О судоустроительных принципах — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №28 (655) » О судоустроительных принципах

О судоустроительных принципах

Подготовлено членом Рабочей группы по вопросам судебной реформы, членом Научно-консультативного совета при Верховном Суде Украины, старшим научным сотрудником Института государства и права им. В.М. Корецкого НАН Украины, кандидатом юридических наук Николаем Сирым.

Общие замечания к законопроекту

Изложенные в проекте правовые положения общего значения не составляют целостную и согласованную систему судо­устроительных правовых принципов.

Во-первых, не все положения раздела І проекта надлежащим образом реализованы в последующих разделах; во-вторых, общие, принципиальные по своему значению положения размещены не только в первом, но и в других разделах; в-третьих, между некоторыми принципиальными положениями проекта имеет место прямое противоречие (между частью 4 статьи 17 и частью 1 статьи 124 проекта; между абзацем 2 части 4 статьи 17 и статьей 20 проекта); в-четвертых, отдельные принципы и общие положения или искажают, или прямо противоречат основам организации системы правосудия (часть 1 статьи 124 проекта и другие).

По юридической технике изложения проект содержит лишнюю детализацию, необоснованную дифференциацию полномочий и функций как судов, так и органов судейского самоуправления и органов назначения (увольнения) судей, привлечение судов к дисциплинарной ответственности. Текст проекта не является однородным по стилю изложения.

Замечания к общим положениям проекта (раздел І)

Проект с очевидностью перегружен положениями, которые ныне являются действующими правовыми нормами. В частности, нет потребности в «механическом» повторении в тексте проекта действующих конституционных норм (часть 3 статьи 1, часть 2 и часть 4 статьи 3, часть 1 и часть 3 статьи 5 проекта и другие) и, соответственно, нет потребности вторично законодательно принимать эти нормы.

Организационные основы системы судов

В проекте прямо искажен конституционно определенный статус Верховного Суда Украины как наивысшего судебного органа в системе судов общей юрисдикции (часть 2 статьи 125 Конституции Украины).

В части 4 статьи 17 и пункте 1 части 2 статьи 38 проекта полномочия Верховного Суда Украины безосновательно ограничены к «обеспечению одинакового применения судами кассационной инстанции норм материального права». Как наивысший судебный орган Верховный Суд конституционно уполномочен обеспечивать одинаковое применение судами не только материальных, но и процессуальных норм, что является общепризнанным и очевидным. Как наивысший судебный орган Верховный Суд конституционно уполномочен обеспечивать одинаковое применение закона всеми судами, а не только судами кассационной инстанции, что также является общепризнанным и очевидным.

Безосновательное ограничение конституционно определенного статуса Верхов­ного Суда Украины — прямое нарушение статей 6, 22, 55, 124, 125, 129 Конституции Украины.

Частями 1 и 2 статьи 31 проекта преду­смотрено создание Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел, что прямо противоречит положениям статьи 125 Конституции Украины и решению Конституционного Суда Украины № 20-рп/2003 от 11 декабря 2003 года.

В прямом противоречии находятся положения проекта, которыми определен принцип единства системы судов общей юрисдикции (часть 4 статьи 17 проекта), статус Верховного Суда Украины (статьи 38, 39, 44 и другие проекта) и статус высших специализированных судов (статьи 32, 36 и другие проекта). В мировой практике и в теории судебных систем общепризнанным считается, что в унитарном государстве должна существовать лишь одна судебная кассационная инстанция, на которую возлагается обязанность по обеспечению одинакового применения закона всеми судами. Внедрение в унитарном государстве нескольких кассационных судебных инстанций разрушает принцип единства системы судов.

Порядок образования судов

Статьей 19 проекта надлежащим образом не определен порядок образования судов. В первую очередь, не определены правила, по которым формируются судебные округи (то есть территории, на которые распространяется юрисдикция суда) для местных судов, виды которых предусмотрены статьей 21 проекта, для апелляционных судов, виды которых предусмотрены статьей 26 проекта.

Порядок назначения судей на административные должности

Полномочия на назначение судей на административные должности и увольнение их с этих должностей данным проектом (статья 20) возложены на Высший совет юстиции Украины, что прямо противоречит статьям 19, 131 Конституции Украины и решению Конституционного Суда Украины № 14-рп/2001 от 16 октября 2001 года.

Назначение (избрание) судей

Предусмотренная проектом процедура назначения судей как впервые, так и избрания бессрочно не содержит надлежащих гарантий обеспечения независимости для назначенного (избранного) судьи. Угрожающими для независимости судьи, прежде всего, являются: испытательный пятилетний срок назначения на должность судьи впервые, состав Высшей квалификационной комиссии судей Украины и Высшего совета юстиции, зависимость от решения специализированного юридического высшего учебного заведения четвертого уровня аккредитации (пункт 5 части 1 статьи 65, части 4 и 5 статьи 68 проекта), зависимость от немотивированного политического выбора (пункт 5 части 3 статьи 73 проекта), усложненная процедура отбора и назначения (избрания) судей.

Судейское самоуправление

Данный проект имеет существенные искажения на уровне принципов построения системы самоуправления. В частнос­ти, существенное искажение заложено в правиле избрания делегатов на Съезд судей (часть 1 статьи 124 проекта) и правиле формирования Советов судей (части 1—3 статьи 121 проекта), что определено «принципом равного представительства от каждой судебной юрисдикции».

Предложенная в проекте система самоуправления существенно искажена в своей организационной основе. Основные органы самоуправления — собрания судей, конференции и советы судей — это система органов без полномочий, это форма беспредметных заседаний и бесцельного расходования времени судей и ресурсов государства. В свою очередь, «базовый пакет» полномочий, которые по определению должны принадлежать основным органам судейского самоуправления, передан «квази-органам самоуправления», а именно: Высшему совету юстиции и Высшей квалификационной комиссии судей, которые формируются под чрезмерным политическим влиянием органами исполнительной и законодательной власти и которые не входят в перечень организационных форм судейского самоуправления (часть 2 статьи 113 проекта).

Общий вывод: проект содержит системные недочеты и нуждается в существенной доработке.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Актуальный документ

О закрытии производства по делу

Государственная практика

О судоустроительных принципах

Правим Конституцию под закон

Деловая практика

Государственная распродажа

Законодательная практика

Пошлина по новым ставкам

Комментарии и аналитика

Судебная реформа: взгляд со скамьи адвоката

Неделя права

Научное сотрудничество

Нюансы обжалования

«Чистые» доходы

Судам — новую финпрограмму

Vanco возвращается?

Новости делового мира

Хоздеятельность на основании декларации

Недопущение использования факсимильной подписи

О сведениях в уставе АО

Новости законотворчества

Парламенту предлагают ликвидировать налоговую милицию

Вопросы уголовного процесса намерены сосредоточить в Комитете по вопросам правосудия

Парламент ограничивает «технические» дефолты по облигациям

Регулирование деятельности акционерных обществ усовершенствуется

Новости из зала суда

Суд назвал виновных в инциденте с канализационными люками

ВАСУ приостановил рассмотрение дела о героизации Романа Шухевича

Продажа «Лугансктепловоза» оспорена в суде

Новости из-за рубежа

В РФ нотариусов могут привлечь к коллекторству

Устав Суда ЕврАзЭС принят в новой редакции

Интерпол опубликовал фотографии самых разыскиваемых преступников

Новости профессии

ВСЮ рассмотрит 18 заявлений об уходе судей в отставку

КСУ отказывается толковать право адвоката на информацию

Апелляции на постановления об админправонарушениях будут рассматривать все судьи апелляционных судов

Профильный комитет поддержал изменение структуры подразделений по борьбе с оргпреступностью

Новости юридических фирм

МЮК «Александров и Партнеры» сопровождала покупку сахарного завода

Александра Ратушняк перешла в ЮФ «Орлов, Михайленко и Партнеры»

При поддержке LCF Law Group состоялся II Форум молодых юристов

Integrites — советник ИНВЕКС Телеком

Под куполом

Всенародное обсуждение

Позиция

«Мы в ответе за тех, кого приручили…»

Реестр событий

Три года как под прицелом

Депутаты отпустили судью

Судебная практика

До чужого добра жадные*

Правила завещания

Судебные решения

О праве несовершеннолетнего лица на перераздел наследственного имущества после истечения срока для принятия наследства

Тема номера

Долг в наследство

Всегда ли заявитель — наследник?

Частная практика

Адвокатское бюро: правовые аспекты

Юридический форум

Рынок цифровых платежей

AmCham отпраздновал День независимости

Інші новини

PRAVO.UA