В соответствии с положениями Закона Украины «О налоге на доходы физических лиц» нотариус является налоговым агентом при начислении доходов, полученных физическими лицами от операций, связанных с куплей-продажей и обменом объектов недвижимого, а также движимого имущества в случае, если факт изменения собственника подлежит нотариальному удостоверению или государственной регистрации. Нотариусы как налоговые агенты также должны нести ответственность за начисление и перечисление в бюджет налога на доходы физических лиц. Иными словами, в случае ошибочного начисления или неначисления налога при удостоверении договоров отчуждения движимого и недвижимого имущества ответственность за погашение суммы налогового долга должна возлагаться на нотариуса, который удостоверил договор. Но сейчас на нотариуса законом возложена задача только насчитать. Поэтому налоговым агентом, подверженным ответственности, он не является. Соответственно, институт нотариуса как налогового агента требует дальнейшего усовершенствования или же — и такие мнения превалируют в нотариальной среде — отмены.
«Перемен!» — требуют наши нотариусы
Годичная практика выполнения нотариусами функций налогового квазиагента выявила ряд пробелов в правовом регулировании данного института. Как правило, это отсутствие комплексного регулирования, прежде всего на уровне подзаконных актов. Например, относительно оценки объектов недвижимости или особенностей возврата уплаченного налога, если сделка не состоялась. Напомним, что согласно действующему законодательству, сумма налога должна быть уплачена до нотариального удостоверения договора купли-продажи. Также возникают разногласия из-за несогласованности норм налогового законодательства с законодательством о нотариате.
Таким образом, институт взимания налога на доходы, полученные физическими лицами от операций, связанных с куплей-продажей и обменом объектов недвижимости, нуждается в существенном усовершенствовании. В частности, одним из возможных путей называется лишение нотариусов статуса налогового агента в подобного рода операциях. Такая идея нашла поддержку среди нотариата — ведь это дополнительные обязанности и ответственность, некоторые предпочитают перестраховаться и воздерживаются от удостоверения сделок купли-продажи недвижимости.
Не так давно в Верховном Совете Украины были зарегистрированы два альтернативных законопроекта, которыми предлагается изменить Закон Украины «О налоге на доходы физических лиц» и лишить нотариусов статуса налоговых агентов. Предполагается, что нотариусы будут обязаны только информировать органы Государственной налоговой службы об удостоверенных договорах купли-продажи недвижимости. В обоснование своей позиции авторы законопроектов отмечают, что определение нотариуса налоговым агентом в соответствии с Законом Украины «О налоге на доходы физических лиц» противоречит самой сути нотариальной деятельности, особому статусу нотариуса, который выполняет определенные публичные функции, делегированные ему государством, исключительно по совершению нотариальных действий и внесудебной защите прав и законных интересов физических и юридических лиц. Кроме того, начисление, удержание и уплата в бюджет налога на доходы физических лиц требует от налоговых агентов (в данном случае — нотариусов) соответствующего образования и квалификации, а нотариусы в массе своей все-таки не экономисты и бухгалтеры. После принятия изменений в Закон Украины «О налоге на доходы физических лиц» в части возложения на нотариусов функций налоговых агентов соответствующие изменения не были внесены в действующий Закон Украины «О нотариате», и, соответственно, функция налогового агента не отвечает требованиям этого Закона. Выполнение нотариусами Украины функций налогового агента с одновременной регулярной отчетностью перед органами Государственной налоговой администрации означает нарушение ими Присяги и обязанностей нотариуса относительно соблюдения профессиональной тайны.
Кроме того, по мнению автора законопроекта, действующий Закон Украины «О налоге на доходы физических лиц» противоречит нормам международного права, в частности, положениям Европейского Кодекса профессиональной этики нотариуса и практике, которая существует в деятельности Международного Союза Латинского нотариата. Проанализировав международный опыт по вопросам осуществления нотариусами фискальных функций налогового агента, следует отметить, что на нотариусов в основном возложены функции контроля за уплатой налога, а не осуществления всех функций налогового агента согласно украинскому законодательству.
В странах СНГ формирование налогового законодательства в части прав, обязанностей и полномочий налоговых агентов осуществлялось по единым подходам, исходя из рекомендаций Модельного налогового кодекса, принятого на шестнадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ. Согласно статье 44 Кодекса, налоговыми агентами признаются национальные организации, имеющие договорные отношения с иностранными организациями или физическими лицами, которые осуществляют экономическую деятельность в государстве, кроме своего постоянного представительства в государстве, или получают доходы от источников в государстве, если в результате таких отношений эта иностранная организация или физическое лицо имеет доходы, которые подлежат налогообложению, или другой объект налогообложения, предусмотренный налоговым законодательством государства. Налоговый агент выполняет публичную функцию государства и наделен рядом признаков: он, в частности, является юридическим лицом и имеет договорные отношения с субъектом налогообложения. Приведенная формулировка дает автору законопроекта основания для вывода о невозможности распространения на нотариуса статуса налогового агента.
Уполномочены на мониторинг
Отметим также, что в последнее время происходит ужесточение требований относительно предотвращения легализации средств, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. В глобальную систему финансового мониторинга вовлекаются как традиционные финансовые учреждения, так и лица, для которых контроль за прохождением финансовых потоков является абсолютно нехарактерной функцией. Так, согласно рекомендациям FATF — ведущей международной организации, борющейся с незаконной легализацией денежных средств, — к субъектам первичного финансового мониторинга во многих иностранных государствах отнесены также нотариусы, адвокаты, риелторы, аудиторы. Подобного следует ожидать и на Украине, ведь соответствующий закон уже принимался, но — неполномочным парламентом, и, соответственно, не был подписан Президентом. Но ждать его повторного принятия осталось, похоже, не так уже и долго.
Как на субъектов первичного финансового мониторинга, на адвокатов и нотариусов будет распространяться комплекс обязанностей по выявлению финансовых операций, которые подлежат финансовому мониторингу, и сотрудничеству по этим вопросам с компетентными органами.
Отрадно, что в данном законопроекте учитывается соблюдение профессиональной тайны нотариусами и адвокатами. В частности, нотариусы как субъекты первичного финансового мониторинга не обязаны сообщать о своих подозрениях, если соответствующая информация стала им известна при обстоятельствах, которые являются предметом тайны осуществляемых нотариальных действий, кроме случаев удостоверения договоров купли-продажи недвижимого имущества, при условии, что такая операция осуществляется в наличной форме. Адвокаты, а также лица, которые предоставляют юридические услуги, не должны сообщать о своих подозрениях, если соответствующая информация стала им известна при обстоятельствах, которые являются предметом их адвокатской и профессиональной тайны, в том числе когда они выполняют свои обязанности относительно защиты клиента, представительства его интересов в судебных органах и по делам по досудебному урегулированию споров. Опять же, принятие подобного Закона создаст дополнительные коллизии, ведь изменения в базовые законы «О нотариате» и «Об адвокатуре» не предусматриваются. Можем предположить, что все несогласованности будут устранены в новых редакциях этих законов, которые ныне активно разрабатываются.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…