Безопасность на евротаможне — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №4 (683) » Безопасность на евротаможне

Безопасность на евротаможне

Рубрика Тема номера

В конце 2010 года закончился полуторагодичный переходный период проведения контроля за безопасностью и защищенностью в отношении товара, доставляемого через таможенную границу Европейского Союза. Директива Европейского парламента и Совета (ЕС) № 648/2005 и Директива Комис­сии (ЕС) № 1875/2006, устанавливающие изменение безопасности и прикладные положения изменения безопасности соответственно, вступили в действие в полном объеме с 1 января 2011 года. Введено обязательное предварительное информирование таможенных органов стран — членов ЕС о поставляемых товарах посредством интегрированных информационных систем. Использование данных систем устанавливает новые обязанности для предпринимателей.

В частности, новые правила преду­сматривают обязательное направление электронных деклараций о ввозе/вывозе товаров на таможенную территорию стран — участников Евросоюза. Все товары, которые ввозятся в таможенную зону ЕС, должны быть охвачены упрощенной ввозной декларацией, поданной до прибытия товаров в эту зону. Информация, содержащаяся в декларациях, подлежит обработке на предмет анализа рисков до прибытия груза на территорию ЕС. Объем необходимых данных, а также время подачи декларации зависят от вида транспорта, которым перемещаются товары.

Подготовительный этап

В рамках подготовки к введению вышеуказанных требований безопасности ранее в ЕС:

— с января 2009 года внедрены требования обязательного предварительного электронного декларирования процедуры МДП в транзитной системе NCTS;

— с июля 2009 года внедрены требования по регистрации всех экономических операторов ЕС, в том числе держателей книжек МДП, для их идентификации при таможенных операциях в ЕС;

— с 1 июля 2010 года не принимаются электронные декларации от экономических операторов, не имеющих действительный номер EORI.

«Сведения безопасности»

Информация относительно безопасности ввозимых товаров может содержаться в упрощенной ввозной декларации (ENS) или в транзитной таможенной декларации. При этом транзитная декларация может и не содержать данных о безо­пасности, что автоматически влечет необходимость подачи ENS, и наоборот — включение в нее данных о безопасности освобождает от необходимости подачи упрощенной декларации, считается, что обязанность предпринимателя относительно «сведений безопасности» исполнена. В случае если данные относительно безопасности товаров будут вноситься в электронные грузовые таможенные декларации (сроки подачи таких деклараций не могут нарушать сроков, установленных для ENS), предоставление отдельной упрощенной ввозной декларации также не является обязательным.

Все упомянутые декларации должны подаваться в электронной форме с соблюдением установленных сроков — до прибытия товара на таможенную территорию Евросоюза.

Подать соответствующие декларации можно только в электронном виде, используя Систему контроля импорта (Import Control System, ICS) или Систему контроля транзита. Систему контроля транзита (New Computerised Transit System, NCTS) можно использовать в случае, если данные будут подаваться непосредственно в транзитной декларации с электронной книжкой МДП (TIR carnet).

Для примера, в составе «сведений безо­пасности» в упрощенной ввозной декларации должно быть указано 26 отдельных сведений (полный перечень по видам транспорта установлен Приложением 30A к Регламенту Комиссии (ЕС) № 2454/ 93 от 2 июля 1993 года, устанавливающему порядок вступления в действие и применения норм регламента Совета (ЕС) № 2913/ 92, вводящий в действие Таможенный кодекс Сообщества), в том числе:

— о первоначальном отправителе;

— о конечном получателе (если он резидент ЕС, то его EORI);

— о перевозчике (если перевозчик ответственный за перевозку в соответствии с таможенным законодательством ЕС, то его EORI);

— о декларации и лице, составляющем декларацию;

— о самой перевозке, маршруте и документах на перевозку;

— о способе оплаты перевозки;

— о товаре.

Следует подчеркнуть, что существование института упрощенной ввозной декларации при ввозе товара не находится в зависимости от института таможенной заявки или декларации о временном хранении. Исполнение обязанности представления «сведений безопасности» не освобождает предпринимателя от обязанности урегулирования правовой ситуации товара, являющегося ранее объектом такой декларации. То есть такая декларация не заменяет ни декларации на временное хранение, ни таможенной привозной заявки. Это значит, что если предприниматель исполнит свои обязанности при помощи системы ICS и в результате анализа риска, проведенного с использованием данных, указанных в упрощенной ввозной декларации, не будут обнаружены препятствия для ввоза товара на таможенную территорию Сообщества, предприниматель должен приступить к урегулированию правовой ситуации товаров на общих принципах, помещая их на временное хранение или подавая таможенную заявку о проведении таможенного оформления. Национальной таможенной системой страны ЕС присваивается специальный справочный 18-значный номер упрощенной ввозной декларации (так называемый MRN), который должен быть сообщен декларантом перевозчику (водителю) и декларанту, осуществляемому таможенное оформление в таможне назначения на территории государства ЕС.

Возможности ICS

Основным механизмом осуществления декларирования «сведений безопасности», таким образом, является Система контроля импорта. ICS — это электронная система безопасности, позволяющая управлять процессом декларирования импортных товаров, ввозимых на территорию Европейского Союза. Она дает возможность таможенным службам проводить оценку степени рисков груза в месте первого пересечения грузом границы Европейского Союза еще до его прибытия, используя электронные данные системы.

Предусмотрено несколько возможностей предоставления «сведений безопасности»: через интернет-сайт, по электронной почте, посредством невизуального интерфейса DTI либо на внешнем носителе. Физическое лицо, которое будет от имени предпринимателя подавать сообщения в систему ICS, должно иметь ключ для безо­пасной подачи данных.

Высылать сообщение, содержащее упрощенную ввозную декларацию, в принципе, обязано лицо, которое перемещает товары или принимает на себя ответственность за их ввоз на таможенную территорию ЕС, то есть перевозчик. Однако вместо перевозчика обязанность представления ENS может выполнить другой субъект. Статья 36 Таможенного кодекса ЕС устанавливает, что на практике это может быть импортер, получатель товара, а также, например, представитель интересов перевозчика или импортера/получателя товара (таможенный брокер).

Если обязанность отправления декларации выполнит не перевозчик, а другое лицо, подразумевается, что перевозчик об этом знал, и что это сделано с его согласия. Решение о том, что сообщение вместо перевозчика будет отправлено другим субъектом, согласовывается исключительно только в кругу заинтересованных предпринимателей. Поэтому нет необходимости предъявлять таможенному органу какие-либо соглашения/доверенности или другие документы, подтверждающие, что другой субъект был вправе представить декларацию ENS вместо перевозчика. Лицо, которое отправило сообщение вместо перевозчика, несет ­полную ответственность за содержание, достоверность и правильность данных, задекларированных в ENS.

Сообщения, направляемые в систему ICS, подвергаются автоматической системной валидации. Если сообщение, подаваемое по ICS (обозначается кодом IE315) положительно пройдет проверку формального и структурного соответствия требованиям, то оно будет принято системой. В адрес электронной почты предпринимателя будет подано сообщение PWK1, содержащее информацию о поступлении сообщения в систему ICS. Если сообщение не будет отвечать требованиям формального и структурного соответствия, в адрес электронной почты субъекта будет подано сообщение PWK2, содержащее информацию о причинах отказа в принятии поданного предпринимателем документа.

Отметим, что установлен достаточно обширный перечень товаров, сообщать сведения о безопасности ­которых не требуется. Это, к примеру, электроэнергия; товары, перемещаемые трубопроводным транспортом; письма, почтовые карточки и бланки, в том числе пересылаемые на электронных носителях; товары, перемещаемые на основании Всемирной поч­товой конвенции; товары, находящиеся в личном багаже путешествующих лиц; товары, которые могут декларироваться в устной форме; товары, перевозимые на основании книжек АТА и CPD; товары, подлежащие освобождению от таможенных формальностей в соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года, Венской конвенцией о консульских сношениях от 24 апреля 1963 года и прочими консульскими конвенциями или Нью-йоркской конвенцией о специальных миссиях от 16 декабря 1969 года; оружие или военное снаряжение, ввозимое на таможенную территорию Сообщества органами, ответственными за военную оборону государства — члена Сообщества, в рамках военного транспорта или транзита, выполняемых исключительно для потребностей военных властей, и т.д.

Функциональность системы ICS после направления «сведений безопасности» дает возможность отслеживать этапы обработки декларации, а также обмениваться сообщениями: в частности, таможенный орган может направить предпринимателю превентивное сообщение «не грузи», запрещающее перевозку, сообщение о необходимости уточнения поданных данных, о применении специальных контрольных мер либо об отказе во ввозе товара, если по итогам проверки безопасности было принято такое решение. Перечень возможных в ICS сообщений приведенными примерами не ограничивается.

Регистрация в системе EORI

Обратим внимание, что при предоставлении информации относительно безопасности продукции обязательно указание регистрационного номера EORI.

С 1 июля 2009 года все субъекты хозяйствования, в частности перевозчики, деятельность которых связана с транзитом грузов и направлением деклараций в таможенные органы стран ЕС (в том числе пункты пропуска на границе), должны иметь регистрацию в базе данных EORI в одной из 27 стран — участниц ЕС. Система EORI (Economic Operators’ Registration and Identification — Система регистрации и идентификации хозяйствующих субъектов) создана для реализации мер безопасности, предусмотренных постановлением (ЕЭС) № 2913/92 с учетом поправок, внесенных постановлением (ЕС) № 648/2005 Европейского парламента и Совета Европы. Каждое из государств — участников ЕС разработало свою собственную национальную систему EORI, являющуюся частью общей системы EORI Евросоюза.

Правовым основанием для обязательной регистрации субъектов в системе EORI являются положения таможенного права Европейского Союза относительно EORI: Регламент Комиссии (ЕС) № TAXUD 1435/2007; Регламент Комиссии (ЕС) № 312/2009 от 16 апреля 2009 года, внесший изменение в Регламент (ЕЭС) № 2454/93, устанавливающий правила по применению Регламента Совета (ЕЭС) № 2913/92, устанавливающего Таможенный кодекс Сообщества.

Номер EORI — это уникальный код, действительный на всей территории Европейского Сообщества, присваиваемый таможенным органом, уполномоченным органом или другими органами государств — членов ЕС хозяйствующим субъектам и прочим лицам, согласно правилам, изложенным в части I раздела I главы VI CCIP3 (прикладных положений Таможенного кодекса ЕС). Положения о системе EORI не ограничивают и не умаляют права и обязанности, вытекающие из правил, регулирующих требования для регистрации и получения любого идентификационного номера, который может быть необходим в отдельном государстве ЕС в областях, отличных от таможенной службы (таких, как налогообложение или статистика).

Посредством однократной регистрации в таможенном реестре одного из государств — участников ЕС субъектам присваивается уникальный идентификационный номер, действующий на всей территории Сообщества.

Однажды присвоенный номер EORI должен использоваться при осуществлении всех таможенных сделок и операций на всей территории Сообщества во всех случаях, где необходим идентификатор. Так, он проставляется на всех документах на товары, ввозимые на/вывозимые с таможенной территории ЕС, как предоставляемых до прибытия и до отправки товаров, так и на документах, предъявляемых при ввозе, вывозе перемещении товаров в режиме транзита. Этот номер также используется таможенными органами при обмене информацией, а также при предоставлении в соответствующих случаях информации другим правительственным органам и ведомствам. Он также применяется при анализе и обмене информацией о рисках между таможенными органами и Еврокомиссией.

Субъекты хозяйствования не из ЕС могут подавать заявку на получение номера EORI в таможенный орган или другой назначенный орган любого государства — члена ЕС до выполнения таможенных операций на таможенной территории Сообщества. Они могут также подавать заявки на получение номера EORI в ходе своей первой таможенной операции, для которой требуется номер EORI.

Существуют определенные отличия получения номера EORI, в зависимости от того, в каком из государств осуществляется регистрация.

К примеру, польскому регистратору необходимо подать заявление на английском языке), в котором нужно указать следующие данные: полное и сокращенное наименование компании и организационно-правовую форму; номер плательщика НДС; код ЕГРПОУ; код деятельности, согласно европейской классификации; почтовый и юридический адрес; e-mail заявителя для получения номера EORI; имя, фамилия и номер паспорта (или другого документа) ответственного лица. При регистрации также подаются удостоверенные копии документов, которые подтверждают данные, указанные в формуляре. Документы подаются или направляются почтой в таможенный орган, через который осуществляется или планируется перевозка. Во многих государствах ЕС также преду­смотрена возможность направления заполненного формуляра по электронной почте. В таком случае ответ о присвоении номера EORI (и сам номер) также будет направлен электронной почтой.


Комментарий эксперта

Важные нововведения

Елена ГЛАДЮК,
юрист АО «АФ «Сергей Козьяков и Партнеры»

Вступивший в силу 24 июня 2008 года Тамо­жен­ный кодекс Европейского Союза (ТК ЕС) влечет за собой значительные изменения для коммерческой практики украинских предпринимателей. Ведь те из них, которые связывают свой бизнес с рынком Сообщества, должны неуклонно следовать требованиям Союза в процессе международного товарооборота.

Европейский таможенный кодекс предусматривает постепенное вступление в силу некоторых исполнительных предписаний, одно из которых начало действовать с 1 января 2011 года. Новое требование таможенного законодательства Европейского Союза предусматривает главным образом предоставление таможенным органам ЕС предварительной информации о ввозимых грузах (раздел IV ТК ЕС).

Согласно этому нововведению, электронные данные о грузе обрабатываются таможенными органами ЕС на предмет анализа рисков еще до фактического прибытия груза на территорию ЕС.

Таким образом, все субъекты хозяйственной деятельности Украины, которые ввозят свой товар на рынок Содружества, должны предоставить таможенному органу страны ввоза так называемую предварительную декларацию или ввозную краткую декларацию (entry summary declaration).

Подать необходимые данные можно только в электронном виде, используя общеевропейскую информационную Систему контроля за импортом (ICS) или Новую компьютеризированную транзитную систему (NCTS).

Согласно требованиям таможенного законодательства ЕС, таможенный орган ввоза может и не требовать подачи предварительной декларации, если в сроки, установленные для ее предоставления, была подана полная электронная таможенная декларация, содержащая все необходимые сведения. Однако такая ситуация малоприменима для украинских предпринимателей, поскольку подача полной таможенной декларации требует выполнения намного более обширных требований.

Таким образом, украинским субъектам хозяйствования необходимо обратить самое пристальное внимание на нововведения таможенного регулирования в Европейском Союзе, так как их невыполнение приведет к серьезным последствиям, вплоть до запрета ввоза товаров на таможенную территорию Содружества.


Компетентно

Дополнительные обязанности

Владимир ТАЛАЩЕНКО,
юрист ЮФ «Салком»

С момента вступления в силу изменений в Тамо­женный кодекс Евро­пейского Союза (ЕС), направленных на модернизацию системы таможенного контроля ЕС в сфере таможенной безопасности, а также упрощение таможенных процедур и обес­печение равных условий для субъектов внешнеэкономической дея­тельности, в отношении товаров, которые будут пересекать таможенную границу ЕС, в обязательном порядке, не позднее чем за один — четыре часа до прибытия груза в пункт пропуска или таможню оформления, в национальные компьютеризированные таможенные системы стран — членов ЕС (NCTS) должны направляться в электронном виде упрощенные ввозные декларации (ENS) с информацией о товарах. Время подачи указанных деклараций зависит от вида транспорта, которым перевозится груз. Так, например, если груз будет ввозиться на территорию ЕС автомобильным транспортом, то данные должны быть предоставлены не менее чем за час до прибытия, при железнодорожных и водных перевозках — за два часа, авиационных — до отправления самолета (при длительных рейсах — за четыре часа до прибытия самолета), морских — за четыре часа до отправления. А в случае если перевозки осуществляются между странами — соседями ЕС или путь не превышает сутки — за два часа. Указанные требования об обязательном предварительном информировании таможенных органов о товарах, перемещаемых в рамках коммерческих перевозок через границу ЕС, распространяются на все компании, занимающиеся внешнеторговой деятельностью, независимо от их национальной принадлежности.

При этом по общему правилу обязанность по предоставлению (передаче) ENS возлагается на лицо, которое фактически ввозит товары на таможенную территорию ЕС, либо на лицо, принимающее на себя ответственность за провоз товаров на таможенную территорию Евросоюза, то есть на перевозчика, что по своей сути возлагает на перевозчиков дополнительные обязанности и ответственность.

Вместе с тем правила подачи ENS не должны стать неожиданностью для оте­чественных субъектов внешнеэкономической деятельности, которые осуществляют экспорт/импорт товаров с/на территорию ЕС, поскольку порядок подачи ENS фактически начал действовать с 1 июля 2009 года, в рамках переходного периода, установленного Директивой ЕС № 273/2009, в течение которого подача ENS была добровольной.

Таким образом, учитывая то, что подача ENS позволит таможенным органам ЕС провести проверку до момента фактического пересечения товаром таможенной границы ЕС, указанное нововведение должно способствовать ускорению прохождения таможенных процедур. Тем не менее введение обязательной процедуры подачи ENS возложит дополнительные обязанности и ответственность на субъектов внешнеэкономической деятельности.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Актуальный документ

Документы и аналитика

Истребование доказательств

Акцент

Что попало, то пропало...

Государство и юристы

Европейский порыв

Государство и юристы

Служебная лестница

Награждения, назначения и отставки юристов

Государство и юристы

Всеактовая проверка

Оптимизация с ротацией

Государство и юристы

Новости законотворчества

Финмониторинг на фондовом рынке

Принуждение к ознакомлению с материалами уголовного дела

Подготовка кадров для МВД

Документы и аналитика

Значительные сделки и выкуп акций

Кадровые новости

Юрисконсульт

Кадровые изменения в ОАО «Арсерол Миттал Кривой Рог»

Неделя права

Судьям не дают пожизненного

Неделя права

Новости из-за рубежа

Издательство отсудило ТМ Vogue в Португалии

Парламент Сомали против борьбы с пиратством?

Неделя права

Суды просят защиты от КРУ

ТМ Raffaello вне охраны

Несовершенный, но комплексный

Неделя права

Новости из-за рубежа

Инициатива по защите авторских прав

Новости из зала суда

Судебная практика

ВАСУ не обязал парламент ответить на запрос

«Массандра-Киев» не получит от «Киевэнерго» 7,7 млн грн

МОО «Волынское братство» отказано в удовлетворении иска

Производство по иску А. Волкова не закрыто

Новости юридических фирм

Частная практика

Avellum Partners сопровождает получение разрешения в АМКУ касательно группы компаний, работающих под ТМ «Инкерман»

ЮФ «Саенко Харенко» — советник в связи со слиянием компаний Unimilk и Danone

Валентин Загария и Руслан Шевчук — в составе юридической комиссии при НОК

Рабочий график

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Общественные советники власти

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Решения недели

Судебная практика

Расходы предприятия на оплату услуг

Об обжаловании определений суда

О характеристиках места хранения

Самое важное

Система заработала

Судебная практика

Казна за таможню

Таможне — в админсуд

Судебная практика

Судебные решения

О сохранении за нанимателем права на жилье

О запрете таможенного оформления товара

О нюансах таможенного оформления товаров с отсрочкой уплаты НДС

Тема номера

Безопасность на евротаможне

Частная практика

Парадоксальная реформа

Централизация знаний

Юридический форум

Купание в Крещенские морозы

Юрисконсульт

Налоговое «равноправие» нерезидентов

Законный ответ на происки фискалов

«Новая» презумпция налогоплательщика

Інші новини

PRAVO.UA