Является ли государство в качестве клиента лакомым кусочком для юридических фирм? Что, кроме громкого имени «защитника государства», может заинтересовать юриста? Действительно ли государство в качестве клиента — не самый дисциплинированный плательщик по счетам? На эти вопросы отвечают наши респонденты.
Александр Мартыненко, старший партнер юридической фирмы CMS Cameron McKenna, советует изначально определиться с тем, кто есть ваш клиент — государство как таковое клиентом быть не может. Оно всегда действует через органы государственной власти и/или управления, которые, собственно говоря, и являются вашими клиентами. Каждый такой орган имеет свою правосубъектность, установленную Конституцией и законом (или подзаконным нормативным актом), и вы должны четко представлять ее границы, чтобы знать, какие действия орган вправе, а какие не вправе предпринимать. Определив это, отмечает г-н Мартыненко, вы будете знать: а) какие обязанности у вашего клиента есть перед вами и б) каковы были, есть и будут параметры его правомочного поведения по отношению к противоположной стороне трансакции или спора. «Без наличия таких четких ориентиров вы не сможете представлять интересы государства либо же будете делать это себе в убыток», — предостерегает Александр Мартыненко.
Сергей Шкляр, управляющий партнер адвокатского объединения Arzinger, основную особенность работы с государством и оказания юридических услуг по его заказу видит в необходимости участия в тендере на госзакупки, а это достаточно сложная, ресурсоемкая и длительная процедура.
Павел Гаврилов, старший юрист международной юридической фирмы Integrites, соглашаясь с тем, что процедура привлечения внешних юридических консультантов при всей своей открытости остается сложной и запутанной, отмечает, что принятый недавно Закон Украины «О проведении государственных закупок» лишь частично изменил ситуацию.
Какие же проекты поручает государство (госорганы) внешним консультантам? Сергей Шкляр называет следующие случаи: судебное представительство в иностранных юрисдикциях, на международном уровне, также это может быть международный арбитраж, корпоративное право, банкротство и вопросы, связанные с приватизацией.
Распространенное мнение, что государство, с точки зрения финансовой дисциплины, — клиент не самый лучший, подтверждают наши респонденты. Почему так получается, объясняет Александр Мартыненко: «Государственные органы связаны условиями бюджетной дисциплины, которым подчинены все затраты. Если вы работаете на трансакционном проекте и по знакомой схеме, вы можете более-менее определить ваши расходы наперед и заложить их в бюджет. В сложных же юридических спорах иногда трудно предугадать ваши расходы, а все время пересматривать их с вашим клиентом тоже затруднительно. Кроме того, в бюджете банально может не быть денег на оплату ваших услуг. Поэтому и получается, что работать на государство — себе в убыток».
«По понятным причинам мы не принимаем тут во внимание случаи нечестных игр с бюджетными ресурсами или же криминальных/полукриминальных схем по извлечению денег из государственного кармана, — говорит г-н Мартыненко, — в таких случаях деньги текут рекой, но это уже совсем другая история».
«Горечь от задержек с оплатой временно может быть компенсирована рекламой сотрудничества с государством», — отмечает Павел Гаврилов. А г‑н Шкляр напоминает, что юридические компании могут предоставлять государству свои услуги и консультации pro bono, то есть бесплатно.
Действительно, бывает, что само упоминание государства (его уполномоченного органа) среди своих клиентов — это дополнительный бонус в привлечении других. Да и широкий резонанс, которым могут сопровождаться дела государства-клиента, надолго оставляет в памяти название компании.
Могут ли государственные награды и прочие привилегии со стороны государства за удачный проект рассматриваться в качестве своеобразного бонуса и даже, может быть, компенсировать отсутствие должной оплаты услуг?
По мнению г-на Мартыненко, в рыночной экономике единственным мерилом ценности затрат является их окупаемость, и иных критериев окупаемости, кроме денег, еще никто не придумал. «Госнаграды, почетные грамоты, доски почета передовиков производства — это все для людей, больных тщеславием. Кто хочет, тот может за ними гоняться и на них надеяться, получая подряд у государства. Но на рынке юруслуг вы сможете продать только свои профессиональные знания, опыт и умения, и ничего более, — убежден Александр Мартыненко. — Звания «Герой Украины» и «Заслуженный юрист Украины» — на рынке это неликвид. Клиент на них «не купится», если в голове у юриста пусто. А если нет, то клиенту все равно — заслуженный вы юрист Украины или нет».
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…