Роль органов судейского самоуправления — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №3 (369) » Роль органов судейского самоуправления

Роль органов судейского самоуправления

Рубрика Тема номера

Поиск и совершенствование наиболее эффективных методов разрешения возникающих конфликтов и гражданско-правовых споров постоянно продолжается. При этом большинство стран, преимущественно с развитой экономикой, уже давно признали альтернативные методы их разрешения. Ведущее место среди них, безусловно, занимают третейские суды. В мае 2004 года и украинским парламентом был принят долгожданный Закон Украины «О третейских судах» (Закон о третейских судах), закрепивший основные принципы деятельности третейского судопроизводства на Украине. Правда, законодательно право передачи споров на рассмотрение третейским судом было закреплено еще в 1975 году Положением о третейском суде для решения хозяйственных споров между объединениями, предприятиями, организациями и учреждениями. Однако по ряду причин третейские суды практически не функционировали, и только новый Закон о третейских судах создал на Украине действительно надлежащие условия для рассмотрения споров постоянно действующими третейскими судами.

Несмотря на то что на Украине, можно сказать, отсутствует практический опыт этого вида деятельности, сразу же после принятия Закона эта тема довольно часто обсуждалась и освещалась в средствах массовой

информации. Неоднократно проводились «круглые столы», семинары и конференции. При этом главное внимание уделялось как уже существующим проблемам, так и тем, с которыми может столкнуться третейское судопроизводство в будущем, поскольку преимущества третейского разрешения споров очевидны.

Такой способ разрешения существующих противоречий может быть применен для достижения сторонами взаимовыгодного решения без вмешательства органов государственного судопроизводства. При третейском рассмотрении споров экономятся время, деньги, но, пожалуй, важнее всего то, что третейский суд может помочь сохранить нормальные отношения между сторонами, особенно если спор возникает вследствие недо­разумений, а не вследствие злонамеренного, умышленного ущемления интересов одной стороны действиями другой.

Вышеупомянутый Закон о третейских судах определил особенности создания, регистрации постоянно действующих третейских судов, подсудность споров, сам процесс третейского рассмотрения и исполнения решений. Этим Законом также предусмотрено создание органов третейского самоуправления (Раздел 8).

Этот вопрос хотелось бы рассмотреть более подробно в силу того, что именно он сегодня остается одним из приоритетных и требующим разрешения. Согласно Закону, высшим органом третейского самоуправления является Всеукраинский съезд судей, в свою очередь, избирающий Третейскую палату Украины. Представительство и защита интересов третейских судей постоянно действующих третейских судов — основные принципы деятельности органа третейского самоуправления. Третейская палата Украины является постоянно действующим органом третейского самоуправления, который представляет, защищает социальные и профессиональные права третейских судей, осуществляет методическую и аналитическую работу, анализирует практику третейских судов, а также осуществляет другие полномочия, определенные съездом. И хотя функции, возложенные на орган третейского само­управления, четко регламентированы, такого органа до сих пор фактически не существует.

Согласно Законам Украины «О третейских судах» и «О судоустройстве Украины», третейские суды не являются государственными органами правосудия, им подведомственны не все споры, а решения принимаются не от лица государства (их исполнение лишь гарантируется государством, согласно Закону Украины «Об исполнительном производстве») и являются обязательными для исполнения только сторонами спора, обратившимися в третейский суд. Иными словами, третейский суд так или иначе осуществляет правосудие. Именно это дает право утверждать, что функции органов третейского само­управления будут и должны быть идентичны функциям уже существующих органов судейского самоуправления.

Создание и гарантия надлежащих условий для обеспечения деятельности и независимости судей являются прерогативой органов судейского самоуправления, компетенция и обязанности которых изложены в Конституции Украины, Законах Украины «О судоустройстве Украины» и «О статусе судей».

В зарубежных странах судейское самоуправление и его органы имеют существенные полномочия, в том числе в сфере управления делами судебной власти. Таким образом, согласно положениям пунктов 8 и 9 Принципа «Свобода слова и ассоциаций», которые касаются независимости судебных органов, утвержденных в 1985 году Генеральной ассамблеей ООН, судьи, равно как и другие граждане, имеют наряду со свободой слова, свободу организовывать и вступать в уже существующие ассоциации судей и прочие организации с целью защиты своих интересов, усовершенствования своей профессиональной подготовки и сохранения своей судейской независимости. Аналогичные положения существуют и в других европейских документах, регулирующих статус судьи и суда в демократическом государстве. На практике различают два вида подобных ассоциаций — национальные и международные. И те и другие могут иметь общий характер, то есть объединять всех судей, являться профессиональными объединениями в их традиционном понимании, либо быть специализированными и объединять судей ради какой-то одной идеи. Иными словами, судейские объединения — это одна из основ современного гражданского общества.

Судейское самоуправление — это, прежде всего, объединение, выражающее интересы судей и решающее вопросы внутренней деятельности судов. К ним относятся вопросы организационного обеспечения судов и деятельности судей, социальная защита судей и их семей, повышение профессиональной квалификации судей, организация обмена опытом с коллегами из других стран, обеспечение информационных, культурных и других потребностей, защита и представительство интересов в органах законодательной и исполнительной власти. Этот орган является неотъемлемой составной частью независимой судебной власти и, как правило, чрезвычайно авторитетен. Сегодня органы судейского самоуправления играют значительную роль в разработке и осуществлении правосудия и тем самым устанавливают его минимальные демократические стандарты.

На Украине, как и во многих других государствах, органы судейского само­управления представлены судейскими ассоциациями. В качестве примера можно привести Всеукраинскую независимую судейскую ассоциацию, не так давно получившую статус экстраординарного члена Международной ассоциации судей.

Проанализировав все вышеизложенное, можно прийти к выводу, что необходимость создания и налаживания работы органов третейского самоуправления является первоочередной задачей для третейского судопроизводства на Украине. Нельзя согласиться с мнением, иногда излагаемым в СМИ, о нецелесообразности создания Третейской палаты Украины, которая якобы будет «диктовать» арбитрам условия работы. Во-первых, такой орган третейского самоуправления прямо предусмотрен Законом о третейских судах. Во-вторых, создание этого органа именно как юридического лица, зарегистрированного в соответствии с Законом Украины «Об объединениях граждан», целесообразно уже сейчас, что неоднократно подтверждали участники семинаров, конференций и «круглых столов», посвященных проблемам и перспективам развития третейского судопроизводства на Украине. Кроме защиты интересов третейских судей это даст возможность постоянно совершенствовать существующее законодательство в сфере третейского судопроизводства, выявлять и устранять недостатки, прогнозировать возможные проблемы и влиять на их разрешение на законодательном уровне. К сожалению, сегодня доверие к третейскому рассмотрению споров среди населения, на предприятиях, в учреждениях и организациях не достигло должного уровня. Третейская палата Украины также будет способствовать, что немаловажно, популяризации третейского рассмотрения споров.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

FALSE

Ответственность СМИ за публикуемые материалы

Государственная практика

Парламентские комитеты в действии

Деловая практика

Коммерческая концессия

Законодательная практика

Экспертизой станет больше?

Комментарии и аналитика

Договор коммерческой концессии

Неделя права

Антимонопольный комитет против монополии МВД

Порядок освобождения из-под стражи упростится

В новый год со старой тяжбой

Надежда умирает в ВСУ?

Евросуд: долги нужно возвращать

Реестр событий

Начальник УМВД против облсовета

Президент назначил нового судью КСУ

Правосудие по-печерски

Судебная практика

Накладная — не гарантия возмещения

Судебные решения

Полномочия МКАС при ТПП Украины

Тема номера

Условия эффективности рассмотрения споров третейскими судами

Оплата услуг судей

Роль органов судейского самоуправления

Третейские судьи — кто они?

Частная практика

Корпоративный стиль юрфирм

Юридический форум

Неоднозначные дочерние фирмы

Інші новини

PRAVO.UA