Мы встречаемся с Сергеем Козьяковым как раз накануне Нового года. В холле Высшей квалификационной комиссии судей Украины (ВККС) красуется елка, на стенах — картины украинских художников. Сначала Сергей Юрьевич проводит небольшую экскурсию и признается, что для второго этажа (где расположены кабинеты председателя и членов ВККС) подбираются наилучшие работы (само собой!). Затем переходит к непосредственной теме нашего интервью.
Не будем подсчитывать, сколько раз интервью с председателем ВККС у нас срывалось. Все-таки арифметика не конек юристов. Но если вы думаете, что в 2018-м у Комиссии появится больше времени или она будет почивать на лаврах победителей (мы все же склонны считать, что из процедур 2017-го ВККС вышла победителем), это не так. К появившимся ранее (отбор судейских кадров, квалификационное оценивание судей, конкурсы в первую и апелляционную инстанции, конкурс в IP-суд) добавились новые вызовы: измененная карта судов Украины и законопроект о Высшем антикоррупционном суде. Сергей Юрьевич откровенно рассказывает, что его огорчает в процессе проведения конкурса в ІР-суд, и уклоняется от вопросов по поводу создания Высшего антикоррупционного суда. Собственно, тогда еще и предмета для разговора не было. Проект соответствующего закона появится на сайте парламента только вечером после нашей беседы.
— Сергей Юрьевич, в конце декабря 2017 года Высший совет правосудия (ВСП) согласовал предложенные Администрацией Президента Украины проекты указов о ликвидации местных общих судов и создании окружных судов. Какую роль в реализации этих указов играет Высшая квалификационная комиссия судей (ВККС)?
— Значимую. 95 % кадровой работы, предусмотренной действующем ныне Законом «О судоустройстве и статусе судей» (Закон) выполняет ВККС.
Но к этому вопросу и остальным процедурам я хотел бы вернуться чуть позже. Несколько слов скажу об уходящем годе.
В 2017-м Комиссия организовала и реализовала два огромных кадровых проекта. Но и одного из них было бы достаточно, чтобы попасть в Книгу рекордов Гиннесса. Первый проект — это конкурс в Верховный Суд, который, я напоминаю, в такой форме проходил впервые в мире, а по количеству процедур, уровню прозрачности, открытости, их качеству и сложности для участников — впервые в нашем государстве. Напомню: в конкурсе на 120 вакансий изъявили желание принять участие более 1300 кандидатов. Второй проект — отбор кандидатов в судьи. Не будет лишним в очередной раз напомнить о чрезвычайно сложной кадровой проблеме в судебной системе. О причинах ныне говорить не будем — это тема для другого интервью. Но проблема сама по себе не решится. 5335 юристов заявили о своем желании принять участие в отборе. 4128 юристов явились 31 октября 2017 года на отборочный экзамен и сдали два теста — а это уже другой рекорд Гиннесса: более 4 тыс. людей одновременно сдают тест (и даже не один, а два). Такое количество участников — это признак доверия к Комиссии. Хотел бы обратить внимание, что ни одного намека ни в прессе, ни в социальных сетях о том, что что-то происходило нечестно, не было. По моему мнению, это серьезное достижение. Наши преемники могут этот результат превзойти, но пока картина такая.
К сожалению, кроме конкурса в ВС и отбора кандидатов в судьи, мы не имели возможности заниматься другими масштабными процессами, относящимися к компетенции ВККС. Нашего внимания едва хватало на такие вопросы, как завершение дисциплинарных процедур, начатых по предыдущему законодательству, завершение первичного квалификационного оценивания судей, откомандирование судей в проблемные суды.
Основные мероприятия, в которых так нуждалась судебная система Украины, не осуществлялись. 2018-й станет очень сложным годом по количеству и по объемам процедур.
— Еще сложнее, чем 2017-й?
— Думаю, что в несколько раз. Но это не жалоба, ни в коем случае. Это констатация факта — просто для информации. Объясню подробнее.
Первая процедура уже начата — квалификационное оценивание всего судейского корпуса, которое мы начали с оценивания первой тысячи судей. Судьи, которые покажут успешные результаты, будут получать судейское вознаграждение по новому закону. Сейчас многие судьи хотят пройти квалификационное оценивание. Но так было не всегда: еще полтора-два года назад ситуация была кардинально противоположной, мы ощущали серьезное сопротивление со стороны чрезвычайно влиятельных фигур в судебной системе. Но на этом я также не хочу заострять внимание. Ныне сопротивления нет. Наоборот, сотни судей агрессивно требуют от нас провести в их отношении процедуру квалификационного оценивания.
В число этих судей входят и те, кому исполнилось 60 и более лет, судьи из судов, в которых кадровый дефицит особо ощутим, судьи апелляционных судов и судьи-«пятилетки» без полномочий.
Кроме того, подготовлен список второй тысячи судей (куда вошли в основном судьи апелляционных судов и судьи-«пятилетки» без полномочий). На днях этот список будет обнародован.
В 2018 году мы хотим провести квалификационное оценивание большей части судейского корпуса. Две тысячи судей уже в работе, что касается остальных, то прогнозировать пока сложно. Сначала посмотрим, насколько быстро мы справимся с первой тысячей. Ведь этот процесс зависит не только от ВККС. Не стоит забывать и об Общественном совете добропорядочности (ОСД). Мы не знаем, каким образом готовятся его представители. Коммуникация с Советом в настоящее время осуществляется в пределах минимально необходимой для реализации норм Закона «О судоустройстве и статусе судей». Мы заблаговременно передали ОСД список первой тысячи судей и озвучили наши пожелания относительно сроков получения обратной связи. В ближайшие дни передадим список второй тысячи. Мы также предполагаем увидеть работу ОСД по реализации в организационно-юридическом смысле внушительного количества рекомендаций международных экспертов, касающихся улучшения работы Совета. Нами, в свою очередь, подготовлен проект изменений в Регламент Комиссии, предусматривающий с учетом вызовов 2018 года выполнение процедур Комиссии более быстрыми темпами.
По прогнозам, первая тысяча судей приступит к сдаче экзамена в начале февраля. Сейчас завершаются собеседования судей с психологами.
— В чем заключается вторая процедура?
— В продолжении процедур отбора кандидатов на должности судей. Сейчас проходит специальная проверка 692 кандидатов, которые успешно сдали отборочный экзамен. Восьми кандидатам было отказано по результатам проверки личных морально-психологических качеств. После спецпроверки примем решение о допуске кандидатов к специальной подготовке, но не думаю, что мы ощутим серьезные «кандидатские потери» на этом этапе. Учеба в Национальной школе судей (НШС) будет проведена в два этапа. Первыми пройдут трехмесячное обучение кандидаты из числа помощников судей, затем кандидаты, не имеющие необходимого стажа на должности помощника судьи.
Одновременно (где-то в середине весны) мы проведем квалификационный экзамен для кандидатов в судьи второго и третьего отборов. После завершения спецподготовки такой экзамен сдадут слушатели четвертого отбора из числа помощников судей.
Что касается проведения конкурса на занятие вакантных должностей, то ВККС в коллегиальном составе будет решать, как его провести: дождавшись результатов кандидатов из числа помощников судей или не дожидаясь их. Этот вопрос мы еще не рассматривали. Вообще на конкурсе в первую инстанцию мы ожидаем не менее 700 участников.
Сам конкурс сложным для ВККС не будет. Все в руках кандидатов: сколько баллов они наберут на квалификационном экзамене, таким будут их позиции в рейтинге и шансы занять желаемую должность. ВККС будет смотреть только на рейтинговый номер кандидата. У нас есть методология и на случай, если два (или больше) кандидата, претендующих на одну вакансию, наберут одинаковое количество баллов и займут одну позицию в рейтинге.
— Конкурс будет объявлен на 600 вакансий?
— Почему именно на 600? Можем на 300, можем на 150, а можем и на 800. Посмотрим, в каких судах самая сложная кадровая ситуация, а также будем учитывать объемы собственной работы. И первое, и второе можно и нужно спрогнозировать.
Но идем дальше. Стартовал конкурс в Высший суд по вопросам интеллектуальной собственности, в декабре мы начали прием документов от кандидатов в судьи IP-суда. Научно-исследовательский институт интеллектуальной собственности НАПрН Украины разработал специализированные тесты (около 1000) — сейчас они переданы на рецензирование в НШС Украины. Вскоре вопросы будут опубликованы на сайте ВККС, пусть кандидаты готовятся. На данный момент к нам обратился 191 юрист. То есть почти 200 претендентов на 21 вакансию — это достаточно хорошая конкурентная среда. Но на этом, пожалуй, позитивные моменты исчерпаны.
Скажу откровенно: я очень недоволен тем, что заявки на участие в конкурсе подало очень мало адвокатов и патентных поверенных Украины. Считаю, что эти две профессии серьезно подводят судебную систему в частности и правовую систему страны в целом. Специалисты в ІР-сфере единодушно приветствовали создание специализированного суда, а как только дошло до дела… После разговоров должны следовать действия. А действий как раз не видно. И это моя личная претензия к частнопрактикующему юридическому корпусу Украины. Это провал. А судьи свою миссию в этом процессе выполнили, обеспечив свое представительство.
Никуда не исчезает вторая серия конкурса в Верховный Суд. Что-то мне подсказывает, что не позднее второй половины 2018-го эту часть нужно будет проводить. Также на повестке дня ВККС — откомандирование судей и конкурсы в суды апелляционной инстанции, в Высший антикоррупционный суд…
— ВККС будет задействована в этих процессах? С вами консультировались в процессе разработки законопроекта?
— Я бы не хотел комментировать этот вопрос. Скажу лишь, что мы ожидаем его обнародования на сайте парламента. Если у депутатов появится желание посоветоваться с Комиссией по поводу того, как лучше выписать процедуру избрания судей (а лучше нас в этой стране этого не знает никто), мы, конечно же, свою позицию изложим. Данный документ через Совет по вопросам судебной реформы не проходил. Официально к нам за комментариями и предложениями никто не обращался.
Но давайте вернемся к основной теме нашего интервью. Еще один важный момент, и вы о нем упомянули в самом начале, — это новая карта судов Украины. Если законодательство не изменится, в полномочия Комиссии будет входить перевод судей без конкурса в новые суды. Это примерно 6000 кадровых решений.
— В процессе укрупнения местных судов ВККС будет применять модель, апробированную ранее на трех херсонских райсудах?
— Да. Мы уже имеем такой опыт. Да и в 2014 году мы переводили в срочном порядке судей из зоны АТО.
На первый взгляд, процесс укрупнения местных судов должен быть легким, а кадровые решения — техническими. Но так кажется только на первый взгляд. Вот, к примеру, «херсонский процесс» мы еще не завершили.
— Полтора года назад не все судьи ликвидируемых судов Херсона получили «путевку» в новый суд, некоторые были переведены в другие суды. В процессе укрупнения судов ВККС также может переводить не в те суды, которые создаются в процессе укрупнения?
— Этот вопрос относится к компетенции коллегиального органа.
— А если судья не захочет переводиться в новый суд, расположенный за 100-200 км от его предыдущего места работы?
— Несогласие на перевод в другой суд в случае ликвидации или реорганизации суда, в котором судья занимает должность, является основанием для увольнения судьи.
— Вы подсчитывали, сколько кадровых решений вам придется принять в новом году?
— Если раньше мы прогнозировали необходимость принятия от 4 до 4,5 тыс. кадровых решений в 2018 году, то со вступлением в силу указов Президента Украины относительно укрупнения местных судов эту цифру нужно умножить на два.
Это фантастический вызов для сотрудников Секретариата и членов Комиссии. Он еще раз подтверждает, что объемы работы, выполняемой ВККС, несопоставимы с объемами работы любого другого коллегиального госоргана.
Чтобы справиться с этими вызовами, ВККС нужно будет оптимизировать работу и процедуры. Мы планируем внести изменения во внутренние нормативно-правовые акты. К примеру, процедуру квалификационного оценивания в необходимых случаях можно сделать более лаконичной, в том числе в части взаимоотношений с ОСД. Соответствующие проекты документов уже подготовлены. Это первое. Второе — мы будем настаивать на внесении изменений в закон в части, касающейся внутренних процедур Комиссии. В отдельных случаях сложность процедур не оправданна, а результата можно достичь и более простыми способами. Пока не хочу раскрывать детали предложенных нами изменений. Это простые технократические вещи, которые к большой политике отношения не имеют.
— Как ВККС планирует в дальнейшем сотрудничать с ОСД, ведь кажется, что взаимоотношения, касающиеся содействия в работе, зашли в тупик?
— Нет. Взаимоотношения не в тупике. Деловые отношения как таковые (кроме необходимых процедурных моментов) к этому моменту вообще отсутствуют. Следует констатировать: информационное поле в этой части оптимизма не добавляет. К сожалению, уже длительное время мы не видим, с кем именно из состава ОСД можно осуществлять деловые контакты так, чтобы достигнутые договоренности были обязательны для всех членов ОСД, а не только для тех, кто с нами непосредственно общается. Мы дружелюбно воспринимаем заявления на сайте ОСД или критические комментарии в адрес ВККС в социальных сетях, но считаем, что такие действия, возможно, хороши для общественной деятельности или политической борьбы, но не продуктивны в деловых отношениях.
— Давайте поговорим о трудоустройстве судей Верховного Суда Украины и высших спецсудов. Недавно ВККС сообщила, что проводит подготовительные мероприятия для рассмотрения вопросов о переводе этих судей…
— Да, это еще одна процедура ВККС. Предполагаю, что к этому вопросу мы приступим во второй половине января 2018 года. Подготовительные мероприятия заключаются в том, чтобы изучить списки судей. Кто-то из этих судей в рамках конкурса в Верховный Суд уже успешно прошел квалификационное оценивание, кто-то — неуспешно или вообще не принимал участия в конкурсе. Кто-то хочет в киевский апелляционный суд, а кто-то — в Одессу, Львов или Харьков.
Когда судья указывает в заявлении конкретный город или суд, Комиссия может обратить на это внимание, но не обязана. При переводе будут учитываться наличие жилья, семейные обстоятельства и, конечно же, пожелания самого кандидата.
— В декабре 2018 года ваша каденция на должности члена ВККС заканчивается…
— …раньше. Если взять вашу версию, то не в декабре, а октябре. Приказ министра юстиции Украины о моем назначении датирован 17 октября 2014 года. 9 декабря 2014 года состоялось первое заседание Комиссии в новом составе.
— Что вы имеете в виду под «моей версией»?
— Есть еще и другая версия. Сразу оговорюсь, что этот вопрос мы детально не изучали. Девять членов ВККС вошли в состав Комиссии по Закону «О судоустройстве и статусе судей» в редакции 2010 года, часть 2 статьи 92 которого предусматривала, что срок полномочий члена ВККС составляет шесть лет. Закон Украины «Об обеспечении права на справедливый суд», вступивший в силу 28 марта 2015 года, внес изменения в Закон «О судоустройстве и статусе судей» и установил, что члены ВККС осуществляют свои полномочия на протяжении четырех лет со дня вступления Закона в силу (для назначенных съездом судей Украины) и на протяжении четырех лет со дня их назначения (по квоте министра юстиции, главы ГСА и омбудсмена). Но Закон «О судоустройстве и статусе судей» 2016 года отменил действующее ранее законодательство. Согласно пункту 26 раздела ХІІ «Заключительные и переходные положения» нового Закона, члены ВККС, избранные или назначенные на должности до вступления в силу этого Закона, продолжают исполнять свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны или назначены. Что касается меня лично, то я каждые шесть месяцев анализирую ситуацию, советуюсь с коллегами и семьей с тем, чтобы принять очередное решение: продолжать работу в составе ВККС или уходить в отставку.
Давайте закончим беседу на оптимистической ноте. Смотрите: в будущем году по результатам квалификационного оценивания судей и проведения первых конкурсов на замещение вакантных должностей для победителей отборов на должности судей мы сможем заполнить более 1,5 тыс. вакансий в местных судах. А при положительных результатах квалификационного оценивания несколько тысяч действующих судей станут получать судейское вознаграждение в три-четыре раза больше, чем сегодня. Ведь это не так плохо. Не так ли?
(Беседовала Кристина
ПОШЕЛЮЖНАЯ,
«Юридическая практика»)
© Юридична практика, 1997-2023. Всі права захищені
Пожалуйста, подождите…