Глобальная реорганизация: все в Минфин — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №7 (373) » Глобальная реорганизация: все в Минфин

Глобальная реорганизация: все в Минфин

Разговоры о подчинении Государственной таможенной службы и Государственной налоговой службы Министерству финансов Украины идут уже не первый год. И, может, так и оставались бы они лишь разговорами, но после выборов Президента Украины ситуация кардинально изменилась. В Верховном Совете Украины был зарегистрирован законопроект «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно статуса государственных органов фискального и бюджетного контроля», внесенный народными депутатами Украины Виктором Ющенко, Виктором Пинзеником и Сергеем Терехиным.

Законопроект предусматривает переподчинение Государственной налоговой службы Украины, Государственной таможенной службы Украины и Государственной контрольно-ревизионной службы Украины Министерству финансов Украины, «единственному центральному органу исполнительной власти, обеспечивающему проведение общей государственной финансовой, бюджетной и налоговой политики». Необходимость принятия законопроекта авторы обосновывают недостаточной эффективностью, значительным количеством несогласованностей в деятельности этих государственных органов и низкой скоординированностью в осуществлении возложенных на них задач. Несовершенство организационных структур государственной вертикали фискально-контролирующих органов, отсутствие единого координирующего руководящего органа, по мнению авторов законопроекта, также приводит к «разбалансированию» функций данных органов, а временами — и к дублированию.

Три в одном

Законопроект предполагает внесение изменений в Законы Украины «О государственной налоговой службе на Украине», «О государственной контрольно-ревизионной службе на Украине» и в Таможенный кодекс Украины. Согласно изменениям, Государственная налоговая служба, Государственная таможенная служба и Государственная контрольно-ревизионная службы действуют при Министерстве финансов и подчиняются ему. При этом председатели этих служб являются по должности заместителями министра финансов Украины.

Законопроект несколько изменяет порядок назначения на должности должностных лиц Государственной налоговой службы и Государственной таможенной службы. Так, председатели служб будут назначаться на должность и увольняться с должности Президентом Украины по представлению Кабинета Министров Украины (КМУ). Кроме того, Президент будет утверждать предельную численность заместителей председателей служб, назначаемых на должность и увольняемых с должности КМУ по представлению министра финансов Украины. Руководители областных, районных и других подразделений будут назначаться министром финансов по представлению председателя службы.

Согласно действующему законодательству, председатели служб назначаются Президентом Украины по представлению премьер-министра Украины, их заместители (количество определяется КМУ) — Кабинетом Министров по представлению председателя службы. Руководители структурных подразделений областей, Автономной Республики Крым, городов Киева и Севастополя в настоящее время назначаются также КМУ по представлению председателя службы, а руководители остальных подразделений — самим председателем службы по представлению председателей подразделений вышестоящего уровня.

Вероятно, при разработке положений о порядке назначения руководства служб авторы не учли, что в законопроекте предлагается лишить эти службы статуса центральных органов исполнительной власти. Согласно же Конституции Украины, к полномочиям Президента Украины отнесено назначение лишь руководителей центральных органов исполнительной власти, но не их заместителей. Таким образом, назначение председателей Государственной налоговой службы и Гостаможслужбы, являющихся заместителями министра финансов Украины, на должность и увольнение их с должности Президентом Украины, по сути, противоречит Конституции. Более целесообразным было бы назначение этих руководителей Кабинетом Министров Украины по представлению министра финансов. Определение предельного количества заместителей председателей служб также стоило бы поручить правительству, а не Президенту.

Среди прочих изменений, предлагаемых законопроектом, стоит выделить исключение из Таможенного кодекса Украины статьи, предусматривающей освобождение от таможенного осмотра ручной клади и сопроводительного багажа Президента Украины, Председателя Верховного Совета Украины, народных депутатов, премьер-министра и первого вице-премьер-министра, председателей и судей Верховного Суда Украины и Конституционного Суда Украины, министра иностранных дел, Генпрокурора и членов их семей.

Без ошибок никак

Примечательно, что Главное научно-экспертное управление парламента в своем заключении рекомендует по результатам рассмотрения законопроекта в первом чтении возвратить его на доработку с последующим повторным внесением на первое чтение. Ведь несмотря на хорошую задумку авторов законопроекта, которая практически никем не оспаривается, текст законопроекта содержит немало юридических ошибок. Например, законопроект предусматривает замену в Таможенном кодексе Украины слов «Государственный таможенный комитет Украины» словами «Государственная таможенная служба Украины», но такие слова как «Государственный таможенный комитет Украины» в Кодексе отсутствуют.

К сожалению, в законопроекте ни слова не сказано о дальнейшей судьбе подразделений налоговой милиции, в настоящее время входящей в состав Государственной налоговой администрации. Маловероятно, что налоговая милиция войдет в состав Министерства финансов. Скорее она будет передана в подчинение Министерству внутренних дел, как это было ранее. Тем не менее вопрос нуждается в скорейшем урегулировании.

Перенимаем опыт?

Положения законопроекта во многом схожи с аналогичными положениями действующего законодательства Российской Федерации. Так, Федеральная таможенная служба находится в ведении Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, а Федеральная налоговая служба — в ведении Министерства финансов РФ. Но при этом руководители данных федеральных служб назначаются на должность и увольняются с должности правительством РФ (а не Президентом) по представлению министра экономического развития и торговли или министра финансов соответственно. Заместители руководителей названных служб назначаются соответствующим министром по представлению руководителя службы, а их количество устанавливается правительством РФ.

Стоит отметить, что к полномочиям Федеральной таможенной службы РФ относится осуществление оперативно-розыскной деятельности. Отечественная законодательная инициатива о предоставлении Гостаможслужбе права на осуществление оперативно-розыскной деятельности пока имеет мало сторонников. К тому же включение Гостаможслужбы в состав Министерства финансов если и не поставит крест на этой инициативе, то, в любом случае, надолго отсрочит ее принятие.

Что в теории хорошо, на практике — …

Ни для кого не секрет, что Гостаможслужба и Государственная налоговая служба обеспечивают львиную долю поступлений в Государственный бюджет, а Государственная контрольно-ревизионная служба в свою очередь контролирует использование средств, поступающих в бюджеты всех уровней. В случае принятия законопроекта можно рассчитывать, что указанные фискальные и контролирующие органы станут более эффективно осуществлять свои функции под «чутким» руководством Министерства финансов.

Авторы законопроекта считают, что его принятие обеспечит решение неотложных проблем по вопросам взыскания, администрирования налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней. Кроме того, благодаря реализации положений законопроекта планируется не только значительно увеличить поступления в Государственный бюджет Украины и местные бюджеты, но и сохранить значительные суммы бюджетных средств путем усиления контроля, надзора и сурового отслеживания использования бюджетных средств.

И действительно, при условии доработки отдельных положений законопроекта и с учетом положительного опыта деятельности аналогичных органов Российской Федерации воплощение предлагаемых изменений в жизнь пойдет на пользу не только фискальной системе, но и государству в целом. Конечно, если будут отсутствовать злоупотребления со стороны Министерства финансов, получающего намного больше полномочий, чем ранее.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Глобальная реорганизация: все в Минфин

Законодательная практика

Люстрация или кадровая чистка власти

Комментарии и аналитика

Споры о трудоустройстве инвалидов

Неделя права

Разрешим конфликт интересов

Юристы инициируют законопроект

Изменения в Семейный кодекс: поиски компромисса

Ответственность за незаконное завладение транспортным средством

Реестр событий

Пленум ВСУ об уголовном процессе

Судьи требуют реальные зарплаты

В Минюсте проблемы

Судебные решения

Действия, являющиеся нарушением конкуренции

Компетенция АМК Украины

Полномочия должностных лиц АМКУ

Тема номера

Правила концентрации по-европейски

Трибуна

Кошмар нотариуса или правовой нигилизм фискального органа?

Частная практика

Ошибаться свойственно всем

Юридический форум

Процессуалисты не довольны кодексами

Юрисконсульт

Защита экзотических торговых марок

Регулирование государственных закупок

Теперь ошибку будет исправлять суд?!

Куда подавать жалобу на исполнителя?

«Бутылочная» конкуренция патентов

На чьей стороне процессуальный закон?

личный опыт

Заведомо не возбужденное... дело

Інші новини

PRAVO.UA