Простой перевод — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №1 (1045) » Простой перевод

Простой перевод

Рубрика Тема номера

Блокчейн может очень существенно изменить стандарты и основные правила взаимодействия между правообладателями и пользователями их объектов в сфере права интеллектуальной собственности как одной из наиболее молодых и динамичных отраслей права.

Для начала необходимо определиться с терминами и значениями «интеллектуальная собственность» и «технология блокчейн», например, содержащимися в «Википедии».

Интеллектуальная собственность — в широком понимании термин означает закрепленное законом временное исключительное право, а также личные неимущественные права авторов на результат интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Законодательство, которое определяет права на интеллектуальную собственность, устанавливает монополию авторов на те или иные формы использования результатов своей интеллектуальной, творческой деятельности, которые, таким образом, могут использоваться другими лицами лишь с разрешения первых.

Блокчейн (англ. blockchain или block chain) — выстроенная по определенным правилам непрерывная последовательная цепочка блоков (связанный список), содержащих информацию. Чаще всего копии цепочек блоков хранятся и независимо друг от друга (чрезвычайно параллельно) обрабатываются на множестве разных компьютеров.

 

Возможности применения

Любой человек, который так или иначе сталкивался с вопросом регистрации объектов права интеллектуальной собственности (ОИС) либо с вопросом использования данных объектов, понимал, с чем связана основная проблема: с длительностью процедур и монополией государственных органов в вопросах регистрации прав на ОИС. В наше динамично развивающееся время любые промедления могут стоить огромных убытков, именно поэтому с помощью применения технологии блокчейн в сфере права интеллектуальной собственности можно решить проблему длительных государственных процедур регистрации тех или иных объектов интеллектуальной собственности, а также проблему подтверждения авторства на те или иные объекты.

Для примера возьмем художественное произведение как объект авторского права.

Основным международным документом, регулирующим вопросы авторского права, является Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений 1886 года (Бернская конвенция). В соответствии с Бернской конвенцией термин «литературные и художественные произведения» охватывает любую продукцию в области литературы, науки и искусства вне зависимости от способа и формы ее выражения.

Правовая охрана  объектов авторского права не требует обязательной государственной регистрации, то есть для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не нужны регистрация произведения или соблюдение каких-либо формальностей. Данная норма применима ко всем странам — участницам Бернской конвенции, и национальное законодательство стран-участниц не может ограничивать эту норму. Однако автор того или иного произведения может столкнуться с необходимостью документального фиксирования своего авторства и даты создания произведения, чтобы обезопасить себя в случае нарушения либо оспаривания его авторских прав третьими лицами в будущем.

Законодательство большинства стран предусматривает возможность добровольной регистрации авторских прав через национальные ведомства по вопросам интеллектуальной собственности. Но, как было указано выше, данные процедуры обычно весьма длительны и требуют выполнения формальных государственных требований к оформлению документов и оплаты государственных платежей, что зачастую делает эту процедуру очень проблематичной, особенно для авторов-нерезидентов — в связи с отсутствием в открытом доступе национального законодательства хотя бы на английском/русском языке.

Другим способом, которым нередко пользуются авторы, является депонирование объектов авторского права в различные депозитарии. В качестве депозитариев используются как государственные, так и частные учреждения, оказывающие услуги хранения объектов интеллектуальной собственности. Однако в данном случае авторы также сталкиваются с проблемой длительных сроков процедуры, необходимостью выполнения формальных требований депозитария и неопределенным статусом этих учреждений в различных государствах. То есть при наличии спора в нашей стране не факт, что информация из депозитария Российской Федерации будет принята в качестве надлежащего доказательства авторства и даты создания произведения в суде.

И вот именно для решения указанных проблем можно рассматривать технологию блокчейн в качестве так называемого мирового депозитария объектов авторского права. То есть процедура такова: автор загружает свое произведение в виде массива данных, который выстроен по определенным правилам непрерывной последовательной цепочки блоков и хранится между пользователями децентрализованно без возможности его изменения как со стороны автора, так и со стороны третьих лиц. Данная цепочка хранит как данные о дате загрузки, информацию об авторе, так и само произведение, которое можно считать опубликованным. Это позволит автору избежать необходимости регистрации авторского права в нескольких странах и минимизирует процедуру доказывания авторства в суде, так как данные об авторе будут содержаться непосредственно в массиве данных цепочки «блокчейн» и будут доступны для просмотра третьим лицам.

Неоспоримым плюсом такого использования блокчейн-технологий в сфере права интеллектуальной собственности является и то, что в случае реализации данной идеи также решается вопрос поиска добросовестными пользователями действительного правообладателя для получения лицензии на использование ОИС. Таким образом, если, к примеру, пользователь хочет скачать и правомерно использовать какую-либо фотографию из фотобанка в интернете, то с помощью технологии блокчейн он сможет установить реального правообладателя (данная информация хранится в массиве данных), и, как вариант, используя смарт-контракт (компьютерный алгоритм, предназначенный для заключения и поддержания коммерческих контрактов в технологии блокчейн), заключить лицензионное соглашение за минимальное время — буквально за несколько минут, что позволит снизить долю пиратского контента в Сети. В случае несанкционированного использования какого-либо из ОИС правообладателю будет намного проще доказывать преступный умысел третьих лиц на неправомерное использование ОИС, так как данное использование осуществляется в обход заключения смарт-контракта.

 

Выводы

Конечно же, реализация данной идеи потребует принятия ряда как международных, так и национальных законодательных актов, что может занять продолжительное время и потребует значительного вложения финансов. Но поскольку политика большинства государств нацелена на перевод всех государственных услуг в электронный формат, то и область интеллектуальной собственности также следует реформировать, сделать ее намного проще и надежнее и для правообладателей, и для рядовых пользователей.

 

МАРЧЕНКОВ Николай — юрист патентного бюро «Михайлюк, Сороколат и Партнеры — патентные поверенные», г. Харьков


Комментарии

Эволюцию сменит революция

Андрей ТРЕМБИЧ, адвокат АФ «Грамацкий и Партнеры»

Что касается ис­пользования технологии блокчейн в контексте права интеллектуальной собственности, то здесь есть две принципиально разные стадии: (1) когда право формирует и использует технологию и (2) когда технология сама начинает формировать и реформировать право. Сейчас мы находимся на самом раннем этапе этой эволюции (осмысливая блокчейн как объект), но в сфере IT изменения накапливаются нелинейно, экспонентно, когда плотность изменений с каждым годом удваивается, и уже через несколько лет эволюцию сменит революция.

Сначала пассивный объект станет активной технологией регистрации прав, и эти изменения затронут в первую очередь промышленную собственность. С распространением регистрационной технологии национальные реестры сольются с международными — вот тут и наступит второй этап: технология станет инфраструктурой рынка или, можно сказать, самим рынком — универсальной системообразующей платформой, которая непосредственно свяжет производителя и потребителя интеллектуального контента. Такая платформа распространится и на авторское право, коренным образом изменив градацию его лицензий (свободных, копилефтных/пермиссивных и условно свободных). С точки зрения права разница колоссальная: сначала в патентном законодательстве мы упомянем блокчейн лишь как способ ведения реестра (примеры уже есть) — и эти изменения ничтожны; но если (когда) будет выстроена сетевая «инфраструктура доверия», то цифра заменит текст — технология сама станет законом, саморегулируемой сетевой средой. Тогда мы будем задаваться вопросом не «в какие нормативные акты внести изменения?», а «какие нормативные акты отменять?».

 

Коллективное управление правами

Назар ПОЛЫВКА, соучредитель, партнер Axon Partners

Нужно разделять блокчейн как технологию и бизнес-модели, построенные с его помощью? Технология блокчейн — это просто форма хранения данных, и он действительно хорошо подходит для хранения информации о том, кому принадлежат права интеллектуальной собственности на тот или иной объект. Поэтому коллективное управление правами в интернете — это то направление, в котором блокчейн может себя показать. Например, на блокчейне можно построить независимый и автоматизированный онлайн-регистр прав интеллектуальной собственности, которому будут доверять все игроки рынка (авторы, правообладатели, пользователи). И это только верхушка айсберга, ведь такой регистр может стать основой целой распределенной онлайн-экономики объектов интеллектуальной собственности. Но в то же время сама по себе технология блокчейн не способна решить такую задачу — для этого нужно строить экосистему, разрабатывать сервисы, составлять смарт-контракты, реализовывать новые модели монетизации контента и выполнять еще много заданий, совсем не связанных с блокчейном.

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Акцент

Плен содержания

Государство и юристы

Начальная шкала

Заняться портом

Проезжая честь

Стоп-модель

Государство и юристы

Новости законотворчества

Утвержден порядок реабилитации участников АТО

Правительство будет определять опасные породы собак

Разработан проект закона о публичных консультациях

Государство и юристы

Финансирование органов судебной власти в 2018 году

Документы и аналитика

Разложить на алименты

Сухой закон

Обычное дело

Книжная полка

Убедительно спрошу

Новости из зала суда

Судебная практика

ТРК «Украина» проиграла спор относительно ретрансляции футбольных матчей ТРК «Твин»

Суд отменил негативное заключение ОСД в отношении кандидата в ВС

Новости юридических фирм

Частная практика

Interlegal защитил интересы клиента в МКАС при ТПП

Integrites победила в номинации «Юридическая компания года» международной премии EEA Real Estate Forum & Project Awards 2017

Игорь Байцар возглавил офис АО «Коннов и Созановский» в Черновцах

Отрасли практики

Связать всех наверх

Элементарные функции

Топ-контроль

Самое важное

Свершившийся акт

В неопрятном долгу

Судебная практика

Обвинительный факт

Залечь на одно

Судебная практика

Судебные решения

Получение судьями адвокатских свидетельств не является нарушением требований относительно несовместительства

Судебная практика

Суть права

Попытка купить

Тема номера

Бить оригинальным

Выходные условия

Копить на вырост

Простой перевод

Сохранять обладание

Срочная работа

Частная практика

Дисциплинарный поступок

Электронная палата

Інші новини

PRAVO.UA