600-90_WAIT
прапор_України

Генеральний партнер 2023 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №4 (683) » Европейский порыв

Европейский порыв

Принято более 200 решений Европей­ского суда по правам человека, в которых установлено нарушение Украиной статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод в части права на исполнение судебного решения в разумный срок, и только к 15-летию действия для Украины Конвенции проблему готовы решать.

Но катализатором, к сожалению, оказалось одно из решений Европейского суда — по делу «Юрий Николаевич Иванов против Украины», очередное против Украины в этой сфере. Решением по данному делу суд обязал Украину до 15 января 2011 года принять меры общего характера для разрешения системной проблемы с неисполнением решений судов.

С бюджетом напрямую

В ходе подготовки к исполнению этого решения было установлено, что имеются три основные причины, препятствующие надлежащему исполнению судебных решений:

— мораторий на наложение взыскания на имущество предприятий, доля государства в уставном капитале которых составляет более 25 %;

— мораторий на удовлетворение требований кредиторов предприятий топливно-энергетического комплекса;

— отсутствие бюджетного финансирования для исполнения решений судов, принятых в пользу граждан и юридических лиц, должником по которым выступают органы государственной власти.

Именно их предлагают устранить авторы проекта Закона Украины «О гарантиях государства по исполнению решений суда», внесенного Кабинетом Министров Украины и зарегистрированного в парламенте 14 января с.г. (№ 7562).

Проект предусматривает, что государство гарантирует исполнение решения суда относительно взыскания средств и наложения определенных обязательств относительно имущества, ответчиком по которым является государственный орган, государственное предприятие (учреждение, организация) или юридическое лицо, принудительная реализация имущества которого запрещена законом, если взыскателем по такому решению является субъект частного права — физическое или юридическое лицо.

В случае если должником по делу является государственный орган, взыскатель направляет в Государственное казначейство Украины исполнительный лист и сведения, необходимые для перечисления суммы взыскания. После того, как будут поданы все необходимые документы, казначейство исполняет решение путем списания средств со счетов соответствующего органа, а в случае недостаточности средств — с Госбюджета в пределах бю­джетных назначений на эти цели.

При этом срок исполнения решения — не более трех месяцев. В противном случае государство обязано выплатить компенсацию. Согласно проекту, ее размер составит 0,3 % годовых, которые будут начисляться с первого дня просрочки.

Что же касается государственных предприятий и предприятий, «оберегаемых государством» путем установления запретов на взыскание с них даже по судебным решениям, государство намерено гарантировать исполнение решений в следующем порядке. В случае вступления в силу судебного решения, должником по которому является такое предприятие, взыскатель в общем порядке обращается в государственную исполнительную службу. Но если в течение шести месяцев госисполнитель не сможет исполнить такое решение в общем порядке, он должен составить акт и передать исполнительный лист Государственному казначейству для исполнения в том же порядке, что и для решений, должником по которым являются государственные органы.

Как отмечала, презентуя законопроект, Правительственный уполномоченный по делам Европейского суда по правам человека Валерия Лутковская на пресс-конференции 17 января с.г., фактически исполняя решение «Юрий Николаевич Иванов против Украины» при подготовке этого законопроекта, была учтена позиция Европейского суда по делу «Козачек против Украины», в котором суд указал, что государство не должно создавать дополнительные препятствия и требования для гражданина для того, чтобы решение суда в его пользу было исполнено. Как отметила г-жа Лутковская, в случае внедрения предложенного проектом механизма, гражданину будет достаточно раз обратиться в государственный орган и ожидать исполнения решения. В крайнем случае (если в бюджете не окажется достаточных средств, чтобы исполнить решение свое­временно), взыскание он получит с компенсацией. При этом его не будут «беспокоить» вопросы, связанные с взаимоотношениями между государственными органами и Государственным бюджетом. Взыскателя не должно волновать, со счета какого органа будет списана полагающаяся ему по судебному решению сумма.

Кабинету Министров виднее

Одновременно с этим проектом предлагается отменить мораторий на принудительную реализацию имущества, а также изменить порядок предоставления отдельных видов льгот, в частности, предусмотренных Законами Украины «О милиции», «О прокуратуре», «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы», «О статусе ветеранов войны и их социальной защите», «Об основных мерах социальной защиты ветеранов труда и других граждан пожилого возраста на Украине», «О пожарной безопасности», «О защите растений», «О жертвах нацистских преследований», «О социальной защите детей войны», Горным законом Украины, Основами законодательства Украины о культуре и Основами законодательства Украины о здравоохранении. Предполагается, что размер и порядок выплат социальных льгот, предусмотренных этими актами, будет устанавливать Кабинет Министров Украины.

Стоит отметить, что вследствие таких изменений не исключается вероятность того, что в какой-то период времени размер льгот или социальных надбавок будет ниже, чем ныне установлено законами. Однако, отвечая на вопросы журналистов, Валерия Лутковская отметила, что размер льгот может стать меньшим, но будет соответствовать реальным возможностям государства осуществить выплаты. Кроме того, г-жа Лутковская выразила оптимизм, что это может означать, что со временем будет увеличен размер таких социальных льгот и выплат. При этом она подчеркнула, что проектом не предусмотрена отмена существующих льгот.

Суммы и сроки

Вместе с тем не все так радужно с законопроектом. Прежде всего, отметим, что он только зарегистрирован в парламенте. Хотя Комитет Верховного Совета Украины по вопросам правосудия, по заявлению председателя Комитета, готов его всячески поддерживать, это не является гарантией, что ко второму чтению текст останется без изменений. Скорее, наоборот.

Второй проблемный нюанс: срок вступления в силу, который правительство считает приемлемым, — новый бюджетный год, то есть новая процедура, сможет заработать не раньше 1 января 2012 года. С одной стороны, действительно в нынешнем бюджете не предусмотрены средства ни на исполнение решений госорганов, ни тем более на гарантии по решениям против госпредприятий и других указанных выше юридических лиц. С другой стороны — упрощенная процедура сможет применяться только к решениям, принятым после вступления в силу закона, и по спорам, возникшим после этой даты. То есть все решения, принятые и не исполненные в настоящее время, будут исполняться позже, чем «новые» решения. Пунктом 4 Заключительных и переходных положений проекта предлагается установить, что задолженность по решениям судов, подпадающим под действие этого закона, но принятым до вступления в силу этого закона, будет исполняться в следующем порядке. Вся сумма такой задолженности признается государственным долгом, погашение которого осуществляется в порядке, установленном КМУ, начиная с 2013 года. Для этого взыскатели в течение трех месяцев со дня вступления закона в силу должны подать в Государственную исполнительную службу исполнительные документы.

Одновременно с этим законом предлагается установить срок исковой давности по спорам, возникшим до вступления в силу данного закона, но по которым нет принятого судебного решения — шесть месяцев со дня вступления закона в силу. Исполнительные документы по таким делам должны быть поданы в орган исполнительной службы в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

Если лицо пропустит установленные сроки для обращения таких решений к исполнению, согласно проекту, будет считаться, что эти решения являются исполненными.

Еще один нюанс — в настоящее время неизвестно, во сколько государству обойдется реализация этого закона. Приблизительный подсчет — более 3 млрд грн, но точную сумму задолженности можно будет установить только по истечении срока для подачи исполнительных документов, предусмотренного Переходными положениями проекта. Так что вопрос со сроками реализации такого закона и его стоимости остается открытым.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

unnamed
tg-10
Slide

Зміст

Актуальный документ

Документы и аналитика

Истребование доказательств

Акцент

Что попало, то пропало...

Государство и юристы

Европейский порыв

Государство и юристы

Служебная лестница

Награждения, назначения и отставки юристов

Государство и юристы

Всеактовая проверка

Оптимизация с ротацией

Государство и юристы

Новости законотворчества

Финмониторинг на фондовом рынке

Принуждение к ознакомлению с материалами уголовного дела

Подготовка кадров для МВД

Документы и аналитика

Значительные сделки и выкуп акций

Кадровые новости

Юрисконсульт

Кадровые изменения в ОАО «Арсерол Миттал Кривой Рог»

Неделя права

Судьям не дают пожизненного

Неделя права

Новости из-за рубежа

Издательство отсудило ТМ Vogue в Португалии

Парламент Сомали против борьбы с пиратством?

Неделя права

Суды просят защиты от КРУ

ТМ Raffaello вне охраны

Несовершенный, но комплексный

Неделя права

Новости из-за рубежа

Инициатива по защите авторских прав

Новости из зала суда

Судебная практика

ВАСУ не обязал парламент ответить на запрос

«Массандра-Киев» не получит от «Киевэнерго» 7,7 млн грн

МОО «Волынское братство» отказано в удовлетворении иска

Производство по иску А. Волкова не закрыто

Новости юридических фирм

Частная практика

Avellum Partners сопровождает получение разрешения в АМКУ касательно группы компаний, работающих под ТМ «Инкерман»

ЮФ «Саенко Харенко» — советник в связи со слиянием компаний Unimilk и Danone

Валентин Загария и Руслан Шевчук — в составе юридической комиссии при НОК

Рабочий график

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Общественные советники власти

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Решения недели

Судебная практика

Расходы предприятия на оплату услуг

Об обжаловании определений суда

О характеристиках места хранения

Самое важное

Система заработала

Судебная практика

Казна за таможню

Таможне — в админсуд

Судебная практика

Судебные решения

О сохранении за нанимателем права на жилье

О запрете таможенного оформления товара

О нюансах таможенного оформления товаров с отсрочкой уплаты НДС

Тема номера

Безопасность на евротаможне

Частная практика

Парадоксальная реформа

Централизация знаний

Юридический форум

Купание в Крещенские морозы

Юрисконсульт

Налоговое «равноправие» нерезидентов

Законный ответ на происки фискалов

«Новая» презумпция налогоплательщика

Інші новини

PRAVO.UA