Повестка дня первого на нынешней сессии парламента заседания Комитета Верховного Совета Украины по вопросам правовой политики (Комитет), которое состоялось 4 сентября с.г., впечатляла количеством законодательных инициатив — 65(!), две из которых являются ключевыми, поскольку направлены на внесение изменений в Конституцию Украины. Первый законопроект локальный, им предложено внести изменение лишь в одну конституционную норму, статью 98, предусмотрев наделение Счетной палаты контрольными функциями в части поступления средств в государственный бюджет. Второй — системный, направленный на внесение целого ряда изменений в раздел «Правосудие» Основного Закона. И если первый законопроект уже был предметом рассмотрения как в парламенте, так и в Конституционном Суде Украины (КСУ), то для второй инициативы это рассмотрение стало дебютным, правда, только в парламентских стенах. Напомним, что проект «О внесении изменений в Конституцию Украины относительно усиления гарантий независимости судей» еще в декабре прошлого года был предметом анализа Конституционной ассамблеи. Правда, с тех пор текст документа несколько изменился и успел побывать на экспертизе в Европейской комиссии «За демократию через право» (Венецианская комиссия), а 4 июля с.г. был внесен Президентом на рассмотрение Верховного Совета.
Сейчас этому законопроекту в здании под куполом (причем именно там, а не в здании комитетов, где обычно проходят все заседания этого парламентского подразделения) устроили официальный прием при участии, помимо народных депутатов, первых лиц юридического сообщества: министра юстиции Украины Елены Лукаш и двух советников главы государства — Марины Ставнийчук и Андрея Портнова. А вот представителей судебной системы, которых эти изменения непосредственно касались, почему-то на заседание Комитета не пригласили. Очевидно, это связано с тем, что данное парламентское подразделение для представителей Фемиды не является профильным (как правило, инициативы, регулирующие вопросы судоустройства и статуса судей, рассматривает Комитет по вопросам верховенства права и правосудия), и этот случай единичный, поскольку законопроектом предложено откорректировать Конституцию Украины, а это уже парафия Комитета по вопросам правовой политики.
Возможно, именно отсутствие представителей судебной системы было одной из причин достаточно лаконичного по парламентским меркам обсуждения законопроекта, или же решающим в оперативном рассмотрении стало то, что кроме него в повестке дня значилось еще более 60 документов. Очевидно, торопила парламентариев и предстоящая встреча с Президентом, которая была запланирована на этот день. Так или иначе, а народным депутатам для презентации и анализа проекта закона, который коренным образом изменит судебную реальность, понадобилось около часа.
Изменения, предусмотренные этим законопроектом, на заседании Комитета представлял Андрей Портнов. Он обратил внимание на ключевые новации в сфере правосудия. В частности, на усовершенствование порядка формирования и деятельности Высшего совета юстиции, изменение процедуры назначения судей и порядка создания и ликвидации судов, увеличение минимального и максимального возраста (с 25 до 30 лет и с 65 до 70 лет соответственно) для занятия должности судьи и т.д. При этом на функционировании другого органа, ответственного за формирование судейского корпуса, — Высшей квалификационной комиссии судей (ВККС) Украины внимание не заострялось. Следует отметить, что в первоначальной версии обновленного конституционного раздела «Правосудие» такой орган вообще не упоминался, а в нынешнем варианте проекта деятельность ВККС предложено закрепить на уровне Основного Закона.
Помимо сугубо «судейских» вопросов, г-н Портнов обратил внимание на то, что в законопроекте предлагается исключить конституционную норму, устанавливающую 5-летний срок полномочий Генпрокурора. Отметим, что необходимость увеличения срока пребывания в должности Генпрокурора, как и многие другие новации, была обусловлена рекомендацией Венецианской комиссии. Как пояснил Андрей Портнов, учитывая сложность процедуры внесения изменений в Основной Закон, глава государства предложил урегулировать данный вопрос в рамках этого законопроекта, чтобы уже в новом законе о прокуратуре установить срок полномочий Генпрокурора.
Правда, предложение установить временные рамки для деятельности Генпрокурора на уровне специального закона вызвало замечание у некоторых депутатов. В частности, секретарь Комитета Наталия Агафонова, поддерживая в целом идею того, что срок полномочий главного прокурора страны не должен совпадать с каденцией парламента, обратила внимание на необходимость установить конкретный срок полномочий, а также детализировать процедуру назначения на эту должность и увольнения с нее в рамках именно Конституции с целью минимизировать возможность политического влияния.
Замечания народных депутатов касались и «технических» моментов. Так, первый заместитель председателя Комитета Виктор Швец высказал претензии к тезису о том, что суды общей юрисдикции создаются, реорганизовываются и ликвидируются законом, предложив, по его словам, более привычную с точки зрения нормотворческой стилистики конструкцию «на основании закона». На это Андрей Портнов ответил, что в таком случае меняется законодательный смысл новации, из которого может следовать, что парламент должен установить некий законодательный порядок создания и ликвидации судов, который при желании в любой момент можно изменить, предусмотрев возвращение, скажем, к старой процедуре, когда это было исключительной прерогативой Президента.
В результате после немногочисленных замечаний обе инициативы были поддержаны членами профильного комитета. Причем законопроект, расширяющий полномочия Счетной палаты и подготовленный к принятию в целом, в сессионный зал пока не выносили, а проект закона, направленный на конституционное реформирование судебной системы, «закрепил» свой успех в здании под куполом и был направлен в КСУ.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…