Несмотря на благородные цели законодателя и их стремление разрабатывать совершенные во всех отношениях законопроекты, им это удается далеко не всегда. Как правило, почти каждый продукт законотворчества может стать предметом жестокой критики, его могут признать не только не соответствующим элементарным требованиям законодательной техники, но и усложняющим регулирование общественных отношений. Нередки случаи, когда пробелы в нормативных актах непосредственно порождают новые виды правонарушений, за которые не предусмотрена ответственность в действующем законодательстве, а также способствуют совершению преступлений. Одним из способов борьбы с таким явлением является криминологическая экспертиза нормативно-правовых актов, организационно-правовые основы проведения которой определены законопроектом «О криминологической экспертизе проектов нормативно-правовых актов», внесенным Кабинетом Министров Украины. По мнению авторов законопроекта, данная экспертиза позволит избежать ошибок, просчетов, а также положений, прямо или косвенно способствующих совершению правонарушений, в нормативных актах, поскольку сегодня деятельность по предотвращению преступлений носит фрагментарный характер и осуществляется в основном ведомственными нормативными актами. Результатом такой ситуации является разрозненность, слабая скоординированность превентивной деятельности и, в конечном счете, незначительная эффективность предотвращения преступлений.
Итак, прогнозирование влияния нормативных актов на состояние преступности является объективной необходимостью. Во исполнение указанного данным законопроектом вводится криминологическая экспертиза проектов нормативно-правовых актов. Ее основная задача — выявление и предотвращение нормативного закрепления положений, реализация которых может усиливать действие причин, способствующих совершению преступлений. Согласно законопроекту, проведение экспертизы возлагается на различные научные заведения (Академию правовых наук Украины, высшие учебные заведения и т.п.).
Под криминологической экспертизой понимается исследование специалистами-криминологами проектов законов, иных проектов нормативно-правовых актов с позиций их возможного воздействия на уровень преступности, процессы ее детерминации, а также на состояние борьбы с преступностью.
Законопроект предполагает проведение криминологической экспертизы проектов нормативно-правовых актов по заявке соответствующих субъектов. Согласно законопроекту, объектами криминологической экспертизы являются проекты законов, указов Президента Украины, постановления Кабинета Министров Украины, нормативно-правовых актов центральных органов исполнительной власти и других государственных органов. Таким образом, действующие нормативно-правовые акты не являются объектами криминологической экспертизы. Однако, по мнению «ЮП», объектами такой экспертизы могут и должны быть не только проекты, но и акты, вступившие в силу, поскольку не все из уже действующих нормативно-правовых актов идеальны с точки зрения их «влияния» на преступность.
Негативное воздействие нормативного правового акта на преступность может проявиться весьма нескоро после его принятия, например, в связи с постепенными изменениями социальной обстановки. И для того чтобы это влияние выявить, в ряде случаев требуется специальное исследование. Поэтому не следует ограничиваться в качестве объектов криминологической экспертизы лишь проектами нормативно-правовых актов. В ряде случаев интерес для криминологической экспертизы могут представлять и действующие нормативно-правовые акты.
В настоящее время все законопроекты нормативно-правовых актов проходят обязательную правовую экспертизу, проводимую Главным научно-экспертным управлением Верховного Совета Украины, а также могут быть объектом исследования научных учреждений, высших учебных заведений, Министерства юстиции Украины, Верховного Суда Украины и др. Криминологическую экспертизу фактически будут проводить те же субъекты, что играет не последнюю роль, поскольку единственным источником финансирования проведения данной экспертизы является Государственный бюджет Украины. Данный законопроект уже рассматривался на заседаниях ряда комитетов, и это положение вызвало негативную реакцию народных депутатов. Ведь данное положение означает, что авторы заключений будут получать дополнительные средства за фактически тот же объем работы. Авторы законопроекта против таких замечаний возражают и отмечают, что для проведения криминологической экспертизы проектов нормативно-правовых актов будут привлекаться в порядке, определенном КМУ, работники органов государственной власти, в том числе правоохранительных органов, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, имеющих опыт работы в проведении правоохранительной или организационно-управленческой деятельности в сфере общественных отношений, являющихся предметом правового регулирования переданного на криминологическую экспертизу проекта нормативно-правового акта. Однако сегодня профильный комитет Верховного Совета Украины может запросить заключение любого из вышеназванных органов, в том числе и имеющих опыт работы в проведении правоохранительной или организационно-управленческой деятельности в сфере отношений, являющихся предметом регулирования законопроекта.
Криминологическая экспертиза – когда назначать?
Без ответа остается вопрос о критериях назначения данной экспертизы. Следует отметить, что законопроект не предусматривает четких и исчерпывающих оснований для ее назначения.
Проведение данного вида экспертизы практикуется и в других государствах, таких как Российская Федерация, Белоруссия, Казахстан, в законодательстве которых основания ее проведения определены более четко. Так, например, согласно Положению о порядке проведения криминологической экспертизы проектов нормативных правовых актов Республики Беларусь, утвержденном Президентом Республики Беларусь, проекты нормативных правовых актов, регулирующие общественные отношения в финансово-экономической сфере, в сферах государственной службы, судебной и правоохранительной деятельности, социальной защиты, здравоохранения, образования, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, подлежат обязательной криминологической экспертизе. Данное положение определяет те приоритетные сферы законодательного регулирования, где проекты нормативно-правовых актов будут являться объектом обязательной криминологической экспертизы.
Того же нельзя сказать о законопроекте Кабинета Министров Украины, в котором указано, что криминологическая экспертиза проводится при наличии криминологической информации в сфере общественных отношений, являющейся предметом правового регулирования проекта. В связи с этим возникает вопрос об обязательности данного вида экспертизы. По мнению народных депутатов, такая экспертиза должна быть обязательной, а не факультативной, как предусматривает проект, кроме того, законопроект предусматривает неограниченный круг учреждений, которые могут проводить криминологическую экспертизу, тем самым не исключая угрозы конкуренции между ними и даже коррупции, что полностью нивелирует поставленные в законопроекте цели.
Криминологическая экспертиза не повредит самому законопроекту
Законопроект оставляет без ответа не только поднятые в статье вопросы, но и многие другие некоторые его положения нуждаются в существенной доработке, а исходя из отдельных его положений, не исключено, что он сам нуждается в криминологической экспертизе. Иными словами, стоит задуматься над отдельными аспектами регулирования назначения и проведения криминологической экспертизы проектов нормативно-правовых актов. Ведь нельзя забывать, что, согласно законопроекту, результаты данного вида экспертизы, как и любого другого, не являются обязательными, а значит, заключение криминологической экспертизы может постигнуть участь заключения Главного научно-экспертного управления Верховного Совета Украины, которое нередко во внимание не принимается и даже при негативном выводе о качестве проекта нормативного акта, наличии замечаний к отдельным его положениям, законопроект принимается и вступает в законную силу.
Остается надеяться, что законодатели учтут замечания Главного научно-экспертного управления Верховного Совета Украины, мнения членов комитетов Верховного Совета, а не только авторов данного законопроекта, опыт государств, активно воплощающих в жизнь данный способ борьбы с преступлениями.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…