Указом Президента Украины № 493/2006 от 6 июня с.г. (Указ) была создана Национальная комиссия по утверждению свободы слова и развитию информационной отрасли (Комиссия). Данная Комиссия будет консультативно-совещательным органом при Президенте Украины. Этим же Указом утверждено Положение о Комиссии (Положение), а также на Главу Секретариата Президента Украины возложена обязанность в недельный срок подать предложения относительно персонального состава Комиссии.
Цели и полномочия Комиссии
Итак, согласно Положению, основными задачами, которые Президент ставит перед комиссией, являются:
— подготовка предложений по выполнению Украиной ее международных обязательств, в частности, вытекающих из ее членства в Совете Европы, ОБСЕ и других организациях, а также по достижению Украины соответствия политической составляющей Копенгагенских критериев 1993 года, и выполнению соответствующих положений плана действий «Украина — Европейский Союз»;
— проведение мониторинга эффективности реализации законов и других нормативно-правовых актов относительно свободы слова и развития информационной отрасли, их соответствия стандартам Совета Европы, ОБСЕ и других международных организаций, членом которых является Украина, а также обеспечение освещения указанной информации в средствах массовой информации;
— наработка предложений относительно внедрения европейских стандартов в информационной отрасли, относительно реформирования государственных и коммунальных и создания общественных СМИ, внедрения цифрового телевидения и других новейших информационных технологий, развития отечественного сегмента сети Интернет и усовершенствования системы подготовки и переподготовки работников СМИ.
В то же время Комиссия наделяется определенными правами, необходимыми для выполнения поставленных задач. К таковым, в частности, относятся право на обращение к органам государственной власти и местного самоуправления, предприятиям, учреждениям и организациям для получения информации и документов, необходимых для ее работы. Интересно то, что в Положении не указаны документы, которые Комиссия может запрашивать. Следовательно, порядок отказа в предоставлении конфиденциальной информации или другой информации с ограниченным доступом, равно как и документов, содержащих такую информацию, является общим. Отсутствие особого порядка доступа к такой информации, с одной стороны, может существенно снизить эффективность работы Комиссии, с другой — все же обезопасит предприятия, учреждения и организации от чрезмерного влияния Комиссии. В данном аспекте желательно достижение некой «золотой середины».
Также необходимо выделить право Комиссии вносить свои предложения органам государственной власти, в том числе в форме проектов нормативно-правовых актов, и, что примечательно, — проводить экспертизу проектов актов Президента Украины, касающихся регулирования информационной сферы. Помимо этого, Комиссия вправе привлекать в случае необходимости в установленном порядке представителей органов исполнительной власти, экспертов, научных деятелей (по согласованию с их руководством) для изучения отдельных вопросов, создавать подкомиссии, временные рабочие и экспертные группы, организовывать научные конференции, семинары, совещания по вопросам, относящимся к их компетенции.
В целях выполнения поставленных перед Комиссией задач она проводит заседания, которые, согласно Положению, созываются в меру необходимости, но не реже одного раза в месяц. При этом устанавливается, что заседания Комиссии являются правомочными в случае присутствия не менее половины ее членов, а решения принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании. При этом делегирование своих полномочий членами другим членам или третьим лицам не допускается. Интересен тот факт, что Положением не установлено предельное количество членов Комиссии.
Кто они — борцы за свободу слова?
Как уже указывалось, персональный состав Комиссии утверждается Президентом Украины по представлению Главы Секретариата Президента Украины. В то же время Комиссия уполномочена самостоятельно избрать из числа членов председателя и заместителя председателя Комиссии.
Примечательно, что абсолютно никаких требований к членам комиссии ни в Указе, ни в Положении не предусмотрено. Следовательно, все будет зависеть от предпочтений Главы Секретариата Президента Украины.
Стоит напомнить читателям, что примерно год назад была создана еще одна национальная комиссия — Национальная комиссия по укреплению демократии и утверждению верховенства права, председателем которой является Сергей Головатый. В Указе № 1049/2005 от 5 июля 2005 года «О Национальной комиссии по укреплению демократии и утверждению верховенства права», которым создана указанная комиссия и утверждено положение о ней, также не было указано, кто может (должен) войти в состав комиссии, в результате чего решения, принимаемые этой комиссией, не всегда совпадают с видением тех лиц, которых такие решения касаются. Более того, даже мнения лиц, которым предстоит непосредственно воплощать решения Комиссии по демократии, не учитывается при подготовке проектов документов, что в итоге приводит к усилению конфронтации разных ветвей власти. Яркий тому пример — разработанная Комиссией по демократии Концепция реформирования судівництва с целью утверждения справедливого суда на Украине в соответствии с европейскими стандартами, вызвавшая негодование судебного корпуса. Будем надеяться, что новая Комиссия будет сформирована таким образом, чтобы действительно служить поставленным перед ней высоким целям.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…