Большая часть населения нашей планеты не представляет своего нормального существования без использования результатов передовых технологий, в частности, в сфере телекоммуникаций. Уже ни у кого не вызывает удивление телефонный разговор по мобильному телефону в общественном транспорте, использование сети Интернет по технологиям беспроводного доступа, возможность оплатить парковку с помощью мобильного телефона.
Такая позитивная тенденция привела к мобильности человечества, возможности принимать и передавать информацию на расстоянии, хранить ее на так называемых виртуальных ресурсах, получать нужную информацию из сети Интернет. Для обеспечения вышеуказанных процессов функционирует целая технологическая цепочка — от оператора телекоммуникаций к конечному пользователю. Составляющими данной цепочки являются телекоммуникационная сеть и конечное оборудование, которые потребитель телекоммуникационных услуг использует практически каждый день.
В действующем законодательстве Украины, в частности, в статье 1 Закона Украины «О телекоммуникациях» (Закон), законодателем было определено понятие конечного оборудования как оборудования, предназначенного для соединения с пунктом окончания телекоммуникационной сети с целью обеспечения доступа к телекоммуникационным услугам. Другими словами, это телефон, компьютер, факс и т.п. В этой же статье Закона дано определение понятия «телекоммуникационная сеть» как комплекса технических средств телекоммуникаций и сооружений, предназначенных для маршрутизации, коммутации, передачи и/или приема знаков, сигналов, письменного текста, изображений и звуков или сообщений какого-либо рода по радио, проводных и оптических или других электромагнитных системах между конечным оборудованием. Важно отметить, что получение потребителем телекоммуникационных услуг посредством конечного оборудования и телекоммуникационной сети обеспечивает оператор телекоммуникаций.
Оператор предоставляет потребителю телекоммуникационные услуги и тем самым является ключевым участником информационного обмена между потребителями. Принимая во внимание важную роль оператора в информационном обмене, во исполнение предписаний статьи 31 Конституции Украины, согласно которой каждому гарантируется тайна телефонных разговоров, телеграфной и другой корреспонденции, законодатель обязал оператора надлежащим образом хранить информацию о потребителе.
В частности, часть 1 статьи 34 Закона гласит, что операторы, провайдеры телекоммуникаций должны обеспечивать и нести ответственность за сохранность сведений о потребителе, полученных при заключении договора, предоставленных телекоммуникационных услугах, в том числе полученных услугах, их длительности, содержании, маршрутов передачи и т.д. Пункт 17 части 1 статьи 39 Закона также устанавливает обязанность оператора принимать меры по недопущению несанкционированного доступа к телекоммуникационным сетям и информации, которая по ним передается.
Есть также и установленная законом обязанность другой стороны информационного обмена — обязанность потребителя. В частности, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона потребитель обязан не допускать использования конечного оборудования для совершения противоправных действий или действий, противоречащих интересам национальной безопасности, обороны и охраны правопорядка. Также частью 9 статьи 27 Закона установлено, что несанкционированное вмешательство и/или использование физическими или юридическими лицами телекоммуникационных сетей влечет за собой ответственность, установленную в соответствии с законом. Пункт 3 части 1 статьи 33 Закона устанавливает обязанность потребителя не допускать действий, которые могут создавать угрозу для безопасности эксплуатации сетей телекоммуникаций, поддержания целостности и взаимодействия сетей телекоммуникаций, защиты информационной безопасности сетей телекоммуникаций, электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств, усложнять или делать невозможным предоставление услуг другим потребителям.
В дополнение ко всему положение пункта 32 Правил предоставления и получения телекоммуникационных услуг, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины № 720 от 9 августа 2005 года, устанавливает обязанность потребителя использовать конечное оборудование, на которое выдан документ о подтверждении его соответствия требованиям нормативных документов в сфере телекоммуникаций.
Таким образом, мы имеем, казалось бы, установленную действующим законодательством определенную гарантию того, что передаваемая/получаемая потребителями информация благодаря обоюдным усилиям оператора и потребителя не может быть доступна третьим лицам.
Кроме вышеперечисленных обеспечивающих норм, есть также нормы действующего законодательства, которые прямо и/или косвенно позволяют получать доступ к информации, которую отправляет/получает потребитель в телекоммуникационной сети с помощью конечного оборудования.
Так, второе предложение статьи 31 Конституции Украины предусматривает возможность на основании решения суда в случаях, предусмотренных законом, с целью предотвращения преступления или установления истины во время расследования уголовного дела получать доступ к информации, которая передается/получается пользователем с помощью конечного оборудования посредством телекоммуникационной сети оператора.
Сама же процедура и основания доступа к соответствующей информации, а точнее, снятие информации с каналов связи, предусмотрена статьей 187 Уголовно-процессуального кодекса Украины. Ее основные стадии заключаются в том, что следователь по согласованию с прокурором обращается с представлением к председателю апелляционного суда. Председатель апелляционного суда или его заместитель рассматривает представление, изучает основания снятия информации с каналов связи, при необходимости выслушивает мнение следователя и прокурора, после чего выносит постановление о снятии информации с каналов связи или отказе в этом. Принятое постановление обжалованию не подлежит.
В постановлении о снятии информации с каналов связи должно быть указано: уголовное дело, основания, по которым будет осуществляться это следственное действие, фамилия, имя и отчество лица, с каналов связи которого должна сниматься информация, точный адрес этого лица, виды этих каналов, срок, в течение которого снимается информация, название учреждения, на которое возлагается обязанность снимать информацию и сообщать об этом следователю. Постановление о снятии информации с каналов связи направляется следователем начальнику соответствующего учреждения (оператора), для которого она является обязательной. Начальник соответствующего учреждения снимает информацию с каналов связи и на протяжении суток сообщает об этом следователю.
При выполнении вышеуказанной нормы закона в большинстве случаев используется метод снятия информации непосредственно с технических средств телекоммуникационной сети оператора, без доступа к конечному оборудованию.
Кроме законных методов, существуют и мошеннические схемы получения доступа к личной информации, которая передается через телекоммуникационную сеть. Самый известный и распространенный способ такого негласного метода получения доступа к информации потребителя заключается в том, что потребитель самостоятельно скачивает из сети Интернет и устанавливает на свое конечное оборудование общедоступную программу или файл. В установочных файлах данной программы или файла может быть определенный вирус, который на время откроет доступ к конечному оборудованию и информации, которая передаться через телекоммуникационную сеть, определенным третьим лицам.
При обоих вариантах получения негласного доступа пользователь даже и не догадывается о снятии информации, которую он передает/принимает посредством телекоммуникационной сети. Используя конечное оборудование и телекоммуникационную сеть в процессе информационного обмена, каждый потребитель должен осознавать риски возможного снятия с каналов связи и использования третьими лицами его личной информации.
Практика показывает, что использование несложных методов работы с конечным оборудованием позволяет минимизировать риски информационной утечки. Например, работая с личной информацией на компьютере, необходимо отключить открытый доступ данного компьютера в сеть Интернет. Передача важной информации должна осуществляться частями с использованием по возможности нескольких компьютеров и нескольких почтовых адресов отправки. Прием получателем информации должен осуществляться в аналогичном порядке. Общее требование к переправляемой информации заключается в том, что она должна быть максимально заархивирована, с обязательным исключением открытого доступа при ее открытии.
Передовые технологии позволяют пользователям создавать самоуничтожающийся архив с информацией. Его суть заключается в самоуничтожении информации в случае первого неправильного ввода пароля при получении доступа к архиву.
Таким образом, придерживаясь вышеуказанных рекомендаций, можно хоть как-то минимизировать риски нежелательного распространения важной информации, передаваемой/получаемой с помощью конечного оборудования посредством телекоммуникационной сети. В любом случае у каждого пользователя есть возможность использовать альтернативный способ передачи информации вне телекоммуникационной сети, например, на внешнем носителе: из рук в руки; используя курьерскую службу доставки; через доверенное лицо и т.д.
СОБКОВИЧ Александр — юрист ОАО «Фарлеп-Инвест», г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…