О законности сепаратистских тенденций — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №49 (363) » О законности сепаратистских тенденций

О законности сепаратистских тенденций

В последние две недели только ленивый политик не употреб­лял в своих публичных выступлениях тезисы о конституционности или законности тех или иных явлений, происходящих в государстве, и только недальновидный политик не призывал всех без разбора «оставаться в правовом поле». С юридической точки зрения наиболее интересны высказывания отдельных представителей власти об отделении целых областей от Украины и создании автономий, федераций, конфедераций и прочих изменениях территориального устройства Украины. На самом деле именно этот вопрос, в отличие от других, четко определен законодательством.

Итак, обратимся для начала к столь часто упоминаемой Конституции Украины. Она гласит, что Украина является унитарным государством, территория которого в пределах существующей границы – целостна и неприкосновенна. Кроме того, статья 157 Основного Закона определяет, что Конституция не может быть изменена, если такие изменения направлены, в частности, на нарушение территориальной целостности Украины. Вместе с тем Конституцией предусмот­рена возможность изменения территории Украины путем все­украинского референдума. Однако, во-первых, не указывается, какие изменения имеются в виду (присоединение, автономизация, реформирование областей и т.п.), а во-вторых, из совокупности иных норм законодательства и той же Конституции можно сделать вывод, что сепаратизм, мягко говоря, не приветствуется.

Даже если воспользоваться законодательным пробелом, потребовать обособления путем проведения референдума об «отделении» и, как следствие, внесения изменений в Конституцию, то стоит принять во внимание следующее. Создание какой-либо автономии в составе Украины возможно только на основании принятия такого решения на всеукраинском референдуме. При этом, согласно статье 156 Конституции, такой референдум назначается только Президентом Украины и может быть проведен после того, как соответствующие изменения в Основной Закон будут приняты не менее чем двумя третями от конституционного состава Верховного Совета Украины.

Между тем напрочь и незаслуженно забыт представителями исполнительной власти и местного самоуправления (мэры, губернаторы и не только) Уголовный кодекс Украины. А в нем (часть 2 статьи 110) закреплено положение, согласно которому умышленные деяния, совершенные с целью изменения границ территории или государственной границы Украины в нарушение порядка, установленного Конституцией Украины, а также публичные призывы или распространение материалов с призывами к совершению таких действий, осуществленные лицом, являющимся представителем власти, или сопряженные с разжиганием национальной или религиозной вражды — наказываются ограничением свободы на срок от 3 до 5 лет или лишением свободы на тот же срок.

И еще одно – для радетелей автономизации и введения чрезвычайного положения одновременно. Не стоит столь рьяно ратовать за его введение, поскольку Конституция Украины (часть 2 статьи 157) не может быть изменена в условиях чрезвычайного положения! А поскольку нормы Конституции Украины обладают наивысшей юридической силой и являются нормами прямого действия, то волей-неволей считаться с Основным Законом придется. По крайней мере, до конституционной реформы.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Качественные административные услуги по-украински: утопия или реальность

Деловая практика

Купля-продажа бизнеса

Законодательная практика

ЦИК: вопросы без ответов

Зарубежная практика

«Налоговая реальность» от суда

Комментарии и аналитика

Cокращение штата работников

Неделя права

НБУ нарушает права клиентов?

О законности сепаратистских тенденций

Основной Закон в «бездействии»

АМКУ на защите зернотрейдеров

Мониторинг банков совершенствуется

Реестр событий

Пискун судится с Президентом

Судебная практика

Казнить, помиловать или освободить?

Зачем платить больше налогов?

Судебные решения

Лица, которые могут быть субъектами служебного преступления

Препятствия органов предприятия в доступе к документам, необходимым для подачи налоговой декларации

Основания для возвращения дела на дополнительное расследование

Тема номера

Не все дороги ведут в город Гаага

«Одурманенная» уголовная ответственность

Ответственность за торговлю людьми

Частная практика

Общественная активность юридической фирмы

Інші новини

PRAVO.UA