Ошибки допускают все. Не являются исключением и юристы. Но в силу специфики деятельности некоторые ошибки юристов могут приводить к серьезным последствиям как для их клиентов, так и для юридической компании, в которой работает юрист, допустивший ошибку. Имеет ли юрист право на ошибку? Какие меры следует предпринять для минимизации возможных ошибок? Кто отвечает за совершенную юристом ошибку? С этими и другими вопросами мы обратились к представителям юридических фирм.
Имеет ли юрист право на ошибку?
Целый ряд профессий накладывают на их представителей существенные обязательства и фактически лишают их права на ошибку. Здесь действует жесткий принцип: ошибся – отвечай и заодно осваивай новую профессию. Немногие станут утверждать, что ответственность юриста выше ответственности, например, врача. В то же время сложно не согласиться, что профессия юриста имеет свои особенности, а равно и повышенную ответственность за качество предоставляемых услуг.
Как отметил юрист Международной юридической компании «Александров и Партнеры» Дмитрий Слободян, юрист, дающий рекомендации клиенту по определенным правовым вопросам, обязан осознавать всю ответственность, связанную с предоставлением правовой помощи. Ведь часто именно юристу приходится распутывать клубок сложных общественных отношений, в основе которых могут лежать посягательства на права граждан, имущественные споры, неправомерные решения органов государственной власти, уклонения от выполнения обязательств предприятиями перед контрагентами и т.п. Следовательно, непрофессионализм юриста при оказании правовой помощи может не только помешать решить поставленную задачу, но и привести к непоправимым последствиям.
В то же время большинство юристов считают, что, несмотря на всю ответственность профессии юриста, лишать его права на ошибку никак нельзя. Такой позиции придерживается и директор департамента маркетинга и развития юридической фирмы ЗАО «Инюрполис» Залена Шейхова. Она отмечает, что статус юриста не исключает возможности ошибки, ведь ошибка может рассматриваться как выбор решения, не приведшего в итоге к желаемому результату, и вина юриста в этом случае сомнительна. Кроме того, возможно и стечение ряда обстоятельств, приведших в итоге к ошибке.
Существует, конечно, и противоположное мнение. Например, управляющий партнер ООО «Украинская юридическая группа» Виктор Коваленко считает, что юрист не имеет права на ошибку.
Интересен в данном плане подход руководства МЮК «Александров и Партнеры», задекларировавшего право каждого сотрудника, независимо от должности и уровня квалификации, на справедливую ошибку. Юристы этой компании при исполнении своих трудовых обязанностей совершенствуются, приобретают опыт, растут в профессиональном плане, не боясь оступиться, но стараясь вовремя и адекватно отреагировать на ошибку, нейтрализовав тем самым вероятность наступления негативных последствий. При этом они неукоснительно следуют одному из правил компании: «Не берись за дело с мыслью о поражении».
Минимизация возможности совершения ошибок
Несмотря на то что право юриста на ошибку практически не оспаривается, ошибок, безусловно, нужно избегать и делать все для их предупреждения. Каким образом достичь такого положения вещей, когда ошибки были бы редким исключением, а не правилом?
По словам Дмитрия Слободяна, основной путь к снижению вероятности ошибиться для юриста – это постоянная работа над собой, над повышением квалификации, а также критический подход к результатам своей деятельности, но в то же время стремление к идеалу.
Залена Шейхова также разделяет мнение, что для недопущения ошибок необходимы высокий профессиональный уровень специалистов и система контроля за качеством выполняемых работ. В ее фирме выполненная юристом работа проверяется руководителем его департамента, руководителем сектора услуг и в ряде случаев заместителем президента по производственной деятельности.
Поскольку зачастую ошибки случаются вследствие того, что юрист и клиент по-разному воспринимают проблему, в МЮК «Александров и Партнеры» по факту обращения клиента составляется бизнес-предложение, в котором четко формулируется поставленная задача, уточняются исходные данные, определяются примерные возможности исполнения поручения клиента. Это бизнес-предложение направляется клиенту, при наличии дополнений либо неточностей задания корректируются, и только после этого с клиентом заключается договор о предоставлении юридических услуг.
Когда ошибку совершает частнопрактикующий юрист, то, само собой, он за нее и отвечает. Если же юрист работает в юридической фирме, то ответственность так или иначе ложится на всю юридическую фирму. Совершенная в отношении клиента ошибка наносит ущерб репутации всей фирмы, не говоря уже о материальной стороне дела — возмещении ущерба клиенту. Естественно, юридическая фирма заинтересована в том, чтобы снизить до минимума вероятность ошибок. И одним из способов их минимизации является назначение «координатора» — лица, ответственного за планирование и контроль исполнения поручения, разграничение функций между исполнителями в соответствии с квалификацией и специализацией каждого из них. В случае же если лицо, ответственное за контроль исполнения поручения, не заметит совершенную исполнителем ошибку, ответственность будет нести прежде всего это лицо.
Ответственность за ошибки юристов зависит от многих факторов и регламентируются как трудовым законодательством, так и внутренними документами юридической фирмы. А помимо ответственности для юриста, допустившего ошибку, как отметил Виктор Коваленко, могут наступать и другие последствия, например, изменится уровень сложности поручаемых ему дел.
Как удержать клиента
Несомненно, клиент, в отношении которого допущена ошибка, задумается над сменой своего юридического советника. В таких случаях юридическая фирма должна предпринять меры для удержания такого клиента. Например, как рассказывает Залена Шейхова, ЗАО «Инюрполис», чтобы удержать клиента, по отношению к которому допущена профессиональная ошибка, примет меры для исправления ситуации за свой счет или возмещения ущерба, понесенного клиентом в результате ошибки. По словам Виктора Коваленко, в случае допущения ошибки она исправляется бесплатно, а поручение, в ходе которого была совершена ошибка, выполняется либо без оплаты, либо со значительными скидками.
Нельзя не упомянуть и о таком важном моменте, как страхование профессиональной ответственности юридической компании. По мнению Дмитрия Слободяна, это является своеобразной защитой от ошибок, связанных с некомпетентностью персонала, дополнительной гарантией снижения вероятности убытков для клиента вследствие некомпетентности либо непрофессионализма юристов.
Конечно, страхование профессиональной ответственности юристов может быть воспринято клиентом как признание сотрудников юридической фирмы в возможности совершить ошибку. Однако при подписании договора о предоставлении юридических услуг клиент будет знать, что в случае если относительно него сотрудниками юридической фирмы будет допущена ошибка, причиненный ему ущерб возместят, что не гарантировалось бы при отсутствии такого страхования.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…