Любое демократическое государство невозможно представить без свободного волеизъявления народа. С течением времени и истории народное вече как способ волеизъявления народа на Украине приобрело форму референдума, что вполне соответствует мировой практике. Так, институты непосредственной демократии не только пережили столетия, сохранились, но и активно используются в Швейцарии (кроме референдума, существует народное вече и народная законодательная инициатива), в США (референдум имеет ту же силу, что и законодательная инициатива), во Франции (известен исторический факт, когда через 3 года после проведения первого референдума в 1789 году стали прибегать к практике плебисцитов, т.е. всенародных опросов).
В парламенте зарегистрировано несколько законопроектов, посвященных правовому регулированию референдумов — как общегосударственных, так и местных. Необходимость изменения Закона Украины «О всеукраинском и местных референдумах» возникла уже давно, подтверждением этому могут служить решения Конституционного Суда Украины № 3-рп от 27 марта 2000 года по делу о всеукраинском референдуме по народной инициативе и № 6-рп от 5 октября 2005 года по делу об осуществлении власти народом. На данный момент в парламенте три законопроекта, предлагающих свое видение референдумов. Это проекты законов: «О всеукраинском референдуме» № 1374 (автор Александр Лавринович), альтернативный «О всеукраинском референдуме» № 13741 (автор Юрий Ключковский) и «О местном референдуме» № 2004 (авторы Андрей Портнов и Сергей Подгорный). Отметим, что идея правового регулирования референдумов в разных законах о всеукраинских и местных референдумах не нова и, в принципе, понятна и логична. В данной статье основное внимание уделяется законопроекту № 1374-1.
Как спросить
Дабы не было сомнений в том, насколько правильно, законно и конституционно звучит вопрос, вынесенный на референдум, законопроект содержит Раздел ІІ «Предложение и вопросы референдума». Вопрос в форме конкретного предложения касается поддержки/отмены конкретного текста нормы (совокупности конкретно сформулированных норм), при этом соответствующий текст является неотъемлемой частью вопроса референдума. Вопрос в общей формулировке касается поддержки предложения относительно отдельного вопроса правового регулирования, не сформулированного в форме конкретной нормы. Вопрос в принципе касается общей идеи относительно изменения правового регулирования определенного общественного отношения. Естественно, что вопрос референдума должен иметь четкую и ясную формулировку, не допускающую неодинакового толкования предложения референдума. Вопрос референдума не может иметь наводящий характер, то есть формулировка вопроса не должна содержать цели принятия или отклонения предложения референдума. Поэтому любой вопрос, начинающийся любимой фразой многих политиков «с целью улучшения благосостояния населения», не будет соответствовать закону.
Классификация: виды и типы
Автор законопроекта определяет 2 основных вида референдумов по их статусу: обязательные (вопрос об изменении территории Украины; принятии Конституции Украины или ее новой редакции; внесении изменений в разделы І, ІІІ, ХІІІ Конституции Украины) и факультативные (все остальные). В зависимости от предмета референдум может быть: конституционным — проводится относительно принятия Конституции Украины или внесения изменений в действующую Конституцию Украины; ратификационным — проводится относительно принятия народом закона о предоставлении согласия на обязательность международного договора Украины об изменении территории Украины, а также другого международного договора в определенных случаях; законодательным — проводится относительно принятия/отмены закона Украины или внесения изменений в действующий закон Украины; общим — проводится относительно вопросов, которые не содержат конкретно сформулированного предложения. Отметим, что вопрос законодательного референдума может допускать не больше двух альтернативных вариантов предложения референдума.
По юридическим последствиям референдумы могут быть: окончательными, обязывающими или консультативными. Конституционный, ратификационный или законодательный всеукраинский референдумы являются окончательнымы, и решение, принятое референдумом, не нуждается в дальнейшем подтверждении. Общий всеукраинский референдум может быть обязывающим или консультативным. Решение обязывающего референдума обязательно для рассмотрения парламентом, а решение консультативного принимается во внимание органами государственной власти Украины при принятии соответствующих решений.
Отметим, что проект, подтверждая наличие 3 субъектов инициирования назначения всеукраинского референдума, конкретизирует процедуру от собственно инициирования и назначения референдума до воплощения в жизнь принятых решений. В свою очередь, проект предусматривает, что Президент Украины и парламент не могут инициировать общий всеукраинский референдум, а народная инициатива не может быть осуществлена относительно ратификационного референдума.
Инициировать назначение конституционного референдума может Президент Украины и парламент, но назначает его Президент своим Указом; ратификационный референдум инициирует Президент, а назначает его парламент; законодательный референдум инициирует и назначает Президент.
И результат
Раздел XIII определяет правовые последствия референдумов. Отметим, что главная роль здесь принадлежит Президенту. Президент Украины в течение 5 дней после получения решения Центральной избирательной комиссии (ЦИК) с протоколом ЦИК об установлении результатов всеукраинского референдума в случае конституционного, ратификационного или законодательного референдума официально обнародует подписанный акт, принятый (утвержденный) всеукраинским референдумом, а в случае ратификационного референдума — текст соответствующего международного договора Украины.
Конституция (новая редакция Конституции) Украины, а также Закон о внесении изменений в разделы І, ІІІ, ХІІІ Конституции Украины, принятые на всеукраинском референдуме, вступают в силу со дня официального обнародования Президентом, если иное не указано в заключительных положениях Конституции.
Закон, принятый на всеукраинском референдуме, также вступает в силу со дня его официального обнародования Президентом, если иное не указано в его заключительных положениях. При этом вопрос, рассмотренный на референдуме, может быть предметом нового референдума, инициированного не ранее чем через год после проведения предыдущего. Закон, принятый референдумом, может быть изменен парламентом в пределах законодательной процедуры не ранее чем через 2 года после его принятия на референдуме.
Также проект предусматривает последствия и порядок их введения в силу и соблюдения консультативного референдума, а также обязывающего референдума в формулировках (общей, в виде рекомендации, в виде вопроса в принципе), что дает надежду на реальное воплощение народного волеизъявления в жизнь.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…