Начатые налоговая и судебная реформы вряд ли смогут считаться завершенными до урегулирования вопросов взимания государственной пошлины и судебного сбора. Ныне, напомним, эти вопросы регулируются Декретом Кабинета Министров Украины «О государственном сборе», принятым еще в 1993 году и, очевидно, устаревшим.
Народный депутат Украины — представитель Президента Украины в Верховном Совете Украины Юрий Мирошниченко внес на рассмотрение парламента законопроекты «О государственной пошлине» (регистрационный № 6568) и «О судебном сборе» (регистрационный № 6567), которые должны сменить упомянутый Декрет.
Плательщиками государственной пошлины предлагается определить юридических и физических лиц (в том числе иностранцев), которые обращаются в уполномоченные госорганы с целью выполнения определенных действий и выдачи документов, имеющих юридическое значение. Всего предлагается установить 11 случаев взимания госпошлины. Судебный сбор будут уплачивать лица, обращающиеся в суд, — за подачу исковых заявлений и жалоб, а также за выдачу копий документов. Ставки судебного сбора предлагается установить отдельно для гражданского, хозяйственного и административного процессов.
Государственная пошлина должна будет уплачиваться по месту совершения действий и оформления документов и засчитываться в бюджет субъекта местного самоуправления, кроме государственной пошлины, которая взимается при выдаче общегражданских заграничных паспортов (засчитывается в Госбюджет).
Юрий Мирошниченко предлагает установить ставки судебного сбора и государственной пошлины в частях минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января календарного года, в котором соответствующее заявление или жалоба подается в суд (совершается действие или выдается документ). То есть они «автоматически» будут изменяться ежегодно, не требуя внесения законодательных изменений. Абсолютный размер большинства ставок предлагается увеличить, а наиболее крупные — наоборот, уменьшить. Это, в основном, касается госпошлины, взимаемой при совершении нотариальных действий. Например, действующее законодательство предусматривает при удостоверении сделки отчуждения транспортного средства уплату госпошлины в размере 5 % стоимости такого транспортного средства, а проект — 1 % реальной стоимости, но не менее 0,5 минимальной зарплаты. В 10 раз предложено снизить пошлину за удостоверение договоров залога — до 0,01 % предмета залога (но не менее 0,5 и не более 3 минимальных зарплат). В целом же госпошлина за совершение нотариальных действий увеличится, так, при удостоверении доверенности придется платить 92 грн (0,1 минимальной зарплаты) госпошлины (сейчас от 0,51 грн до 5,1 грн), при удостоверении копий документов — 9,2 грн (сейчас — 0,17 грн), госпошлина за выдачу свидетельства о праве на наследство увеличится почти в 6 раз — до 184,4 грн.
«Подорожает» и регистрация актов гражданского состояния: госпошлина составит от 0,01 (за развод с лицом, признанным без вести отсутствующим или недееспособным, а также осужденным за совершение преступления на срок не менее трех лет) до 2 (за развод по обоюдному согласию) минимальных зарплат.
Высокая госпошлина будет взиматься при отказе от украинского гражданства. Вместо нынешних 102 грн придется заплатить от 13,83 тыс. грн, в то же время получение гражданства будет стоить всего 46 грн (сейчас — 8,5 грн). Такой подход вполне оправдан — повышена госпошлина за «невыгодные» государству услуги, приводящие к негативным социальным и демографическим последствиям. Максимальный же размер госпошлины установлен для бизнеса — при подаче заявления о регистрации промышленно-финансовой группы — 30 минимальных зарплат.
Что касается ставок судебного сбора, то они также будут увеличены. Например, при подаче исков имущественного характера судебный сбор предлагается увеличить до 2 % от цены иска (в административных судах — 1 %). Ограничения: в общих судах — до 5 минимальных зарплат (4610 грн), сейчас — 1700 грн, в хозяйственных судах — до 100 минимальных зарплат (92 200 грн), сейчас — 25 500 грн, в административных судах — до 2 минимальных зарплат (1844 грн). В случае, если размер судебного сбора зависит от цены иска, а на момент предъявления иска установить точную его цену невозможно, размер судебного сбора уплачивается в размере одной (админпроцесс), двух (общие суды) или десяти (хозпроцесс) минимальных заработных плат с последующей доплатой недоплаченного или с возвратом переплаченного судебного сбора. За выдачу судами копий документов предлагается взимать фиксированный сбор: повторная выдача копии судебного решения — 2 грн за каждую страницу; дубликат судебного приказа и исполнительного листа — 5 грн за страницу; распечатывание и выдача копии информации технической записи судебного заседания — 5 грн за страницу формата А4.
Судебный сбор предлагается уплачивать по месту рассмотрения дела и засчитывать в Государственный бюджет Украины. Одновременно устанавливается и целевое использование сбора: средства судебного сбора направляются на обеспечение деятельности соответствующих судов, связанной с непосредственным рассмотрением дел и информационно-техническими услугами.
В заключение отметим, что не пересматривавшиеся комплексно в течение 17 лет размеры ставок госпошлины, очевидно, необходимо корректировать (увеличивать), тем более, попутно решается немаловажный вопрос финансирования госорганов, что особенно актуально ввиду хронического дефицита Госбюджета.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…