Как обезопасить передачу информации? — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №46 (673) » Как обезопасить передачу информации?

Как обезопасить передачу информации?

Рубрика Тема номера

Большая часть населения нашей планеты не представляет своего нормального существования без использования результатов передовых технологий, в частности, в сфере телекоммуникаций. Уже ни у кого не вызывает удивление телефонный разговор по мобильному телефону в общественном транспорте, использование сети Интернет по технологиям беспроводного доступа, возможность оплатить парковку с помощью мобильного телефона.

Такая позитивная тенденция привела к мобильности человечества, возможности принимать и передавать информацию на расстоянии, хранить ее на так называемых виртуальных ресурсах, получать нужную информацию из сети Интернет. Для обеспечения вышеуказанных процессов функционирует целая технологическая цепочка — от оператора телекоммуникаций к конечному пользователю. Составляющими данной цепочки являются телекоммуникационная сеть и конечное оборудование, которые потребитель телекоммуникационных услуг использует практически каждый день.

В действующем законодательстве Украины, в частности, в статье 1 Закона Украины «О телекоммуникациях» (Закон), законодателем было определено понятие конечного оборудования как оборудования, предназначенного для соединения с пунктом окончания ­телекоммуникационной сети с целью обеспечения доступа к телекоммуникационным услугам. Другими словами, это телефон, компьютер, факс и т.п. В этой же статье Закона дано определение понятия «телекоммуникационная сеть» как комплекса технических средств телекоммуникаций и сооружений, предназначенных для маршрутизации, коммутации, передачи и/или приема знаков, сигналов, письменного текста, изображений и звуков или сообщений какого-либо рода по радио, проводных и оптических или других электромагнитных системах между конечным оборудованием. Важно отметить, что получение потребителем телекоммуникационных услуг посредством конечного оборудования и телекоммуникационной сети обеспечивает оператор телекоммуникаций.

Оператор предоставляет потребителю телекоммуникационные услуги и тем самым является ключевым участником информационного обмена между потребителями. Принимая во внимание важную роль оператора в информационном обмене, во исполнение предписаний статьи 31 Конституции Украины, согласно которой каждому гарантируется тайна телефонных разговоров, телеграфной и другой корреспонденции, законодатель обязал оператора надлежащим образом хранить информацию о потребителе.

В частности, часть 1 статьи 34 Закона гласит, что операторы, провайдеры телекоммуникаций должны обеспечивать и нести ответственность за сохранность сведений о потребителе, полученных при заключении договора, предоставленных телекоммуникационных услугах, в том числе полученных услугах, их длительности, содержании, маршрутов передачи и т.д. Пункт 17 части 1 статьи 39 Закона также устанавливает обязанность оператора принимать меры по недопущению несанкционированного доступа к телекоммуникационным сетям и информации, которая по ним передается.

Есть также и установленная законом обязанность другой стороны информационного обмена — обязанность потребителя. В частности, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона потребитель обязан не допускать использования конечного оборудования для совершения противоправных действий или действий, противоречащих интересам национальной безопасности, обороны и охраны правопорядка. Также частью 9 статьи 27 Закона установлено, что несанкционированное вмешательство и/или использование физическими или юридическими лицами телекоммуникационных сетей влечет за собой ответственность, установленную в соответствии с законом. Пункт 3 части 1 статьи 33 Закона устанавливает обязанность потребителя не допускать действий, которые ­могут создавать угрозу для ­безопасности ­эксплуатации сетей телекоммуникаций, поддержания целостности и взаимодействия сетей телекоммуникаций, защиты информационной безопасности сетей телекоммуникаций, электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств, усложнять или делать невозможным предоставление услуг другим потребителям.

В дополнение ко всему положение пункта 32 Правил предоставления и получения телекоммуникационных услуг, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины № 720 от 9 августа 2005 года, устанавливает обязанность потребителя использовать конечное оборудование, на которое выдан документ о подтверждении его соответствия требованиям нормативных документов в сфере телекоммуникаций.

Таким образом, мы имеем, казалось бы, установленную действующим законодательством определенную гарантию того, что передаваемая/получаемая потребителями информация благодаря обоюдным усилиям оператора и потребителя не может быть доступна третьим лицам.

Кроме вышеперечисленных обеспечивающих норм, есть также нормы действующего законодательства, которые прямо и/или косвенно позволяют получать доступ к информации, которую отправляет/получает потребитель в телекоммуникационной сети с помощью конечного оборудования.

Так, второе предложение статьи 31 Конституции Украины предусматривает возможность на основании решения суда в случаях, предусмотренных законом, с целью предотвращения преступления или установления истины во время расследования уголовного дела получать доступ к информации, которая передается/получается пользователем с помощью конечного оборудования посредством телекоммуникационной сети оператора.

Сама же процедура и основания доступа к соответствующей информации, а точнее, снятие информации с каналов связи, предусмотрена статьей 187 Уголовно-процессуального кодекса Украины. Ее ­основные стадии заключаются в том, что следователь по согласованию с прокурором обращается с представлением к председателю апелляционного суда. Председатель апелляционного суда или его заместитель рассматривает представление, изучает основания снятия информации с каналов связи, при необходимости выслушивает мнение следователя и прокурора, после чего выносит постановление о снятии информации с каналов связи или отказе в этом. Принятое постановление обжалованию не подлежит.

В постановлении о снятии информации с каналов связи должно быть указано: уголовное дело, основания, по которым будет осуществляться это следственное действие, фамилия, имя и отчество лица, с каналов связи которого должна сниматься информация, точный адрес этого лица, виды этих каналов, срок, в течение которого снимается информация, название учреждения, на которое возлагается обязанность снимать информацию и сообщать об этом следователю. Постановление о снятии информации с каналов связи направляется следователем начальнику соответствующего учреждения (оператора), для которого она является обязательной. Начальник соответствующего учреждения снимает информацию с каналов связи и на протяжении суток сообщает об этом следователю.

При выполнении вышеуказанной нормы закона в большинстве случаев используется метод снятия информации непосредственно с технических средств телекоммуникационной сети оператора, без доступа к конечному оборудованию.

Кроме законных методов, существуют и мошеннические схемы получения доступа к личной информации, которая передается через телекоммуникационную сеть. Самый известный и распространенный способ такого негласного метода получения доступа к информации потребителя заключается в том, что потребитель самостоятельно скачивает из сети Интернет и устанавливает на свое конечное оборудование общедоступную программу или файл. В установочных файлах данной программы или файла может быть определенный вирус, который на время откроет доступ к конечному оборудованию и информации, которая передаться через телекоммуникационную сеть, определенным третьим лицам.

При обоих вариантах получения негласного доступа пользователь даже и не догадывается о снятии информации, которую он передает/принимает посредством телекоммуникационной сети. Используя конечное оборудование и телекоммуникационную сеть в процессе информационного обмена, каждый потребитель должен осознавать риски возможного снятия с каналов связи и использования третьими лицами его личной информации.

Практика показывает, что использование несложных методов работы с конечным оборудованием позволяет минимизировать риски информационной утечки. Например, работая с личной информацией на компьютере, необходимо отключить открытый доступ данного компьютера в сеть Интернет. Передача важной информации должна осуществляться частями с использованием по возможности нескольких компьютеров и нескольких почтовых адресов отправки. Прием получателем информации должен осуществляться в аналогичном порядке. Общее требование к переправляемой информации заключается в том, что она должна быть максимально заархивирована, с обязательным исключением открытого доступа при ее открытии.

Передовые технологии позволяют пользователям создавать самоуничтожающийся архив с информацией. Его суть заключается в самоуничтожении информации в случае первого неправильного ввода пароля при получении доступа к архиву.

Таким образом, придерживаясь вышеуказанных рекомендаций, можно хоть как-то минимизировать риски нежелательного распространения важной информации, передаваемой/получаемой с помощью конечного оборудования посредством телекоммуникационной сети. В любом случае у каждого пользователя есть возможность использовать альтернативный способ передачи информации вне телекоммуникационной сети, например, на внешнем носителе: из рук в руки; используя курьерскую службу доставки; через доверенное лицо и т.д.

СОБКОВИЧ Александр — юрист ОАО «Фарлеп-Инвест», г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Актуальный документ

Документы и аналитика

О выдаче постановления суда

Акцент

Амнистия в заложниках

Государство и юристы

Компенсаторный механизм

Государство и юристы

Новости законотворчества

Электронная регистрация юридических лиц

Комплексное регулирование финансово-кредитного рынка

Защита персональных данных

Почетные звания предлагают отменить

Государство и юристы

Под куполом

Неограниченное законотворчество

Документы и аналитика

Об узком понимании промоутерства

Бремя директорства

Книжная полка

Новые способы администрирования

Неделя права

Новости из-за рубежа

Название автомобиля стало предметом судебного спора

Суд поддержал антимонопольщиков в споре по Ferrero Rocher

Неделя права

ВСУ идет в суды

Пятая палата обновит состав

Рекомендованы ВККС

Унификация банкротства

Неделя права

Новости из-за рубежа

Российские суды оправдывают каждого четвертого

Новости из зала суда

Судебная практика

Кассация ЗАО «Калинка» не удовлетворена

Отключение от электроснабжения признано неправомерным

«Укртатнафта» не будет платить 110 млн грн штрафа

Суд не отменил постановление о порядке назначения судей

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ «АНК» — юридический советник «Олимпекс Купе Интернешнл»

ЮФ «Саенко Харенко» — юридический советник по реструктуризации финансовой задолженности

МЮК «Александров и Партнеры» противодействует двойному взысканию задолженности

Образование

Идущие за профессией

Рабочий график

Адвокатура: Всеукраинское совещание

КАЛЕНДАРЬ на неделю

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Решения недели

Судебная практика

О лицензии для проведения азартных игр

Доначисление налогового обязательства

О балансе предприятия

Самое важное

Избирательная реформа

Судебная практика

Должник должнику рознь

Призрачная надежда vs. возможность?

Судебная практика

Судебные решения

О правовых основаниях предоставления телекоммуникационных услуг

О правовых основаниях для установления тарифов на телекоммуникационные услуги

Доступ к сети оператора мобильной связи путем подключения и соединения является телекоммуникационной услугой

Судебная практика

БТИ в хозпроцессе

Тема номера

Wi-Fi у нас бесплатный

Как обезопасить передачу информации?

Технологии

Психология убеждения

Частная практика

Реформу обнулили

Необъяснимая централизация

Анализ «до» и «после» работы

Высокие отношения

Юридический форум

Достойная замена кредитованию

Новые Incoterms® 2010

Інші новини

PRAVO.UA