Уже довольно долго в Комитете по вопросам правовой политики Верховного Совета Украины идет работа над проектом закона Украины «Об органах юстиции».
На сегодняшний день деятельность органов юстиции всех уровней регулируется подзаконными актами, и в этом отношении Министерство юстиции (а также остальные органы, входящие в данную систему) ничем не отличается, скажем, от Министерства экологии и природных ресурсов или Министерства топлива и энергетики и других отраслевых министерств. Данные ведомства и их органы, бесспорно, также являются важной частью государственного аппарата, однако целесообразность принятия законов в их отношении вызывала бы большие сомнения. Что же касается органов юстиции, то, на наш взгляд, существование отдельного закона, регулирующего их деятельность, оправдано. Уж слишком значимую роль играет Минюст и другие органы юстиции в правовой системе общества.
Основными действующими нормативно-правовыми актами, которыми сегодня руководствуются органы юстиции, являются постановление Кабинета Министров «О системе органов юстиции» от 30 апреля 1998 года № 592, а также изданные на его основании акты Министерства юстиции — Положение о главном управлении юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым, областных, Киевском и Севастопольском городских управлениях юстиции и Положение о районных, районных в городах, городскиех (городов областного значения) управлениях юстиции (утверждены приказом Минюста от 30 августа 2000 года). Само же Министерство юстиции действует на основании положения о нем, утвержденного Указом Президента от 30 декабря 1997 года (с изменениями, внесенными 31 июля 2000 года).
Что же касается проекта закона, то он определяет правовые и организационные основы деятельности органов юстиции Украины, их систему, задачи и правовой статус работников органов юстиции. Необходимость разработки проекта субъект законодательной инициативы обосновывает тем, что на современном этапе правовой статус системы органов юстиции законодательно не урегулирован.
СИСТЕМА ОРГАНОВ ЮСТИЦИИ И ИХ ЗАДАЧИ
Законопроект предусматривает наличие в системе органов юстиции следующих органов:
1) Министерство юстиции Украины;
2) правительственные органы государственного управления;
3) местные органы юстиции:
— Главное управление юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым, областные управления юстиции;
— Киевское и Севастопольское городские управления юстиции;
— районные, районные в городах управления юстиции;
— городские (городов областного значения) управления юстиции;
4) предприятия, учреждения и организации, принадлежащие к сфере управления Министерства юстиции.
Необходимо отметить, что в действующем на сегодняшний день постановлении Кабинета Министров «О системе органов юстиции» правительственные органы, предприятия, учреждения и организации в аналогичном перечне отсутствуют.
Основные задачи органов юстиции остаются прежними. К ним относится подготовка предложений касательно проведения на Украине правовой реформы, содействие развитию правовой науки; подготовка предложений по совершенствованию законодательства, его систематизация, ведение Единого классификатора отраслей законодательства Украины, разработка проектов нормативно-правовых актов и международных договоров Украины по правовым вопросам, проведение регистрации нормативно-правовых актов, ведение Единого государственного реестра нормативно-правовых актов; планирование по предложениям центральных органов исполнительной власти законопроектной работы и работы по адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза, координация нормотворческой деятельности центральных органов исполнительной власти и контроль за ее осуществлением и др.
Кроме того, на органы юстиции будут возложены такие функции, как регистрация физических лиц и ведение Единого государственного реестра физических лиц; осуществление контроля за выполнением актов Минюста касательно нормативно-методического обеспечения деятельности бюро технической инвентаризации по проведению регистрации прав собственности на недвижимое имущество; осуществление методического руководства правовой работой в министерствах и других центральных органах исполнительной власти, проверка состояния этой работы и предоставление рекомендаций касательно ее улучшения и приведения их нормативных актов в соответствие с законодательством, принятие мер к повышению квалификации работников юридических служб.
КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ ЮСТИЦИИ
Раздел ІІ проекта закона посвящен компетенции органов юстиции. Здесь выделены следующие направления их деятельности, которым посвящены отдельные статьи законопроекта:
— нормотворчество;
— государственная регистрация нормативно-правовых актов;
— обеспечение деятельности судов;
— обеспечение судебной статистики;
— организация деятельности государственной исполнительной службы;
— экспертное обеспечение правосудия;
— обеспечение выполнения решений суда;
— представительство интересов Президента, Кабинета Министров Украины в судебных органах;
— представительство интересов государства в Европейском Суде по правам человека;
— методическое руководство правовой работой в министерствах, других центральных органах исполнительной власти, на предприятиях, в учреждениях, организациях;
— обеспечение деятельности органов государственной регистрации актов гражданского состояния;
— обеспечение реализации государственной политики по вопросам гражданства и регистрации физических лиц;
— государственная регистрация объединений граждан;
— обеспечение деятельности учреждений нотариата;
— организация деятельности органов государственной регистрации прав на недвижимое имущество и залогов движимого имущества;
— обеспечение предоставления правовой помощи (регистрация адвокатских объединений, обеспечение финансирования оплаты труда адвокатов за счет средств государственного бюджета и т. д.);
— правовая информатизация;
— систематизация законодательства и информационно-правовая деятельность;
— правовое образование и координация подготовки юридических кадров на Украине;
— международно-правовое сотрудничество;
— кадровое обеспечение органов юстиции и судов.
Раздел ІІІ проекта закона регламентирует права органов и учреждений юстиции Украины — Министерства юстиции, правительственных органов, входящих в его состав, Главного управления юстиции Министерства юстиции в АР Крым, областных и других управлений юстиции. IV раздел определяет правовой статус работников органов юстиции, порядок их назначения и увольнения, материальное и социальное обеспечение и другие вопросы, а заключительный (V раздел) — финансирование органов юстиции.
В завершение необходимо отметить, что в Верховном Совете готовится очередной фундаментальный закон, который должен системно урегулировать деятельность органов юстиции.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…