В последние две недели только ленивый политик не употреблял в своих публичных выступлениях тезисы о конституционности или законности тех или иных явлений, происходящих в государстве, и только недальновидный политик не призывал всех без разбора «оставаться в правовом поле». С юридической точки зрения наиболее интересны высказывания отдельных представителей власти об отделении целых областей от Украины и создании автономий, федераций, конфедераций и прочих изменениях территориального устройства Украины. На самом деле именно этот вопрос, в отличие от других, четко определен законодательством.
Итак, обратимся для начала к столь часто упоминаемой Конституции Украины. Она гласит, что Украина является унитарным государством, территория которого в пределах существующей границы – целостна и неприкосновенна. Кроме того, статья 157 Основного Закона определяет, что Конституция не может быть изменена, если такие изменения направлены, в частности, на нарушение территориальной целостности Украины. Вместе с тем Конституцией предусмотрена возможность изменения территории Украины путем всеукраинского референдума. Однако, во-первых, не указывается, какие изменения имеются в виду (присоединение, автономизация, реформирование областей и т.п.), а во-вторых, из совокупности иных норм законодательства и той же Конституции можно сделать вывод, что сепаратизм, мягко говоря, не приветствуется.
Даже если воспользоваться законодательным пробелом, потребовать обособления путем проведения референдума об «отделении» и, как следствие, внесения изменений в Конституцию, то стоит принять во внимание следующее. Создание какой-либо автономии в составе Украины возможно только на основании принятия такого решения на всеукраинском референдуме. При этом, согласно статье 156 Конституции, такой референдум назначается только Президентом Украины и может быть проведен после того, как соответствующие изменения в Основной Закон будут приняты не менее чем двумя третями от конституционного состава Верховного Совета Украины.
Между тем напрочь и незаслуженно забыт представителями исполнительной власти и местного самоуправления (мэры, губернаторы и не только) Уголовный кодекс Украины. А в нем (часть 2 статьи 110) закреплено положение, согласно которому умышленные деяния, совершенные с целью изменения границ территории или государственной границы Украины в нарушение порядка, установленного Конституцией Украины, а также публичные призывы или распространение материалов с призывами к совершению таких действий, осуществленные лицом, являющимся представителем власти, или сопряженные с разжиганием национальной или религиозной вражды — наказываются ограничением свободы на срок от 3 до 5 лет или лишением свободы на тот же срок.
И еще одно – для радетелей автономизации и введения чрезвычайного положения одновременно. Не стоит столь рьяно ратовать за его введение, поскольку Конституция Украины (часть 2 статьи 157) не может быть изменена в условиях чрезвычайного положения! А поскольку нормы Конституции Украины обладают наивысшей юридической силой и являются нормами прямого действия, то волей-неволей считаться с Основным Законом придется. По крайней мере, до конституционной реформы.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…