Защита экзотических торговых марок — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №7 (373) » Защита экзотических торговых марок

Защита экзотических торговых марок

На современном этапе развития рынка товаров и услуг необходимы нестандартные решения, которые позволят производителям придать изюминку своей торговой марке и не затеряться среди огромного числа конкурентов. Использование оригинальных торговых марок, воплотивших некий образ фирм-производителей, является одним из способов привлечения внимания потребителя к своей продукции.

Законодательство Украины допускает многообразие объектов, используемых в качестве торговой марки. Так, в соответствии с частью 2 статьи 5 Закона Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг», объектом торговой марки может быть любое обозначение или их комбинация. В качестве обозначений могут использоваться слова, буквы, цифры, изобразительные элементы, цвета или цветовая комбинация, а также комбинация таких обозначений. Эти обозначения, в свою очередь, делятся на виды.

Категория торговых марок, представляющих собой словесные обозначения, включает названия предприятий, какие-либо слова или словосочетания (реальные и вымышленные), а также рекламные лозунги. Обозначения, представленные буквами и цифрами, могут включать в себя одну или несколько букв, цифр, а также их сочетание.

Изобразительные торговые марки — это различные рисунки и символы, а также плоские изображения товаров или упаковки. Одним из видов торговых марок ­является комбинация различных элементов — сочетание слов, букв, цифр, изображений, а также логотипы и этикетки. Категорию цветных торговых марок представляют обозначения, включающие слова, изображения и какую-либо их комбинацию в цветовом исполнении, а также цветовое сочетание и цвет сам по себе.

Кроме вышеперечисленных, достаточно распространенных видов торговых марок, существуют нетрадиционные для нашего заявителя обозначения:

— объемные;

— звуковые;

— обонятельные.

А теперь немного подробнее о каждом из них.

Объемные торговые марки

Объемные торговые марки представляют собой изображения торговых марок в трех измерениях — по длине, высоте, ширине. К объемным изображениям, регистрируемым на Украине, относятся трехмерные объекты в виде фигур и их комбинаций.

В качестве объемных торговых марок, как правило, регистрируются оригинальные флаконы духов, емкости спиртных и прохладительных напитков, форма самого изделия, например, мыла, шоколада, кондитерских изделий, упаковки товара.

Самыми известными в мире зарегистрированными объемными знаками являются:

— бутылка «Coca Cola», флаконы для

духов «SALVADOR DALI», бутылка ­коньяка «Napoleon», фигурка ягуара на ­капоте ­одноименной марки автомобиля, форма таблеток «Viagra».

Необходимо отметить, что объемная торговая марка не может просто повторять внешний вид известного предмета, а должна отличаться новым и оригинальным внешним видом. Кроме того, форма изделия не должна определяться исключительно его функциональным назначением. Она должна быть оригинальной и способной выделять изделие конкретного производителя из ряда однородных товаров.

В идеале объемная торговая марка должна соответствовать характеру маркируемого товара, стилю предприятия и вкусам потребителей. Действительно, во многих случаях форма товара предопределена конструктивными особенностями изделия, используемыми техническими решениями. Если законодательство допустит их регистрацию в качестве торговых марок, то тем самым использование другими производителями тех же технических решений окажется затруднительным, поскольку соответствующее решение будет предопределять и форму.

Конечно, возможно изменение формы и в этом случае, но потребуются дополнительные существенные затраты, что даст владельцу торговой марки неоправданное конкурентное преимущество. Наиболее вероятный эффект регистрации такой торговой марки — вынужденный отказ других производителей от использования соответствующих технических решений. Фактически владелец торговой марки достигнет результата, соответствующего получению патента на изобретение или полезную модель. Однако с большей выгодой, поскольку зарегистрировать торговую марку намного проще, чем получить патент, и срок действия права на нее, в случае постоянного продления срока действия свидетельства в отличие от изобретения, неограничен.

В подтверждение сказанного выше можно привести пример из зарубежной судебной практики.

В 1966 году компания «Филипс» выпус­тила на рынок новую бритву с тремя режущими головками, расположенными в форме равностороннего треугольника. Позднее (в 1985 году) форму этой бритвы зарегистрировали в Великобритании в качестве торговой марки. В 1995 году компания «Ремингтон» выпустила бритву, схожую по форме с бритвой «Филипс». Компания «Филипс» сочла свои права на торговую марку нарушенными и подала иск против компании «Ремингтон». В ответ «Ремингтон» предъявила иск об отмене регистрации торговой марки компании «Филипс».

В результате Европейский суд правосудия пришел к выводу, что форма товара не может быть зарегистрирована в качестве торговой марки, если существенные черты марки обусловлены только используемым техническим решением. При этом Суд сделал очень важное замечание: не имеет значения, возможно ли достижение того же результата при использовании других форм товара. (Решение Европейского суда правосудия от 18 июня 2002 года).

Другими словами, заявитель, претендующий на получение исключительных прав на марку, обусловленную исключительно формой товара, не может ссылаться на то, что известны и другие технические решения, позволяющие достичь того же результата. Он не вправе на основании регистрации объемной торговой марки конт­ролировать выбор другими лицами тех или иных технических решений (если, конечно, он одновременно не обладает и соответствующим патентом).

Очевидно, что разграничение прав на техническое решение и на форму товара, выступающую в качестве торговой марки, необходимо вносить и в украинский Закон, так как отсутствие подобной нормы способно вызвать достаточно острые конфликты в будущем.

Звуковые торговые марки

В качестве звуковых торговых марок могут регистрироваться любые звуки и музыкальные фразы. Звуки — это шумы любого происхождения, которые не могут быть выражены нотами: известные и редкие звуки, встречающиеся в природе, а также звуки, созданные с помощью компьютерной техники или музыкальных синтезирующих устройств.

Примерами могут служить известные всему миру зарегистрированные звуковые марки: звук открывающейся зажигалки «Zippo», звук мотора мотоцикла «Харлей Дэвидсон» и рев льва в рекламной заставке кинокомпании «Metro Goldwyn Mayer», музыкальный проигрыш в рекламе кофе «Nescafe», знаменитые четыре ноты Intel.

Как музыкальные фразы могут регистрироваться мелодии, фрагменты мелодий, музыкальные ряды компаний, песни, созвучия. Такие марки широко используются для радио в виде позывных радиостанций, например, «Подмосковные вечера» — торговая марка радиостанции «Маяк».

Большинство популярных и регулярно выходящих в эфир телепрограмм также имеют собственные звуковые знаки — позывные. В заставках музыка легко запоминается, и ее редко меняют. К примеру, мелодия, звучащая в начале телепрограммы КВН.

Кроме того, возможно сочетание музыкального фрагмента и словесного ряда, в таком случае марка считается комбинированной. Разновидностью такой марки является так называемый «джингл» — исполняемые в ритмичной манере рекламные слова, запоминающиеся звуки, мелодия, чаще всего — положенные на музыку слова, периодически повторяющиеся в коммерческой рекламе.

Например, как «джингл» зарегистрировано музыкальное сопровождение известного ролика, рекламирующего чай «БЕСЕДА», звуковые отбивки радиостанций «Европа плюс», «Радио Ностальжи».

Звуковые торговые марки уже несколько десятилетий регистрируются в разных странах. Основной проблемой, возникающей при регистрации таких объектов промышленной собственности, является форма, в которой должна быть представлена подобная марка. В виде нотной записи, которая предусмотрена и украинским законодательством, может быть зафиксирован не любой звук. Например, крик петуха выразить нотами достаточно сложно. Кроме того, такое представление лишено различительной способности, поскольку большинство потребителей воспринимают нотную запись по-разному, в зависимости от типа инструментов, на которых исполняется мелодия.

Необходимо отметить, что подход к регистрации звуковых торговых марок в разных странах не одинаков. В США, например, зарегистрирован даже крик Тарзана. Подобные обозначения описываются с помощью сонограммы — графического представления звукового сигнала.

Европейский подход к этому вопросу строже. Патентным ведомством Германии, например, сонограммы больше не регистрируются, а уже зарегистрированные находятся под угрозой аннулирования.

Решение Европейского ведомства по торговым маркам однозначно — рев льва «Metro Goldwyn Mayer» может охраняться в США, но не в Европе, так как представленное графическое изображение звука не соответствует статье 4 Положения о товарных знаках Европейского сообщества. (Из доклада проф. доктора А.В. фон Фюнера, г. Мюнхен).

Сегодня украинское ведомство принимает заявки на регистрацию не только музыкальных фраз, в описании которых используются нотные записи, но и заявки на регистрацию звуков любого происхождения с обязательным представлением звукового носителя (аудиокассеты, компакт-диска) и с описанием знака в виде шкалы частот.

В апреле 2004 года впервые в украинской практике владельцы торговой марки «Гризли» решили зарегистрировать в качестве звуковой торговой марки хруст сухарика как собственный отличительный знак, защищенный от подделки. При подаче заявки был представлен звуковой носитель самого хруста и визуализация час­тотного спектра.

Обонятельные торговые марки

Незнакомые для украинского потребителя обонятельные торговые марки предназначены для восприятия органами обоняния. В качестве обонятельных торговых марок регистрируются запахи, не свойственные товару, и тем самым являющиеся инструментом отличия одного товара от другого.

Например, Патентное ведомство США регистрирует обонятельные торговые марки в случаях, когда запах имеет второстепенное значение или является основным отличительным признаком.

Первый знак для пряжи с особым ароматом был зарегистрирован в сентябре 1990 года в США. Ароматизированные нити использовались так долго, что покупатели стали отождествлять их с изготовителем. Экзотическое обозначение «запах конского пота» было также зарегистрировано в США для кожаной обивки кресел автомобилей марки «Мустанг».

В 1994 году в Великобритании было отказано в регистрации обонятельной марки для знаменитых духов «Шанель № 5» на том основании, что запах должен отличать одни товары от других, а духи, то есть носители запаха, в данном случае являются товаром сами по себе. Таким образом, товарный знак указывает на вид товара.

В дальнейшем были поданы одновременно две заявки на регистрацию обонятельных товарных знаков — первое обозначение было заявлено для покрышек как «цветочный аромат, напоминающий розу», второе — «сильный запах горького пива», заявленное для стрел к игре «дартс». Данные знаки были зарегистрированы.

В 1999 году Ведомство Европейского Союза решало вопрос о регистрации торговой марки «запах свежескошенной травы» для теннисных мячей. Первоначально заявка была отклонена на основании отсутствия графического изображения знака. По Правилам рассмотрения заявок на торговую марку Европейского Союза, торговая марка может состоять из любых знаков, которые могут быть выражены в графической форме, в частности, слова, включая имена собственные, рисунки, номера, форма товара или его упаковка, если такая форма позволяет отличать один товар или услугу от других.

Правила также дают определение графическому изображению: «если заявитель не хочет указывать в заявке цвет или другие специальные графические свойства, торговая марка может быть представлена в виде рукописного шрифта, например, состоять из букв, цифр и знаков».

В своем возражении в Апелляционную палату на отказ в регистрации заявитель указал на то, что обонятельная торговая марка должна быть зарегистрирована, поскольку такая регистрация не противоречит Правилам, поскольку марка была представлена графически (в словесном описании).

Апелляционная палата решила, что данная марка была представлена в требуемой форме. Кроме того, по мнению Апелляционной палаты, «запах свежескошенной травы» — это особый запах, который легко узнаваем опытным путем. Таким образом, термин «графическое изображение» может в отдельных случаях трактоваться достаточно широко.

С другой стороны, у Европейского суда была куда более консервативная точка зрения на обонятельные торговые марки. В решении, принятом в ноябре 2001 года, устанавливалось, что обонятельные марки не подлежат регистрации до тех пор, пока не будет найден способ их графического изображения. Решение Европейского суда фактически осветило одну из самых больших проблем по правовой защите обонятельных торговых марок. Все марки, независимо от их вида, должны иметь недвусмысленное графическое изображение с тем, чтобы позволить провести тщательный поиск как заявителям, так и патентным ведомствам («Патенты и лицензии» № 5, 2004 год.)

На Украине, так же как в США и Европе, закон прямо не указывает на то, что обонятельный знак может быть зарегистрирован, но в то же время прямого запрета для такой регистрации нет. Возможно, в ближайшем будущем мы станем свидетелями регистрации, например, такой обонятельной торговой марки, как «запах свежего сала» для сувенирной продукции.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Глобальная реорганизация: все в Минфин

Законодательная практика

Люстрация или кадровая чистка власти

Комментарии и аналитика

Споры о трудоустройстве инвалидов

Неделя права

Разрешим конфликт интересов

Юристы инициируют законопроект

Изменения в Семейный кодекс: поиски компромисса

Ответственность за незаконное завладение транспортным средством

Реестр событий

Пленум ВСУ об уголовном процессе

Судьи требуют реальные зарплаты

В Минюсте проблемы

Судебные решения

Действия, являющиеся нарушением конкуренции

Компетенция АМК Украины

Полномочия должностных лиц АМКУ

Тема номера

Правила концентрации по-европейски

Трибуна

Кошмар нотариуса или правовой нигилизм фискального органа?

Частная практика

Ошибаться свойственно всем

Юридический форум

Процессуалисты не довольны кодексами

Юрисконсульт

Защита экзотических торговых марок

Регулирование государственных закупок

Теперь ошибку будет исправлять суд?!

Куда подавать жалобу на исполнителя?

«Бутылочная» конкуренция патентов

На чьей стороне процессуальный закон?

личный опыт

Заведомо не возбужденное... дело

Інші новини

PRAVO.UA