Что нам стоит банк построить — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №26 (444) » Что нам стоит банк построить

Что нам стоит банк построить

31 мая 2006 года в Верховном Совете Украины зарегистрирован проект Закона «Об Украинском государственном банке реконструкции и развития» (Законопроект). Законопроект определяет порядок создания Украинского государственного банка реконструкции и развития (УГБРР) и правовую основу его деятельности. Предполагается, что банк своей деятельностью будет способствовать созданию благоприятных условий для вывода экономики из тяжелого состояния, образованию новых рабочих мест, снижению кредитных ставок коммерческими банками. Каким же образом это предлагается сделать?

Порядок создания банка

Прежде всего хотелось бы отметить, что, согласно части 4 статьи 1 Законопроекта, государственный банк создается в форме закрытого акционерного общества, 100 % уставного капитала которого принадлежат государству. Специализированные государственные банки для Украины не новость, в нашей стране действуют Сбербанк, экспортно-импортный банк, но цели их деятельности — другие, и создавались эти банки путем преобразования государственных банков в акционерные общества. Отметим, что государство еще не создавало банк «с пустого места», то есть не путем реорганизации государственного банка.

Согласно Закону Украины «О банках и банковской деятельности» (Закон) и Положению «О порядке создания и государственной регистрации банков, открытия их филиалов, представительств, отделений» (Положение) наименование банка может содержать слово «банк», а также указание об организационно-правовой форме банка (в данном случае — ЗАО). Надо сказать, что госбанк имеет право прибавлять к своему наименованию слово «государственный», использовать изображение Государственного Герба Украины, Государственного Флага Украины. Не разрешается использовать для наименования банка название, которое повторяет уже существующее название другого банка, или вводит в заблуждение относительно видов деятельности, осуществляемых банком. Интересно сравнить названия «Украинский государственный банк реконструкции и развития» и «Европейский банк реконструкции и развития». Может ли подобное название госбанка ввести в заблуждение? Ведь, исходя сугубо из названия, может создаться впечатление, что новосоздаваемый госбанк — это всего лишь филиал или отделение европейского банка.

В целом, статья 1 Законопроекта соответствует части 2 статьи 7 Закона и пункту 1.4 Положения. УГБРР создается по решению Кабинета Министров Украины (КМУ) при условии получения положительного вывода Национального банка Украины (НБУ).

Данный вывод предоставляется на основании полученной информации о размере уставного капитала УГБРР на время его регистрации, сроках и источниках формирования, которые подтверждаются, в том числе, в Законе о Государственном бюджете Украины на соответствующий год статьей затрат; перечне банковских и других операций; бизнес-плане, определяющем виды деятельности, которые госбанк планирует осуществлять в текущем году, с обоснованием их экономического эффекта; стратегии банка на следующие три года. Но в Законопроекте не говорится о предусмотренных Законом о Государственном бюджете Украины на соответствующий год расходах на формирование уставного капитала государственного банка.

Уставной капитал УГБРР составляет 5 млрд грн и формируется за счет бюджетных средств, а также за счет недвижимости и оборудования, необходимого для функционирования банка. Неизвестно, путем каких расчетов депутаты вышли именно на эту сумму. К примеру, уставный капитал Сбербанка (тоже государственного) меньше. Даже уставный капитал НБУ меньше уставного капитала УГБРР в 500 раз. Напомним, что законодательством предусмотрен минимальный размер уставного капитала банка — 5 млн евро, то есть немногим более 30 млн грн. Прибыль УГБРР используется для увеличения уставного капитала, то есть банк осуществляет деятельность как неприбыльное предприятие, и доходы в госбюджет, если и будут, то только косвенные — от результатов внедрения инновационных и инвестиционных проектов.

Органы управления

Согласно Законопроекту, органами управления УГБРР будут наблюдательный совет и правление. Наблюдательный совет — высший орган управления банка, который определяет основные направления его деятельности и осуществляет оперативный контроль за его деятельностью. Срок полномочий наблюдательного совета и председателя правления составляет 5 лет. Председатель наблюдательного совета, состав этого совета и председатель правления утверждаются КМУ. Интересно, что, согласно статье 7 Закона, наблюдательный совет любого государственного банка назначается Президентом Украины и Верховным Советом Украины в составе семи человек, кроме этого, председатель выбирается наблюдательным советом из числа членов совета. Конечно, согласно изменения, внесенным в Конституцию Украины, Президент Украины теряет ряд полномочий, но изменения в Закон относительно полномочий Президента Украины еще не вносились, а исходя из каких соображений Верховный Совет лишили права назначать членов наблюдательного совета — вообще непонятно. Кроме этого, Закон определяет, что с целью представительства интересов государства в состав наблюдательного совета государственного банка могут входить народные депутаты Украины, представители органов исполнительной власти и прочие лица, которые должны удовлетворять следующим требованиям: являться гражданином Украины, иметь высшее экономическое или юридическое образование либо научную степень в области экономики, финансов и/или права и при этом иметь опыт работы в органах законодательной власти либо на руководящих должностях в органах центральной исполнительной власти Украины или в банковском учреждении, опыт научной, практической работы в области экономики, финансов, права. Члены наблюдательного совета государственного банка выполняют свои функции без получения любого материального вознаграждения, на общественных началах. Компетенция органов управления и их состав будут определяться Уставом УГБРР, которого еще нет. А пока нет Устава, утвержденного КМУ и согласованного с НБУ, невозможна и регистрация банка.

Для чего создается еще один государственный банк?

Предполагается, что УГБРР будет предоставлять кредиты и гарантии, а также экспертные и консультационные услуги. В частности, УГБРР будет осуществлять банковские операции по кредитованию инновационных и инвестиционных проектов, направленных на экономическое развитие Украины, прежде всего — проектов структурной перестройки и модернизации промышленности, развития экспортного потенциала украинских предприятий, жилищного строительства.

УГБРР будет осуществлять кредитование с привлечением средств Государственного бюджета Украины и внебюджетных средств, которые могут быть использованы на указанные цели.

Среди операций УГБРР большое внимание будет уделяться операциям по предоставлению средне- и долгосрочных кредитов, предоставлению гарантий по проектам, реализуемым на основах общего финансирования, где его доля не будет превышать 70 %. Также данный госбанк будет предоставлять экспертные и консультационные услуги по указанным операциям. УГБРР для предоставления кредитов в качестве агентов сможет привлекать украинские коммерческие банки при условии предоставления ими встречных гарантий. В принятии решения относительно кредитования и предоставления гарантий по проектам УГБРР руководствуется приоритетами, определенными правительством.

Данный госбанк, как и другие банки, сможет привлекать средства путем выпуска облигаций, векселей и прочих ценных бумаг в соответствии с законодательством. Как один из способов привлечения средств рассматривается размещение вкладов физических лиц. Кстати, бытует мнение, что на все обязательства государственного банка распространяются государственные гарантии. Тут хочется напомнить о статье 5 Закона, которая гласит, что государство не отвечает по обязательствам банка и банк не отвечает по обязательствам государства. Отдельное условие касается исключительно государственных гарантий относительно вкладов физических лиц в Сберегательный банк Украины. Статья 57 Закона предусматривает, что такие вклады физических лиц гарантируются государством. Будут ли распространяться подобные гарантии на вкладчиков УГБРР, пока непонятно.

Исходя уже из одного названия, можно сказать, что цели создания данного банка аналогичны целям создания Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Разница лишь в масштабах финансирования. Кроме этого, судя по предусмотренным полномочиям КМУ, правительство просто создает банк для финансирования правительственных целей.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Госбезопасность: разделяй и защищай!

Как же быть со свободой слова?

Деловая практика

«Законное» трудоустройство инвалидов

Законодательная практика

Что нам стоит банк построить

Комментарии и аналитика

Как вручить документ за границей

Характеристика брачного договора

Неделя права

На пути к справедливой конкуренции

А показания-то разные!

Так кто же будет прокурором Киева?

Телепиратство наказуемо!

Развитие во вред экологии?

Реестр событий

Нотариусов объединяют снова

Не «проходной двор»

Админметодом на админсуды?

Тема номера

Не так страшно постановление…

Какое материальное право применять

Частная практика

Съезду адвокатов — быть!

Сформировано жюри

Юридический форум

Университету МВД — 85 лет

Право ЕС — украинским студентам

Юрисконсульт

Использование терминов Инкотермс

Униженные и оскорбленные... юрлица

Отправление по адресу = уведомление

Об установлении факта отсутствия должника

О силе вексельной оговорки «Без оборота на меня»

Інші новини

PRAVO.UA