Порядок наследования права на вклад (депозит) в банках регулируется нормами статьи 1228 Гражданского кодекса Украины (ГК) и пунктом 10.15 Инструкции о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранной валютах (Инструкция), утвержденной постановлением Правления Национального банка Украины (НБУ) № 492 от 12 ноября 2003 года.
В соответствии с пунктом 1.8 указанной Инструкции банки открывают своим клиентам по договору банковского вклада вкладные (депозитные) счета. Вкладной (депозитный) счет — счет, который открывается банком клиенту на договорной основе для хранения денег, которые передаются клиентом в управление на установленный срок или без указания такого срока под определенный процент (доход) и подлежат возврату клиенту в соответствии с законодательством Украины и условиями договора.
Согласно статье 1228 ГК, вкладчик имеет право распорядиться правом на вклад в банке (финансовом учреждении) на случай своей смерти, составив завещание или сделав соответствующее распоряжение банку (финансовому учреждению). Право на вклад входит в состав наследства независимо от способа распоряжения им.
Пунктом 10.15 Инструкции установлено, что физическое лицо может сделать соответствующее распоряжение банку относительно принадлежащих ему средств на случай своей смерти (распоряжение). Если распоряжение клиента составляется в форме отдельного документа, то в нем должна быть отмечена дата его составления. Этот документ удостоверяется подписью уполномоченного работника банка и сохраняется в деле по юридическому оформлению счета.
Действие распоряжения может быть полностью или частично отменено завещанием, составленным после того, как было сделано распоряжение банку, если в завещании изменено лицо, к которому должно перейти право на средства физического лица — владельца счета, или если завещание касается всего имущества наследодателя.
Таким образом, независимо от того, осуществляется ли наследование вклада согласно закону, завещанию либо распоряжению, банк осуществляет выплату вклада (части вклада) наследнику владельца счета на основании соответствующего свидетельства о праве на наследство или разрешения нотариуса на получение наследником части вклада наследодателя либо по решению суда.
Информацию о наличии у наследодателя вклада в банке необходимо подтвердить и уточнить.
Ситуация усложняется тем, что, согласно статье 60 Закона Украины «О банках и банковской деятельности», информация о деятельности и финансовом состоянии клиента, в частности, сведения о банковских счетах клиента и его операциях, является банковской тайной с соответствующим жестким ограничительным режимом ее распространения.
Согласно статье 62 Закона Украины «О банках и банковской деятельности», информация о физическом лице, содержащая банковскую тайну, может быть раскрыта банком по письменному запросу или с письменного согласия собственника такой информации, по письменному требованию суда или по решению суда. Справки по счетам (вкладам) в случае смерти их владельцев предоставляются также банком лицам, указанным владельцем счета (вклада) в завещательном распоряжении банку, государственным нотариальным конторам или частным нотариусам, иностранным консульским учреждениям по делам наследования по счетам (вкладам) умерших владельцев счетов (вкладов).
Согласно пункту 3.4 Правил хранения, защиты, использования и раскрытия банковской тайны, утвержденных постановлением Правления НБУ № 267 от 14 июля 2006 года, для предоставления справок по счетам (вкладам) в случае смерти их владельцев государственным нотариальным конторам или частным нотариусам, иностранным консульским учреждениям по делам наследования по счетам (вкладам) умерших владельцев счетов (вкладов) в банк подается заявление произвольной формы. Справка составляется банком в произвольной форме и должна содержать информацию о наличии счета и остатке средств на нем.
В соответствии со статьей 46 Закона Украины «О нотариате» нотариусы или должностное лицо, совершающее нотариальные действия, имеет право истребовать от физических и юридических лиц сведения и документы, необходимые для совершения нотариального действия. Сведения и документы, необходимые для совершения нотариальных действий, должны быть поданы в срок, определенный нотариусом. Этот срок не может превышать одного месяца.
Пунктом 222 раздела 22 главы III Инструкции о порядке совершения нотариальных действий нотариусами Украины, утвержденной приказом Министерства юстиции Украины № 20/5 от 3 марта 2004 года, предусмотрено, что нотариус по просьбе наследников умершего вправе сделать запрос банкам (финансовым учреждениям), о наличии вкладов на имя умершего.
Решением научно-экспертного совета по вопросам нотариата при Министерстве юстиции Украины от 29 января 2009 года одобрены Методические рекомендации по совершению нотариальных действий, связанных с применением мер по охране наследственного имущества, выдачей свидетельств о праве на наследство и свидетельств о праве собственности на часть в общем имуществе супругов. Так, согласно пункту 2.1.2 раздела 2 части II Рекомендаций, чтобы выдать свидетельство о праве на наследство, состоящее из вклада, нотариусу необходимо сделать запрос в соответствующий банк (финансовое учреждение). Основанием для такого запроса может быть как соответствующая отметка в сберегательной книжке о наличии распоряжения, так и утверждение лица, обратившегося к нотариусу, что на его имя наследодатель составил соответствующее распоряжение.
Таким образом, банки на соответствующий запрос нотариуса обязаны подать соответствующие сведения в срок, указанный нотариусом.
Исходя из изложенного, самостоятельно наследники не могут получить от банка нужной информации. Соответственно, наследнику до истечения 6 месяцев со дня смерти наследодателя необходимо обратиться в государственную нотариальную контору либо к частному нотариусу по месту жительства умершего для открытия наследственного дела и с просьбой сделать соответствующий запрос банку о вкладах наследодателя.
Название банка сообщают сами наследники, исходя из имеющихся у них информации и документов (сберегательных книжек, договоров с банком, пластиковых карт, переписки с банком и иных документов, позволяющих допустить наличие счетов, открытых на имя покойного), а при отсутствии таких документов — из предположений о наличии у наследодателя счета в каком-то конкретном банке.
Сложность иногда заключается в отсутствии у наследников какой-либо информации о возможных вкладах наследодателя и, уж тем более, о том, в каких банках они находятся. Не трудно себе представить, что, например, у умершего человека было открыто несколько вкладных (депозитных) счетов в разных учреждениях банков и при этом по тем или иным причинам наследникам о них ничего неизвестно. Что делать в таком случае наследникам?
Никаких единых обобщенных баз данных о вкладных (депозитных) счетах, открытых на конкретное имя во всех банках Украины, в настоящее время не существует. В соответствии со статьями 68, 69 Закона нотариус при выдаче свидетельства о праве на наследство (как по закону, так и по завещанию) проверяет в том числе и состав наследственного имущества.
Если наследник уверен, что вклады у покойного были, но не знает, в каком конкретно банке, у него есть только один выход: попросить нотариуса сделать соответствующие запросы в банки. Попросить-то легко, но что делать нотариусу? Подготовить и разослать запросы во все банки Украины?!
Приказом Министерства юстиции Украины № 51/5 от 17 октября 2000 года (в редакции приказа № 33/5 от 7 апреля 2005 года) утверждено Положение о Наследственном реестре — электронной базе данных, содержащей сведения о завещаниях, наследственных договорах, наследственных делах и выданных свидетельствах о праве на наследство. Сведения о завещаниях, наследственных договорах, наследственных делах и выданных свидетельствах о праве на наследство подлежат обязательному внесению в Наследственный реестр.
Кроме того, акты гражданского состояния подлежат обязательному внесению в Государственный реестр актов гражданского состояния граждан в органах юстиции в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины. Постановлением Кабинета Министров Украины № 1064 от 22 августа 2007 года утвержден Порядок ведения Государственного реестра актов гражданского состояния граждан. Держателем обоих реестров является Министерство юстиции Украины (администратор Реестра — государственное предприятие «Информационный центр» Минюста).
Информацию о гражданах, которые умерли, для снятия с учета в Государственном реестре физических лиц — плательщиков налогов и других обязательных платежей, обязаны предоставлять отделы регистрации актов гражданского состояния государственным налоговым органам согласно соответствующему Порядку, утвержденному приказом Государственной налоговой администрации Украины (ГНАУ) и Министерства юстиции Украины № 462/83/5 от 22 декабря 1997 года.
В свою очередь банки являются абонентами системы электронной почты НБУ, функционирующей на основании Положения о системе электронной почты НБУ, утвержденного постановлением Правления НБУ № 689 от 29 декабря 2004 года. Система ЭП обеспечивает информационное взаимодействие между ее абонентами. Положение предполагает, что абонентами системы ЭП могут быть не только банковские, но и другие учреждения и организации Украины, подключенные к этой системе (пункт 1.2).
Приказом ГНАУ № 993 от 23 декабря 2010 года утвержден Порядок предоставления уведомлений об открытии/закрытии счетов налогоплательщиков в банках и других финансовых учреждениях органам государственной налоговой службы. Согласно данному Порядку, такое уведомление производится в электронном виде средствами электронной почты НБУ. В настоящее время обмен информацией производится также при активном использовании интернет-технологий.
Таким образом, наличие указанных государственных реестров, технологических возможностей и практических примеров по обмену информацией позволяет сделать вывод о реальной возможности установления оптимального порядка получения нотариусом по месту открытия наследства информации о наличии у покойного вкладов в банках Украины. Причем происходить это должно даже без специальных запросов наследников. Открытие наследственного дела должно влечь проведение нотариусом проверки наличия вкладов в банках Украины, например, путем автоматического формирования запроса в Наследственном реестре и рассылки его через систему электронной почты всем банкам. От банков, где вклады имеются, в Реестр поступает соответствующая информация. После этого нотариус может направить официальный запрос в конкретный банк для получения более точной информации о вкладе.
На основании полученной от банка информации нотариус по истечении 6 месяцев с момента смерти владельца счета выдает наследникам свидетельство о праве на наследство, с которым они обращаются в банк для получения денег.
ЛИПОВ Сергей — юрист, г. Луганск
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…