Об уровне правосудия в государстве рядовой обыватель судит не столько по тому, какие решения выносятся судом, а в первую очередь по тому, какая атмосфера царит в суде, насколько качественно и быстро работает аппарат суда, как организован прием посетителей и тому подобное. Предлагаем Вашему вниманию некоторые заметки о состоянии дел в окружных судах, опубликованные в 1893 году Владимиром Завадским, действующим членом Московского юридического общества.
О канцелярии. Харьков, 1883 год
В окружном суде просители по гражданским делам допускаются не только в приемные комнаты, но и в канцелярии обоих отделений во всякое время дня, и определенных часов приема для них не установлено.
При таком порядке приема просителей немыслимы ни порядок их приема, ни порядок в делопроизводстве суда. (…) Придя в суд, помощник секретаря должен отпереть свой шкаф, передать писцам бумаги для переписки, принять из регистратуры прошения и бумаги, просмотреть их, записать в настольный реестр новые дела, навести справки по бумагам, требующим этого, сделать в реестре отметки о движении дел, копии и исполнительные листы, заготовленные для выдачи, — но заняться всем этим помощник секретаря окружного суда не может, так как от всего этого его отрывают вошедшие вместе с ним в канцелярию просители, предъявляющие к нему свои особые требования. Только отпустит помощник секретаря одного просителя и займется чем-либо, как подходит новый и вновь отрывает его от текущего дела. В результате как просители, так и помощник секретаря друг другом недовольны, начинаются нервные движения, резкие слова, жалобы…
Тем временем более смелые просители проникают в кабинет товарища председателя, добывая себе распоряжения о немедленном его удовлетворении и вновь нарушая порядок и очередность в канцелярии.
Около часу дня являются местные присяжные поверенные, знающие «легкий доступ» как в кабинет товарища председателя, так и председателя суда. Помощнику секретаря суда волей-неволей приходится заниматься их делами.
В окружном суде каждый помощник секретаря суда постоянно мечется, берется то за одно дело, то за другое. Несмотря на это, несмотря на массу потраченного времени, канцелярская работа ввиду отсутствия всякого порядка в приеме посетителей идет медленно (копии, справки, исполнительные листы выдаются не всегда и не всем вовремя) и имеет вид работы неряшливой (реестры, например, без необходимых отметок). Проследить ежедневную работу помощника секретаря и писцов в такой ситуации не могут не только товарищи председателя суда, но и секретари судебных отделений…
Отсутствие надзора со стороны председателей отделений за канцеляриями не могло содействовать развитию у молодых людей — составлявших тогда персонал канцелярий — серьезного отношения к месту своей службы и работы. Канцелярии утратили приличествующий им деловой вид и, взамен того, в них развились и укоренились своего рода клубные обычаи. В них дозволялось громко и свободно, никем и ничем не стесняясь, разговаривать о посторонних предметах, и не только чиновникам между собой, но и с публикой, особенно с адвокатами.
В судебных канцеляриях появились просители привилегированные; дружески, покровительственно или дерзко, но непременно свысока они относились к чиновникам канцелярии, но в такой форме заявленные ими просьбы, имевшие вид приказов, исполнялись быстро и немедленно. Поведение таких просителей в канцелярии вообще не свидетельствовало об уважении к тому месту, куда они пришли; громкие разговоры, большей частью о посторонних предметах, и веселый хохот обычно оглашали дымную атмосферу канцелярии, и нередко можно было видеть таких просителей сидящими на письменных столах в то время, когда за ними работали чиновники. Немало роптали при таком порядке приема непривилегированные просители, которые не могли добиться того, чтобы их хотя бы выслушали и которые видели, как другие, позже их пришедшие, просители получали все, что требовали, вне очереди, незамедлительно…
О приеме посетителей. Харьков, 1883 год
Оба товарища председателя окружного суда, заведующие гражданскими отделениями, принимают просителей не иначе как в своих кабинетах, вход в которые охраняется курьерами, и не иначе как по докладу курьера о каждом просящем. Прием происходит вне точно определенных дней и часов, то есть когда свободны от других занятий. Такой порядок можно назвать общепринятым в судах — но, тем не менее, далеко не удовлетворительным.
Курьер всегда имеет возможность отказать просителю в приеме. Дескать, товарищ председателя занят, у него совещание, пришел секретарь с бумагами, работает с корреспонденцией, да мало ли что еще… В таком порядке нетрудно понять, как курьер тасует публику в очереди доклада, чем он при этом руководствуется, как и чем должны его задабривать смиренные просители.
И сидят почетные судьи за закрытыми дверями, сидят по привычке, сидят отчасти и для поддержания мнимого престижа представителя власти, и не хотят понять и верить, что если не они сами, то право доступа к ним отдано на откуп…
Во время обозрения делопроизводства окружного суда ревизор также смог пообщаться с просителями, ожидающими приема. Один крестьянин с ничтожной просьбой, исполнение которой заняло бы максимум полчаса, приезжал из деревни в губернский город в третий раз.
Анализируя способ приема посетителей, ревизор отмечает, что самым вредным для дела и для репутации суда, но наиболее удобным и спокойным для председательствующего является прием по докладу: центр власти всецело переходит в канцелярию, но зато председателя практически не беспокоят просители. Такой порядок позволяет и курьеру, и канцелярии злоупотреблять своим значением.
По настоянию ревизора для приема посетителей были назначены ежедневно два часа. С упразднением доклада число просителей значительно возросло. Открытие дверей кабинета уничтожило в глазах просителя значение курьера, но не канцелярии, которая, действуя по-прежнему, рассматривалась просителями как самостоятельное учреждение. Для устранения этого была введена практика того же ежедневного приема, но в помещении канцелярии. Перемены были разительны. Практически сразу исчезло всякое самостоятельное значение канцелярии, в случае любого нарушения со стороны помощника секретаря просящий мог обратиться напрямую к товарищу председателя. Суд в глазах просителей стал действительно доступным, в канцелярии установилась тишина, полное взаимоуважение в общении и максимальная скорость удовлетворения просьб. Таким образом, ревизор приходит к выводу, что прием посетителей ежедневно в определенные часы в помещении канцелярии — наилучший способ приема просителей. Но подобный способ является практически нераспространенным — окружные суды «работают по старинке» — канцелярии представляют собой некую обособленную структуру, с мнением которой волей или неволей просителям приходится мириться.
О новых правилах. Москва, 1887 год
В 1885 году в окружном суде был установлен новый порядок приема посетителей канцелярией, заключавшийся в следующем. Просители, за исключением присяжных поверенных и их помощников, но не исключая частных поверенных, вовсе не впускаются в помещения канцелярий гражданского и уголовного отделений суда, а имеют доступ только в особую приемную комнату суда, находящуюся рядом с регистратурой суда.
В приемной комнате с 11 часов утра и до 2 часов дня за особым столом находится дежурный помощник секретаря гражданского отделения, просители обращаются к нему со своими ходатайствами. Помощник секретаря, выслушав заявление, иногда лично, иногда через писца, устно или в письменном виде информирует канцелярию и тут же в приемной комнате удовлетворяет просьбу посетителя, то есть сообщает ему о состоянии дела, определяет сроки получения копий решений или исполнительных листов, тут же можно ознакомиться с материалами дела.
О канцелярии. Москва, 1888 год
С каждым годом положение канцелярий окружных судов — в особенности канцелярий гражданских отделений — все ухудшается и уже много лет требует к себе (но почти безуспешно) серьезного внимания председателей судов и председателей отделений. Первые председатели окружных судов не придавали значения ни вопросу о составе канцелярий, ни вопросу об организации канцелярского труда и поэтому ничего не сделали для их разрешения.
В первые дни судебной реформы в окружных судах было мало работы, и ее могла выполнить любая канцелярия. Тем более, что тогда канцелярия находилась в более привилегированном положении. Секретарей и их помощников привлекала возможность заявить о себе и получить дальнейшее продвижение по службе.
И в совершенно иных условиях работают канцелярии двадцать лет спустя. Университетская молодежь в большинстве окружных судов дезертировала из канцелярий, и их приходится заменять не только помощниками секретаря, но и секретарями из писцов. Между тем дело производства все усложняется, и канцелярии оказываются не в состоянии эффективно справляться с объемом работы. При этом уровень материального довольствия остается необычайно низким. Не удивительно, что писцы предпочитают работать «для посетителей», получая особую полисную плату, своеобразные «чаевые». И хотя явных злоупотреблений или правонарушений такие порядки не создают, все вместе они негативно влияют на репутацию суда — и не следует забывать, что всякий суд вообще дотоле суд, пока нравственные принципы его деятельности вне всяких подозрений.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…