Судебная канцелярия «клубного типа» — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №8 (530) » Судебная канцелярия «клубного типа»

Судебная канцелярия «клубного типа»

Об уровне правосудия в государстве рядовой обыватель судит не столько по тому, какие решения выносятся судом, а в первую очередь по тому, какая атмосфера царит в суде, насколько качественно и быстро работает аппарат суда, как организован прием посетителей и тому подобное. Предлагаем Вашему вниманию некоторые заметки о состоянии дел в окружных судах, опубликованные в 1893 году Владимиром Завадским, действующим членом Московского юридического общества.

О канцелярии. Харьков, 1883 год

В окружном суде просители по гражданским делам допускаются не только в приемные комнаты, но и в канцелярии обоих отделений во всякое время дня, и определенных часов приема для них не установлено.

При таком порядке приема просителей немыслимы ни порядок их приема, ни порядок в делопроизводстве суда. (…) Придя в суд, помощник секретаря должен отпереть свой шкаф, передать писцам бумаги для переписки, принять из регистратуры прошения и бумаги, просмотреть их, записать в настольный реестр новые дела, навести справки по бумагам, требующим этого, сделать в реестре отметки о движении дел, копии и исполнительные листы, заготовленные для выдачи, — но заняться всем этим помощник секретаря окружного суда не может, так как от всего этого его отрывают вошедшие вместе с ним в канцелярию просители, предъявляющие к нему свои особые требования. Только отпустит помощник секретаря одного просителя и займется чем-либо, как подходит новый и вновь отрывает его от текущего дела. В результате как просители, так и помощник секретаря друг другом недовольны, начинаются нервные движения, резкие слова, жалобы…

Тем временем более смелые просители проникают в кабинет товарища председателя, добывая себе распоряжения о немедленном его удовлетворении и вновь нарушая порядок и очередность в канцелярии.

Около часу дня являются местные присяжные поверенные, знающие «легкий доступ» как в кабинет товарища председателя, так и председателя суда. Помощнику секретаря суда волей-неволей приходится заниматься их делами.

В окружном суде каждый помощник секретаря суда постоянно мечется, берется то за одно дело, то за другое. Несмотря на это, несмотря на массу потраченного времени, канцелярская работа ввиду отсутствия всякого порядка в приеме посетителей идет медленно (копии, справки, исполнительные листы выдаются не всегда и не всем вовремя) и имеет вид работы неряшливой (реестры, например, без необходимых отметок). Проследить ежедневную работу помощника секретаря и писцов в такой ситуации не могут не только товарищи председателя суда, но и секретари судебных отделений…

Отсутствие надзора со стороны председателей отделений за канцеляриями не могло содействовать развитию у молодых людей — составлявших тогда персонал канцелярий — серьезного отношения к месту своей службы и работы. Канцелярии утратили приличествующий им деловой вид и, взамен того, в них развились и укоренились своего рода клубные обычаи. В них дозволялось громко и свободно, никем и ничем не стесняясь, разговаривать о посторонних предметах, и не только чиновникам между собой, но и с публикой, особенно с адвокатами.

В судебных канцеляриях появились просители привилегированные; дружески, покровительственно или дерзко, но непременно свысока они относились к чиновникам канцелярии, но в такой форме заявленные ими просьбы, имевшие вид приказов, исполнялись быстро и немедленно. Поведение таких просителей в канцелярии вообще не свидетельствовало об уважении к тому месту, куда они пришли; громкие разговоры, большей частью о посторонних предметах, и веселый хохот обычно оглашали дымную атмосферу канцелярии, и нередко можно было видеть таких просителей сидящими на письменных столах в то время, когда за ними работали чиновники. Немало роптали при таком порядке приема непривилегированные просители, которые не могли добиться того, чтобы их хотя бы выслушали и которые видели, как другие, позже их пришедшие, просители получали все, что требовали, вне очереди, незамедлительно…

О приеме посетителей. Харьков, 1883 год

Оба товарища председателя окружного суда, заведующие гражданскими отделениями, принимают просителей не иначе как в своих кабинетах, вход в которые охраняется курьерами, и не иначе как по докладу курьера о каждом просящем. Прием происходит вне точно определенных дней и часов, то есть когда свободны от других занятий. Такой порядок можно назвать общепринятым в судах — но, тем не менее, далеко не удовлетворительным.

Курьер всегда имеет возможность отказать просителю в приеме. Дескать, товарищ председателя занят, у него совещание, пришел секретарь с бумагами, работает с корреспонденцией, да мало ли что еще… В таком порядке нетрудно понять, как курьер тасует публику в очереди доклада, чем он при этом руководствуется, как и чем должны его задабривать смиренные просители.

И сидят почетные судьи за закрытыми дверями, сидят по привычке, сидят отчас­ти и для поддержания мнимого престижа представителя власти, и не хотят понять и верить, что если не они сами, то право доступа к ним отдано на откуп…

Во время обозрения делопроизводства окружного суда ревизор также смог пообщаться с просителями, ожидающими приема. Один крестьянин с ничтожной просьбой, исполнение которой заняло бы максимум полчаса, приезжал из деревни в губернский город в третий раз.

Анализируя способ приема посетителей, ревизор отмечает, что самым вредным для дела и для репутации суда, но наиболее удобным и спокойным для председательствующего является прием по докладу: центр власти всецело переходит в канцелярию, но зато председателя практически не беспокоят просители. Такой порядок позволяет и курьеру, и канцелярии злоупотреблять своим значением.

По настоянию ревизора для приема посетителей были назначены ежедневно два часа. С упразднением доклада число просителей значительно возросло. Открытие дверей кабинета уничтожило в глазах просителя значение курьера, но не канцелярии, которая, действуя по-прежнему, рассматривалась просителями как самостоятельное учреждение. Для устранения этого была введена практика того же ежедневного приема, но в помещении канцелярии. Перемены были разительны. Практически сразу исчезло всякое самостоятельное значение канцелярии, в случае любого нарушения со стороны помощника секретаря просящий мог обратиться напрямую к товарищу председателя. Суд в глазах просителей стал действительно доступным, в канцелярии установилась тишина, полное взаимоуважение в общении и максимальная скорость удовлетворения просьб. Таким образом, ревизор приходит к выводу, что прием посетителей ежедневно в определенные часы в помещении канцелярии — наилучший способ приема просителей. Но подобный способ является практически нераспространенным — окружные суды «работают по старинке» — канцелярии представляют собой некую обособленную структуру, с мнением которой волей или неволей просителям приходится мириться.

О новых правилах. Москва, 1887 год

В 1885 году в окружном суде был установлен новый порядок приема посетителей канцелярией, заключавшийся в следующем. Просители, за исключением присяжных поверенных и их помощников, но не исключая частных поверенных, вовсе не впускаются в помещения канцелярий гражданского и уголовного отделений суда, а имеют доступ только в особую приемную комнату суда, находящуюся рядом с регистратурой суда.

В приемной комнате с 11 часов утра и до 2 часов дня за особым столом находится дежурный помощник секретаря гражданского отделения, просители обращаются к нему со своими ходатайствами. Помощник секретаря, выслушав заявление, иногда лично, иногда через писца, устно или в письменном виде информирует канцелярию и тут же в приемной комнате удовлетворяет просьбу посетителя, то есть сообщает ему о состоянии дела, определяет сроки получения копий решений или исполнительных листов, тут же можно ознакомиться с материалами дела.

О канцелярии. Москва, 1888 год

С каждым годом положение канцелярий окружных судов — в особенности канцелярий гражданских отделений — все ухудшается и уже много лет требует к себе (но почти безуспешно) серьезного внимания председателей судов и председателей отделений. Первые председатели окружных судов не придавали значения ни вопросу о составе канцелярий, ни вопросу об организации канцелярского труда и поэтому ничего не сделали для их разрешения.

В первые дни судебной реформы в окружных судах было мало работы, и ее могла выполнить любая канцелярия. Тем более, что тогда канцелярия находилась в более привилегированном положении. Секретарей и их помощников привлекала возможность заявить о себе и получить дальнейшее продвижение по службе.

И в совершенно иных условиях работают канцелярии двадцать лет спустя. Университетская молодежь в большинстве окружных судов дезертировала из канцелярий, и их приходится заменять не только помощниками секретаря, но и секретарями из писцов. Между тем дело производства все усложняется, и канцелярии оказываются не в состоянии эффективно справляться с объемом работы. При этом уровень материального довольствия остается необычайно низким. Не удивительно, что писцы предпочитают работать «для посетителей», получая особую полисную плату, своеобразные «чаевые». И хотя явных злоупотреблений или правонарушений такие порядки не создают, все вместе они негативно влияют на репутацию суда — и не следует забывать, что всякий суд вообще дотоле суд, пока нравственные принципы его деятельности вне всяких подозрений.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Депутатская забота о нуждах МВД

Этика судей под постоянным контролем

Деловая практика

Зачет в исполнительном производстве невозможен?

Законодательная практика

НОВЫЕ ЗАКОНОПРОЕКТЫ

Как организовать «одобрямс»

Зарубежная практика

Что в Кодексе тебе твоем?

Историческая практика

Судебная канцелярия «клубного типа»

Комментарии и аналитика

Парламент запретил, лазейки остались

Справедлив ли украинский кассационный суд? О полномочиях судьи-докладчика

Неделя права

Гласность судов по-российски

Унифицируя — «не навреди»

Уполномочен на борьбу с коррупцией

Верховный Суд в борьбе с контрабандой

В фокусе: кадры и процесс

Новости делового мира

Проверка договоров перестрахования

Лицензия на перевод инвалюты за границу

О видеонаблюдении на таможенном складе

НБУ расширил группу активов с высокой степенью риска

Новости законотворчества

Систему валютного контроля предлагают усовершенствовать

Неэффективные местные налоги предлагается упразднить

Парламент поддержал проект усовершенствования процедуры госзакупок

Новости из зала суда

Юрий Луценко защитил права потребителей

Суд запретил «Газу Украины» ограничивать давление в газопроводах Полтавы

Суд обязал напечатать дипломы для выпускников МАУП

Суд признал распоряжения КГГА о повышении тарифов незаконными

Новости из-за рубежа

Спецслужбам разрешено следить за сайентологами

Российская милиция станет федеральной

Спецотбор по-белорусски

Евросуд взыскал с России более 2 млн евро

Новости профессии

Состоялась итоговая конференция программы МАТРА

Госнаграда за вклад в интеграцию Украины в ВТО

Назначен зампредседателя Гостаможслужбы

Профильный парламентский комитет против отставки Генпрокурора

Минюст определит реализаторов конфиската

Инна Емельянова назначена в Квалификационную комиссию судей хозяйственных судов Украины

Новости юридических фирм

«Василь Кисиль и Партнеры» — юридические консультанты девелопера гостиничной сети Ramada

Юристы «Магистр & Партнеры» признаны справочником European Legal Experts 2008

ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» отстояла интересы LG Electronics в ходе антидемпингового расследования

Назначен новый управляющий партнер офиса Schoenherr в Киеве

Новости юридического мира

Clifford Chance будет сопровождать крупнейшую китайскую инвестицию

CMS сохранит национальную идентификацию

Chadbourne & Parke займется глобальным потеплением

Немецкая железнодорожная компания выходит на британский рынок

Наиболее активные юрфирмы на DCM

Реестр событий

Сам бы рад, да все невпопад

А что вы сделали для нотариата?

Отнять и передать…

Служебная лестница

НАЗНАЧЕНИЯ:

Слушается в суде

Судебная палата по хозяйственным делам Верховного Суда Украины рассмотрит следующие дела:

Судебная практика

Язык мой, а враг — твой

Судебные дела недели

Компания «Нортланд Пауэр Дарница Инк.» проиграла дело

ООО «Салон «Валентина» и ООО «Укрпромметалл» отстояли свои интересы

Дело по иску ЧП «Автосервис» направлено на новое рассмотрение

Судебные решения

О сроках применения административно-хозяйственных санкций

О возникновении права на налоговый кредит

О порядке учета расчетов по договорам аренды

О взимании платы за землю с государственных предприятий связи, занимающихся распространением печатной продукции, теле- и радиопрограмм

Тема номера

Фискально-контрольный нотариат

Управление налоговыми рисками

Частная практика

ВККА — не прошло и года

Юридический форум

Студенты-юристы померились силами

Независимые суды — основа правового государства

Інші новини

PRAVO.UA