Сегодня регистрация адвокатского бюро — еще один пробел в действующем законодательстве Украины. Редакция попыталась раскрыть практические проблемы и разобраться в создании и государственной регистрации адвокатского бюро как организационно-правовой формы деятельности.
Актуальность реформирования отечественной адвокатуры ни у кого не вызывает сомнений, что подтверждается многочисленными дискуссиями по этому вопросу на международных конференциях, семинарах и круглых столах, результаты которых и реализуются в соответствующих статьях и законопроектах.
В то же время реализация прав, свобод и законных интересов граждан Украины, иностранных граждан, лиц без гражданства, юридических лиц предполагает осуществление адвокатской деятельности уже сегодня. Следовательно, мы должны не только понимать проблемы отечественной адвокатуры, но и искать практические пути их решения. Одной из проблем адвокатуры на данном этапе является, в частности, создание и государственная регистрация адвокатского бюро.
В соответствии со статьей 4 Закона Украины «Об адвокатуре» адвокат имеет право заниматься адвокатской деятельностью индивидуально, открыть свое адвокатское бюро. Адвокатские бюро, коллегии, фирмы, конторы и другие адвокатские объединения являются юридическими лицами. Согласно данной статье, адвокатские бюро и объединения — это юридические лица особого вида, поскольку они являются организационными формами деятельности адвокатуры. Правовой статус, цель, предмет и виды деятельности у адвокатского бюро и адвокатского объединения — практически идентичны (статья 5 Закона Украины «Об адвокатуре»), за исключением особенностей, связанных с количественным составом учредителей.
Следовательно, Закон Украины «Об адвокатуре» предусматривает возможность открытия адвокатом бюро, имеющего статус юридического лица, единственным учредителем которого будет он сам. При этом такое юридическое лицо будет организационной формой деятельности адвокатуры. То есть на адвокатское бюро будут распространяться предусмотренные действующим законодательством гарантии адвокатской деятельности.
Однако здесь может возникнуть ряд вопросов, например: «Зачем адвокату открывать свое бюро, ведь он может заниматься адвокатской деятельностью индивидуально?» или «Почему не создать адвокатскую фирму или общество с ограниченной ответственностью, ведь юридические услуги может предоставлять и общество?». Попробуем обосновать целесообразность открытия адвокатом своего бюро.
Во-первых, адвокатское бюро имеет статус юридического лица. На практике это дает возможность урегулировать имущественные отношения, так как юридическое лицо имеет отделенное имущество, в пределах которого несет ответственность по своим обязательствам, а также возможность создания уставного (составного) капитала, резервного фонда и т.п. Кроме того, статус юридического лица в известной мере упрощает урегулирование трудовых отношений с техническими работниками и помощником (помощниками) адвоката, со всеми предусмотренными действующим законодательством Украины гарантиями.
Во-вторых, лишь адвокатское бюро может иметь одного учредителя — адвоката. В то же время, для открытия адвокатской фирмы или другого адвокатского объединения адвокат должен объединяться с другими адвокатами. Несмотря на то, что современный мир стремится к глобализации, не каждый адвокат захочет объединяться с коллегами для осуществления профессиональной деятельности. Таким образом, лишь открытие адвокатом своего бюро предоставляет ему возможность осуществлять индивидуально адвокатскую деятельность с созданием юридического лица.
В-третьих, действующим законодательством Украины определено, что адвокатская деятельность может осуществляться лишь адвокатом и юридическими лицами, которые зарегистрировались как организационные формы деятельности адвокатуры, в порядке, предусмотренном Законом Украины «Об адвокатуре», то есть общество с ограниченной ответственностью не может осуществлять данный вид деятельности (см. подкласс «74.11.1. Адвокатская деятельность» Классификатора видов экономической деятельности, утвержденный приказом Госпотребстандарта Украины № 375 от 26 декабря 2005 года; письмо № 2080 от 3 марта 2009 года Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства).
Учитывая вышеизложенное, выбор адвокатом организационно-правовой формы адвокатского бюро для осуществления адвокатской деятельности является полностью оправданным. Итак, рассмотрим, с какими проблемами на практике может столкнуться адвокат, решивший открыть свое бюро.
В соответствии со статьей 4 Закона Украины «Об адвокатуре», постановлением Кабинета Министров Украины «О порядке регистрации адвокатских объединений» № 302 от 27 апреля 1993 года и приказом Министерства юстиции «Об утверждении Правил подготовки и оформления решений относительно регистрации адвокатских объединений Министерством юстиции Украины» № 693/5 от 27 августа 2007 года регистрация адвокатских коллегий, фирм, контор и других адвокатских объединений осуществляется в Министерстве юстиции.
Нет необходимости еще раз перечитывать Закон Украины «Об адвокатуре» или обозначенные выше подзаконные нормативные акты, пересматривать их в альтернативных источниках — никакой технической ошибки нет. Законодатель действительно непосредственно не указал и не предусмотрел, кто и как должен осуществлять государственную регистрацию адвокатского бюро. То ли забыли, то ли пропустили, то ли специально не указали, но факт остается фактом — правовой механизм реализации адвокатом права на открытие своего адвокатского бюро не предусмотрен.
С адвокатскими же объединениями таких проблем нет. Как и предусмотрено, регистрация адвокатских коллегий, фирм, контор и других адвокатских объединений осуществляется в Министерстве юстиции Украины, что на практике и происходит.
А как же быть с адвокатскими бюро? Вполне справедливо, что Министерство юстиции Украины отказывается регистрировать адвокатские бюро, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 19 Конституции Украины органы государственной власти и местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать лишь на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины. А Министерство юстиции Украины никаких полномочий на регистрацию адвокатских бюро не имеет.
Таким образом, напрашивается вопрос: что же делать — отказаться от идеи открытия адвокатского бюро и продолжать заниматься адвокатской деятельностью индивидуально? Обычно такой вариант кажется единственно возможным, но не для тех, кто всегда привык идти до конца и бороться за свои права, особенно — профессиональные.
В соответствии с частью 1 статьи 83 Гражданского кодекса Украины юридические лица могут создаваться в форме обществ, организаций и в других формах, установленных законом. Таким образом, адвокатское бюро можно причислить к другой форме юридического лица, предусмотренной Законом Украины «Об адвокатуре».
Частью 1 статьи 3 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» предусмотрено, что действие данного Закона распространяется на государственную регистрацию всех юридических лиц независимо от организационно-правовой формы, формы собственности и подчинения, а также на физических лиц — предпринимателей.
Исходя из вышеизложенного, адвокатское бюро подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном Законом Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей», с присвоением при государственной регистрации кода «995. Другие организационно‑правовые формы» (в соответствии с пунктом 4 Государственного классификатора Украины «Классификация организационно-правовых форм ведения хозяйства ДК 002:2004», утвержденного приказом Государственного комитета Украины по вопросам технической регуляции и потребительской политики «Об утверждении национальных стандартов Украины, государственных классификаторов Украины, национальных изменений к межгосударственным стандартам, внесении изменения в приказ Госпотребстандарта Украины № 59 от 31 марта 2004 года и отмене нормативных документов» № 97 от 28 мая 2004 года).
Предложенный вариант государственной регистрации адвокатского бюро был поддержан новым руководством Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства. Именно таким образом была проведена государственная регистрация Адвокатского бюро Гречковского.
Редакция надеется, что эта статья и изложенные в ней теоретические и практические рекомендации в сочетании с опытом создания адвокатского бюро по указанной выше схеме пригодятся практикующим адвокатам, имеющим намерение открыть свое бюро, а также станут полезными в процессе реформирования системы адвокатуры на Украине.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…