Недавно был опубликован и вступил в силу Закон Украины «О государственном контроле за использованием и охраной земли», принятый Верховным Советом Украины 19 июня 2003 года.
Данный Закон разработан во исполнение части 2 статьи 188 Земельного кодекса Украины от 25 октября 2001 года.
В связи с принятием этого Закона важно вспомнить Указ Президента Украины «О совершенствовании системы государственного управления земельными ресурсами и контроля за их использованием и охраной» от 19 августа 2002 года. Этим документом предусмотрено, что приоритетными задачами органов исполнительной власти по реформированию земельных отношений являются обеспечение надлежащего контроля за использованием и охраной земель, соблюдение требований земельного законодательства и предотвращение правонарушений.
Также этот Указ предписывает Кабинету Министров предпринять меры по улучшению координации деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и органов прокуратуры по вопросам контроля за использованием и охраной земель. Это должно способствовать эффективности деятельности контролирующих органов.
Закон регулирует использование и охрану земель, обеспечение экологической безопасности, предотвращение и ликвидацию негативного влияния хозяйственной деятельности на окружающую природную среду, сохранение природных свойств земли.
Среди позитивных моментов данного Закона можно назвать четкое распределение функций специально уполномоченных органов исполнительной власти.
Согласно Закону, общий государственный контроль за использованием и охраной земель осуществляет Госкомзем, государственный контроль за соблюдением законодательства об охране земель — Министерство экологии и природных ресурсов, а мониторинг плодородия грунтов проводит Министерство аграрной политики.
Государственный контроль за использованием и охраной земель в системе Госкомзема осуществляется Государственной инспекцией по контролю за использованием и охраной земель и ее территориальными органами. В системе Министерства экологии и природных ресурсов такие функции возложены на государственную экологическую инспекцию и ее территориальные органы, а мониторингом почв занимается Государственная служба охраны плодородия почв.
Поскольку одним из методов государственного контроля Закон назвал проведение проверок, важным является вопрос полномочий государственных инспекторов в этой сфере.
Согласно статье 10 Закона, государственные инспекторы в сфере государственного контроля за использованием и охраной земли и соблюдением требований законодательства Украины об охране земель имеют право беспрепятственно обследовать в установленном порядке земельные участки, находящиеся в собственности или пользовании юридических и физических лиц, проверять необходимые документы.
Закон не устанавливает того, какие проверки будут проводить инспекторы — плановые, внеплановые, дополнительные. Можно сделать вывод, что они вправе осуществлять проверки в любое время. Эти аспекты будут регулироваться подзаконными нормативными актами.
Согласно части 2 статьи 10 Закона, дополнительные полномочия инспекторов должны оговариваться только соответствующими законами. Это должно быть учтено при разработке Кабинетом Министров Украины Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием и охраной земель.
Разработчики уверены, что принятый Закон будет способствовать предупреждению нарушений земельного законодательства, а также усилит контроль за соблюдением его требований при изъятии и предоставлении земельных участков, изменении их целевого назначения, учете и регистрации землепользователей и собственников земли.
Такое внимание со стороны государственных органов к проблемам контроля за использованием и охраной земли будет способствовать реализации государственной политики в сфере охраны и рационального использования земель.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…