21 апреля с.г. в Верховном Совете Украины под № 8424 зарегистрирован проект Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины» относительно налогообложения доходов самозанятых лиц, разработанный с целью урегулирования проблемных вопросов, возникающих при применении Налогового кодекса Украины и негативно влияющих на деятельность налогоплательщиков — самозанятых лиц. Инициатором законопроекта выступил народный депутат Украины VI созыва Владислав Забарский.
Законопроект предлагает установить единый подход к определению базы обложения налогом на доходы физических лиц путем изъятия дискриминационных положений относительно невозможности уменьшения налогооблагаемого дохода самозанятого лица на сумму страховых платежей в Пенсионный фонд Украины, взносов в фонды обязательного государственного страхования. В связи с этим предлагается изложить в новой редакции пункт 164.6 статьи 164 Налогового кодекса Украины: «Во время начисления доходов база налогообложения определяется как начисленная зарплата (полученный доход), уменьшенная на сумму страховых взносов в Пенсионный фонд, страховых взносов в Накопительный фонд, а в случаях, предусмотренных законом, — на сумму обязательных страховых взносов в негосударственный пенсионный фонд и взносов в фонды общеобязательного государственного социального страхования, уплачиваемых за счет зарплаты сотрудника, дохода самозанятого лица, а также на сумму налоговой социальной льготы при ее наличии».
Кроме того, с целью устранения дискриминационного положения о невозможности использования налоговой скидки (статья 166 Налогового кодекса Украины) в виде расходов на оплату услуг учреждений здравоохранения, учебных заведений, осуществление благотворительных взносов, пожертвований и других документально подтвержденных расходов, предусмотренных пунктом 166.2 Кодекса, самозанятым лицам предлагается новая редакция пункта 166.4.2 статьи 166 Налогового кодекса Украины.
Также во исполнение требований статьи 4 Налогового кодекса Украины предлагается усовершенствовать редакцию статьи 178 в части определения перечня расходов, непосредственно связанных с получением налогооблагаемого дохода самозанятого лица. Предложенная редакция аналогична перечню расходов для физических лиц-предпринимателей, определенному в статье 177 Налогового Кодекса Украины путем применения положений раздела III этого Кодекса. Заместитель директора Департамента нотариата, финансового мониторинга юридических услуг и регистрации адвокатских объединений Министерства юстиции Украины Дмитрий Журавлев предлагаемые изменения характеризует положительно, поскольку они конкретизируют расходы самозанятых лиц на основании законодательного определения того, что к «перечню расходов, непосредственно связанных с получением налогооблагаемого дохода самозанятого лица, относятся документально подтвержденные расходы, включаемые в расходы производства, согласно разделу III Кодекса». Раньше законодатель не уточнял, какие именно это расходы, а теперь, если парламент примет законопроект в такой редакции, то «документально подтвержденные расходы» получат четкую регламентацию.
Законопроектом предлагается исключить в абзаце 2 подпункта 14.1.226 Налогового Кодекса Украины из определения независимой профессиональной деятельности слова «и использует наемный труд не более чем четырех физических лиц». На положительный характер такого изменения обращает внимание и частный нотариус Киевского городского нотариального округа Валентина Якименко, поскольку «ограничение в количестве наемных работников выглядит абсурдно».
Понравился стиль и техническое изложение законопроекта и президенту Укринюрколлегии Даниилу Курдельчуку, поскольку очередное изменение в Налоговый кодекс Украины касается самозанятых лиц. «Если говорить о Налоговом кодексе в общем, то любой здравомыслящий человек понимает, что поспешность его принятия влечет необходимость внесения изменений. Темп и форма Кодекса были невероятными, а изменения, предлагаемые г-ном Забарским, будут как нельзя кстати», — комментирует г-н Курдельчук. Он обратил внимание и на то, что независимая профессиональная деятельность — это деятельность физических лиц, а именно: научная, литературная, артистическая, художественная, преподавательская, деятельность врачей, бухгалтеров, аудиторов, частных нотариусов, адвокатов, оценщиков. «В начале 90-х, находясь в Европе, я впервые услышал о людях «свободной профессии»: аудиторах, архитекторах и даже пчеловодах. Тогда мне казалось, что такой перечень должен быть узким, но теперь я думаю, что это довольно большая группа людей. Если эти отношения перенести в институт гражданского общества и смоделировать на примере адвокатской деятельности, то я вижу здесь основания для принятия Закона «Об адвокатуре», который определит адвокатуру как самостоятельный институт, поскольку она является составляющей частью правосудия, элементом правового государства и демократического общества. С этой точки зрения вполне целесообразно будет нашу адвокатскую профессию сделать независимой деятельностью, которая будет саморегулироваться. Данный законопроект вызвал у меня именно такую ассоциацию», — резюмирует Даниил Курдельчук.
Несмотря на положительные отзывы лиц, непосредственно связанных с адвокатской или нотариальной деятельностью, законопроекту Владислава Забарского для получения статуса закона предстоит пройти еще «высшую инстанцию» — Верховный Совет Украины. А принятие закона позволит устранить законодательный дисбаланс и будет на пользу как налогоплательщикам — самозанятым лицам, так и госбюджету.
Владислав ЗАБАРСКИЙ,
народный депутат Украины VI созыва, председатель подкомитета по вопросам гражданского законодательства Комитета Верховного Совета Украины по вопросам правовой политики
В течение последних 20-ти лет законодатели уделяли более значительное внимание систематизации налогообложения юридических лиц, а налогообложение физических лиц, не являющихся наемными работниками и обеспечивающих себя работой самостоятельно, не было должным образом законодательно урегулировано и недостаточно стимулировало налогоплательщиков — физических лиц для надлежащего декларирования доходов и уплаты в бюджет налоговых платежей.
Налоговый кодекс — это первый систематизированный законодательный акт, целью которого является последовательное развитие национальной налоговой системы, однако и у него есть некоторые законодательные изъяны.
Тенденции развития экономики Украины свидетельствуют об увеличении сегмента налогоплательщиков — самозанятых лиц. Так, по данным налоговой службы, по состоянию на 1 апреля с.г. количество таких плательщиков по сравнению с 2010 годом увеличилось на 3,2 %, что влечет увеличение доходов государственного бюджета. Поэтому очень актуальным является законодательное стимулирование таких плательщиков для выхода из «тени» и полного декларирования полученных доходов.
Я вижу возможность достижения этой цели через установление единого подхода к определению базы налогообложения доходов физических лиц путем изъятия из текста Налогового кодекса Украины дискриминационных положений относительно уменьшения налогооблагаемого дохода самозанятого лица на сумму единого социального взноса, определения расходов, связанных с получением дохода, по общей для налогоплательщиков системе и возможности таким плательщикам, как и другим гражданам Украины, получить право на налоговую скидку. Это основные задания законопроекта.
Хочу отметить, что я знаком с особенностями независимой профессиональной деятельности, в частности с адвокатской работой, а поскольку адвокатов на Украине уже около 40 000 лиц, и они в большинстве случаев являются самозанятыми лицами, считаю, что законодательное урегулирование налогообложения адвокатской деятельности послужит ярким примером актуальности предложенных мной изменений.
Адвокаты являются плательщиками налога на доходы физических лиц, взносов в Пенсионный фонд Украины, а также в другие социальные фонды, при этом, согласно законодательству, общеобязательные взносы не уменьшают налогооблагаемый доход адвокатов. Эти выплаты адвокаты осуществляют из одного источника доходов — гонораров, выплаченных клиентами. За счет гонораров адвокаты обеспечивают себя рабочими местами, оргтехникой, профессиональной литературой, оплачивают обучение и повышение квалификации, выплачивают зарплату, кроме того, адвокаты, как и все другие физические лица, содержат семьи, оплачивают обучение детей, платят проценты по ипотечным кредитам, болеют и получают медицинскую помощь, однако не имеют права на налоговую скидку, как другие граждане Украины.
Исключительно в связи с тем, что адвокаты являются самозанятыми лицами и получают не зарплату, а гонорар, доходы адвокатов облагаются налогами вдвойне (общая сумма налогов и обязательных платежей составляет 52 % дохода при средней налоговой нагрузке на Украине — 41,3 %), расходы, понесенные адвокатами в процессе осуществления адвокатской деятельности, нормативно не определены и не признаются налоговыми органами. Расходы в накопительной пенсионной системе не будут уменьшать налогооблагаемый доход адвоката.
Такой подход, по моему мнению, противоречит основным принципам налоговых реформ, предложенных властью, а именно: равенству всех налогоплательщиков перед законом, недопущению налоговой дискриминации, единому подходу к определению на законодательном уровне всех налоговых инструментов, гармоничному слиянию интересов государства и налогоплательщиков.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…