Украинское государство имеет не совсем удачный опыт создания органа расследования в виде Бюро расследований. Так, первая попытка создать Национальное бюро расследований была сделана Президентом Украины еще в 1997 году. Но она провалилась, поскольку не удалось принять специальные законы, регулирующие деятельность указанного бюро. Таким образом, при отсутствии специального закона в 2000 году Бюро расследований было ликвидировано в рамках проведения административной реформы.
Вторая попытка (2005 год), инициированная президентом Виктором Ющенко, также потерпела неудачу — законопроект был создан, но даже не поступил в парламент.
Сегодня тема создания бюро расследований вновь стала актуальной. Уголовный процессуальный кодекс Украины предусматривает создание Государственного бюро расследований, которое будет заниматься расследованием дел, возбужденных в отношении сотрудников милиции, Службы безопасности Украины (СБУ), прокуроров, судей и высших должностных лиц. Согласно Резолюции 1244 (2001) Парламентской ассамблеи Совета Европы, Украина обязалась изменить роль и функции прокуратуры путем превращения этого института в орган, который будет соответствовать стандартам Совета Европы.
Для того чтобы понять, чем вообще занимаются подобные органы, рассмотрим зарубежный опыт функционирования специальных следственных органов в США и Российской Федерации.
Образцом демократии в мире считаются Соединенные Штаты Америки, поэтому интересен пример деятельности Федерального бюро расследований (ФБР) США.
ФБР было создано в 1908 году. Сегодня этот орган подчиняется Генеральному прокурору. К основным полномочиям ФБР относится обеспечение безопасности государства, нации и президента. Под юрисдикцию Бюро подпадает расследование около 200 категорий федеральных преступлений. ФБР занимается расследованием тяжких преступлений, преступлений, совершенных работниками правоохранительных органов и чиновниками. не менее важной его функцией является борьба с терроризмом.
ФБР проводит проверку граждан, поступающих впервые на государственную службу. Это аналог специальной проверки претендентов на должность государственного служащего на Украине, которая проводится правоохранительными органами нашей страны.
Сегодня ФБР является элитным подразделением в системе органов юстиции США и успешно действует в течение века.
Опыт Российской Федерации показывает следующее. В 2011 году в России был создан Следственный комитет (СК) — федеральный государственный орган, осуществляющий полномочия в сфере следствия. Комитет подчинен президенту РФ и занимается расследованием преступлений, совершенных высокопоставленными лицами, резонансных, коррупционных преступлений.
Так, по итогам двухлетней работы определено, что именно прямое подчинение главе государства и независимость от других высших органов государственной власти позволили обеспечить объективность и беспристрастность следствия при осуществлении уголовного преследования должностных лиц.
Итак, имеем фактически два наглядных примера удачного функционирования органов следствия, занимающихся исключительно расследованием дел, которые являются резонансными и могут подвергаться сомнениям в объективности их расследования.
Возвращаясь к украинским реалиям, отметим, что сегодня в Верховном Совете Украины зарегистрирован законопроект «О Государственном бюро расследований Украины» от 1 августа 2013 года № 3042, автором которого является народный депутат Андрей Кожемякин.
В законопроекте предусмотрено создание Государственного бюро расследований (ГБР) Украины как правоохранительного органа, осуществляющего предварительное расследование уголовных правонарушений.
Фактически создается орган, который получает полномочия ведения досудебного следствия по особо важным делам, в преступлениях, совершенных сотрудниками правоохранительных органов, судьями и чиновниками, в том числе и в коррупционных административных проступках. ГБР делегируются полномочия отдельных следственных органов. Эти полномочия, согласно тексту законопроекта, ГБР должно получить от соответствующих управлений и отделов, осуществляющих досудебное расследование, Генеральной прокуратуры, областных, районных, городских и специализированных органов.
Штат Бюро будет утверждать Верховный Совет Украины, а главу — назначать президент. Кроме того, центральный аппарат планируется наполнять из числа работников вышеупомянутых управлений и отделов в порядке проведения переаттестации, если конечно, они сами захотят работать в новосозданном органе. Можно предположить, что все же сотрудники прокуратуры захотят перейти на работу в ГБР, поскольку в законопроекте предусматривается улучшенное финансовое обеспечение с целью предотвращения коррупции в новом органе.
Таким образом, подход к ведению следствия останется тем же и будет осуществляться теми же специалистами, поэтому станет ли этот орган независимым и беспристрастным, неизвестно.
В контексте соответствующей тематики стоит упомянуть ежегодное послание Президента Украины Виктора Януковича в Верховный Совет Украины «О внутреннем и внешнем положении Украины в 2013 году». В нем было отмечено, что одним из важных вопросов институционального обеспечения реформирования правоохранительных органов является создание Государственного бюро расследований Украины, которое будет заниматься расследованием преступлений, совершенных работниками правоохранительных органов, судьями и чиновниками.
Согласно информации, недавно появившейся в СМИ, а именно: заявлению советника Президента Андрея Портнова, в Администрации Президента уже завершили разработку законопроекта «О прокуратуре».
Опять же из слов Андрея Портнова (поскольку текст законопроекта отсутствует в свободном доступе) следует, что законопроектом предусматривается кардинальное реформирование органов прокуратуры. В частности, планируется ликвидация специальных прокуратур, отмена отдельных полномочий органов прокуратуры, а также создание Государственного бюро расследований. Однако создание этого бюро станет следующим шагом после реформирования прокуратуры. Соответствующий законопроект, по словам Портнова, будет готов уже в 2014 году.
Президентский законопроект направлен на реформирование органов прокуратуры, лишение их функций не только следствия, но и осуществления общего надзора за соблюдением законов, поскольку этим должны заниматься министерства, центральные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.
Таким образом, законопроект предусматривает лишение прокуратуры права вмешиваться в частный сектор (бизнес), поскольку прокурор не сможет требовать совершения определенных действий вне уголовного процесса от предпринимателя или частной компании.
Как предполагается, расследованием всех остальных уголовных преступлений будут заниматься следственные органы Министерства внутренних дел Украины.
Фактически это верный путь, поскольку прокуратура не может одновременно выполнять функцию ведения следствия, осуществлять общий надзор за соблюдением законов и поддерживать государственное обвинение в суде. Следующим логическим шагом должно стать реформирование милиции и службы безопасности. Поэтому в будущем можно наделить ГБР полномочиями в борьбе с терроризмом, которые сейчас выполняет СБУ, по примеру ФБР США.
Все же окончательный выбор остается за законодателями, но всегда проще определяться, когда есть альтернатива.
СУРНИК Виктор — юрист ЮФ «Гвоздий и Оберкович», г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…