утратившими законную силу или отмены. После этого органы и должностные лица местного самоуправления принимают соответствующие акты, а их копии предоставляют в качестве отчета Госкомпредпринимательству, Совету министров АРК и соответствующим местным государственным администрациям. Если на протяжении 90 дней местные органы не признали утратившими силу или не отменили несоответствующие регуляторные акты Госкомпредпринимательства, Совет министров АРК, соответствующие местные госадминистрации обращаются в административный суд с соответствующим иском (часть 5 статьи 8 Закона).
Примечательно, что рабочие комиссии создаются сельскими, поселковыми, городскими председателями, Киевским городским председателем, председателем Севастопольского горсовета, а также председателями районных в городах, районных и городских советов для проведения анализа актов соответствующих органов и должностных лиц местного самоуправления. За исключением одного случая. Обязанность формирования комиссий по пересмотру актов, принятых ликвидированными осенью прошлого года районными в г. Киеве советами, возложена на мэра г. Киева. Причем Закон не устанавливает единого порядка пересмотра и отмены таких решений, который мог бы применяться в схожих случаях в будущем.
© Юридична практика, 1997-2023. Всі права захищені
Пожалуйста, подождите…