Расчет земельного налога — только на основании сведений, предоставленных уполномоченным органом — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №21 (335) » Расчет земельного налога — только на основании сведений, предоставленных уполномоченным органом

Расчет земельного налога — только на основании сведений, предоставленных уполномоченным органом

Судебная палата по хозяйственным делам Верховного Суда Украины, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ОАО «Киевское автотранспортное предприятие 13068», установила следующее.

В январе 2003 года ОАО «Киевское автотранспортное предприятие 13068» обратилось в Хозяйственный суд г. Киева с иском к ГНИ в Соломенском районе г. Киева о признании недействительным налогового уведомления-решения ответчика от 19 июля 2002 года № 00001541810/0. Исковые требования обосновывались тем, что выводы ответчика, изложенные в акте проверки от 2 июля 2002 года, на основании которого было принято оспариваемое уведомление-решение, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям Закона Украины «О плате за землю».

Решением Хозяйственного суда г. Киева от 24 марта 2003 года иск удовлетворен. Признано недействительным налоговое уведомление-решение ответчика от 19 июля 2002 года № 00001541810/0.

Постановлением Киевского апелляционного хозяйственного суда от 5 июня 2003 года вышеуказанное решение суда оставлено без изменений.

Это решение и постановление мотивированы тем, что при составлении расчетов по уплате за землю и исчислении размера налога за землю истцом использовались сведения Киевского городского управления земельных ресурсов. Соответствующие справки содержали денежную оценку земельного участка и коэффициент на функциональное использование земли (0,8). Органы государственной налоговой службы при проверке правильности начисления платы за землю должны использовать сведения о стоимости земельных участков, предоставленные Киевским городским управлением земельных ресурсов. Использование ответчиком других данных для начисления налога на землю является безосновательным, поскольку исчисление стоимости земельных участков не относится к компетенции органов налоговой службы.

Постановлением Высшего хозяйственного суда Украины от 7 октября 2003 года № 28/41 постановление Киевского апелляционного хозяйственного суда от 5 июня 2003 года и решение Хозяйственного суда г. Киева от 24 марта 2003 года отменены. В удовлетворении иска отказано, поскольку ответчиком обоснованно при начислении налога на землю был использован коэффициент аренды (2,5), так как истец получает от аренды земли прибыль и использует землю не по тому назначению, которое установлено Киевским городским советом.

Определением Верховного Суда Украины от 25 декабря 2003 года открыто производство по пересмотру в кассационном порядке постановления Высшего хозяйственного суда Украины от 7 октября 2003 года № 28/41 по кассационной жалобе ОАО «Киевское автотранспортное предприятие 13068», где поставлен вопрос об отмене этого постановления и прекращении производства по делу. Ссылки сделаны на нарушение норм материального права и несоответствие обжалуемого постановления положениям Конституции Украины.

Заслушав докладчика, пояснения представителей сторон и проверив материалы дела, Судебная палата по хозяйственным делам Верховного Суда Украины пришла к выводу, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению на следующих основаниях.

Отменяя решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда, Высший хозяйственный суд Украины указал, что истец получает от аренды земли прибыль и использует землю не по тому назначению, которое установлено Киевским городским советом, то есть имеет место незаконное обогащение за счет злоупотребления правом пользования земельным участком. Также указано, что для каждой доли земельного участка, на которой осуществляется определенный вид деятельности, применяется соответствующий коэффициент функционального использования в соответствии с Порядком денежной оценки земель населенных пунктов, утвержденным 27 ноября 1995 года совместным приказом Госкомзема и Минсельхозпрода и зарегистрированным в Минюсте 30 ноября 1995 года № 427/963.

С такими выводами согласиться нельзя. Они сделаны без учета норм материального права и обстоятельств дела.

Так, из материалов дела усматривается, что налоговым уведомлением-решением ГНИ в Соломенском районе г. Киева от 19 июля 2002 года № 00001541810/0, в соответствии со статьей 14 Закона Украины «О плате за землю», ОАО «Киевское автотранспортное предприятие 13068» определено налоговое обязательство по налогу на землю в сумме 47 072 грн 82 коп. (32 652 грн 18 коп. основного платежа и 14 420 грн 64 коп. штрафных (финансовых) санкций).

Оспариваемое налоговое уведомление-решение принято на основании акта от 9 июля 2002 года № 74/23-211 о результатах проверки соблюдения требований законодательства о налогообложении ОАО «Киевское автотранспортное предприятие 13068» за период с 1 октября 1999 года по 1 января 2002 года.

В акте проверки указано, что на балансе истца значится земельный участок по ул. Механизаторов в г. Киеве. Площадь земельного участка составляет 56 785,98 кв. м. На земельном участке находятся принадлежащие истцу помещения общей площадью 13 448 кв. м. Истцом в период 2000-2002 годов часть принадлежащих ему помещений предоставлялась в аренду коммерческим структурам. Расчеты по налогу на землю за период 2000-2002 годы предоставлялись ГНИ в Железнодорожном районе г. Киева своевременно, но данные по расчетам предприятия не соответствовали данным по результатам проверки. Так, истцом при расчете налога на землю использовался только функциональный коэффициент 0,8 (земли транспорта), установленный именно с учетом специфики этого предприятия-пользователя, и не был применен функциональный коэффициент 2,5 (земли коммерческого использования) к площади земельного участка, приходящейся на арендаторов.

В соответствии со статьей 2 Закона Украины «О плате за землю» (Закон), использование земли на Украине является платным. Плата за землю взимается в виде земельного налога или арендной платы, определяемой в зависимости от денежной оценки земель. Собственники земельных участков, земельных долей (паев) и землепользователи, кроме арендаторов и инвесторов — участников соглашения о распределении продукции, уплачивают земельный налог.

В соответствии со статьей 5 Закона, объектом платы за землю является земельный участок, а также земельная доля (пай), пребывающая в собственности или пользовании, в том числе на условиях аренды. Субъектом платы за землю (плательщиком) является собственник земельного участка, земельной доли (пая) и землепользователь, в том числе арендатор.

Статьей 13 Закона предусмотрено, что основанием для начисления земельного налога являются данные государственного земельного кадастра.

В соответствии со статьей 14 Закона, юридические лица самостоятельно исчисляют сумму земельного налога в порядке, определенном этим Законом, по форме, установленной Главной государственной налоговой инспекцией Украины, каждый год по состоянию на 1 января и до 1 февраля подают данные соответствующей государственной налоговой инспекции.

Денежная оценка земельного участка производится Государственным комитетом Украины по земельным ресурсам по методике, утвержденной Кабинетом Министров Украины (статья 23 Закона).

При составлении расчетов по плате за землю и исчислении размера налога на землю истцом использовались сведения Киевского городского управления земельных ресурсов, указанные в соответствующих справках от 1 октября 1999 года № 330 и от 13 октября 2000 года № 663. Указанные справки содержат денежную оценку земельного участка, предоставленного истцу, и сведения о коэффициенте на функциональное использование земли (0,80). Только в справке от 22 марта 2002 года № 209 (наряду с коэффициентом на функциональное использование земли «0,80») был указан коэффициент «2, 5».

Таким образом, применение иных, чем приведенные в указанных справках, сведений о денежной оценке земли для начисления налога на землю за проверявшийся период является безосновательным.

При проверке правильности начисления платы за землю органы государственной налоговой службы должны использовать сведения о стоимости земельных участков, предоставленные Киевским городским управлением земельных ресурсов относительно земельных участков, расположенных в г. Киеве.

С учетом приведенного постановление Высшего хозяйственного суда Украины от 7 октября 2003 года № 28/41 следует отменить, а постановление Киевского апелляционного хозяйственного суда от 5 июня 2003 года и решение Хозяйственного суда г. Киева от 24 марта 2003 года оставить в силе.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 11117—11120 Хозяйственного процессуального кодекса Украины, Судебная палата по хозяйственным делам Верховного Суда Украины постановила:

кассационную жалобу ОАО «Киевское автотранспортное предприятие 13068» удовлетворить;

постановление Высшего хозяйственного суда Украины от 7 октября 2003 года № 28/41 отменить;

постановление Киевского апелляционного хозяйственного суда от 5 июня 2003 года и решение Хозяйственного суда г. Киева от 24 марта 2003 года оставить в силе.

Постановление является окончательным и обжалованию не подлежит.

(Постановление Верховного Суда Украины от 27 января 2004 года. Председательствующий — Шицкий И.Б. Судья-докладчик — Карпечкин П.Ф.)

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

FALSE

Общество с ограниченной ответственностью: основные новеллы Гражданского кодекса

Государственная практика

Мы рекомендуем – вы применяете!

Деловая практика

Не просто пользуйся, а улучшай... минимизируя налоги

Законодательная практика

Тайна не имеет своего режима

Зарубежная практика

Патентование программного обеспечения

Комментарии и аналитика

Способ заработать деньги... на банках

Неделя права

В четвертый раз заседание МСАП прошло на Украине

День таможенников в Комитете

Спецномера по конституционному признаку!

Вызовы конкурентной политике

ГК и ХК будут согласованы

Популярно о корпоративном праве

Совет коллеги

Пенсионный сбор с адвоката

Вексельный вопрос

Два вопроса судебному практику

Судебная практика

Процедурный прецедент

Принцип виновности в налоговом праве

Проблемы решения правовых коллизий в налоговом законодательстве Украины

Судебные решения

Применение судами акта, не соответствующего Закону, является основанием для отмены судебных решений

Закон Украины «Об НДС» не связывает возмещение НДС с проведением встречных плановых проверок

Расчет земельного налога — только на основании сведений, предоставленных уполномоченным органом

Отчуждение имущества, находящегося в налоговом залоге, без разрешения органов ГНС незаконно

Тема номера

Налоговое планирование: аргументы за и против

Частная практика

Миграция по-юридически

Юридический форум

Спецсчетам для НДС — нет!

Что нам стоит стать нотариусом? Сложно!

Подписка о невыезде: две стороны медали

55 лет на благо юридической науки

Інші новини

PRAVO.UA