Парламентские комитеты в действии — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №3 (369) » Парламентские комитеты в действии

Парламентские комитеты в действии

Верховный Совет Украины рассматривает и принимает значительное количество законодательных актов. Но, прежде чем законопроект выносится на рассмот­рение и ставится на голосование, он проходит несколько предварительных этапов. Основным является рассмотрение законопроекта в комитетах парламента, о чем и пойдет речь в этой статье.

В настоящее время в парламенте действуют 24 комитета. Их деятельность регулируется Законом Украины «О комитетах Верховного Совета Украины».

Функции комитетов

Согласно Закону, комитеты выполняют восемь функций, основными из которых являются: законопроектная работа, сбор и изучение информации по вопросам, относящимся к компетенции комитетов, а также организация слушаний по этим вопросам, изучение целесообразности и эффективности действий правительства, других органов государственной исполнительной власти, их должностных лиц по вопросам, отнесенным к компетенции комитетов, предварительное обсуждение кандидатур должностных лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых парламентом.

Кроме того, комитеты осуществляют контроль за соблюдением и реализацией Конституции и законов Украины, других нормативных актов Верховного Совета Украины, участвуют в составлении, принятии и контроле за исполнением государственного бюджета в части, отнесенной к их компетенции.

В законопроектной работе комитетов можно выделить три направления:

1) разработка по поручению парламента или по собственной инициативе законопроектов;

2) предварительное рассмотрение и подготовка заключений и предложений по законопроектам, внесенным другими субъектами законодательной инициативы;

3) доработка и редактирование по поручению парламента или по собственной инициативе отдельных законопроектов по результатам рассмотрения их в первом и последующих чтениях.

Комитет, определенный профильным по конкретному законопроекту, обобщает и систематизирует предложения, поправки и заключения других комитетов и готовит их на рассмотрение Верховного Совета Украины. При этом комитеты имеют право обращаться к научным учреждениям и организациям, гражданам и их объединениям с предложением высказать свое мнение относительно этих законопроектов, а также заключать в пределах выделенных средств договоры с научными учреждениями, учебными заведениями и специалис­тами относительно разработки, доработки и экспертизы законопроекта.

По вопросам, относящимся к их компетенции, комитеты осуществляют конт­роль за исполнением Конституции и законов Украины, других нормативных актов парламента центральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, предприятиями и организациями независимо от форм собственности, а также контроль за законностью, экономностью и эффективностью расходов из государственного бюджета. При этом рекомендации комитетов подлежат обязательному рассмотрению органами государственной исполнительной влас­ти, органами местного самоуправления и объединений граждан, предприятиями, учреждениями и организациями.

Комитеты изучают практику применения и исполнения принятых законов или их отдельных положений и эффективность их действия, рассматривают при этом любые предложения, свидетельствующие о необходимости принятия новых законодательных актов или внесения изменений и дополнений в действующие законодательные акты, и в случае необходимости готовят соответствующие заключения на рассмотрение парламента.

Авторитет комитетов невысок?

При осуществлении своих функций комитеты имеют право заслушивать первого вице-премьер-министра, вице-премьер-министров, министров, руководителей органов государственной исполнительной власти и организаций, профсоюзных органов, органов местного самоуправления и объединений граждан, отдельных граждан. Руководители этих органов и организаций, другие должностные лица обязаны прибыть на заседание комитета и дать разъяснения по вопросам, рассматриваемым комитетом в порядке выполнения контрольных полномочий. За неявку на заседание комитета, предоставление недостоверной, неполной информации, отказ предоставить информацию или за умышленное ее утаивание они несут ответственность согласно законодательству.

Для рассмотрения на заседаниях комитетов вопросов, относящихся к их компетенции, могут быть приглашены представители Кабинета Министров Украины, министерств и ведомств, авторы и инициаторы внесенных законопроектов, научные работники, консультанты, эксперты, специалисты-практики и другие лица, присутствие которых на заседании является необходимым.

К сожалению, достаточно часто «приглашенные» лица, как народные депутаты, так и руководители министерств, игнорируют неоднократные и настойчивые приглашения комитетов, упорно не являясь и лишь изредка «присылая» своих заместителей. Сложно сказать, является ли причиной этому недостаточное правовое регулирование данного вопроса или «невлиятельность» самих комитетов. Такие должностные лица остаются безнаказанными. Некоторые комитеты отказываются рассматривать законопроекты без присутствия инициаторов их внесения или руководителей заинтересованных министерств и ведомств, и таким образом ряд законопроектов отклоняются или просто не рассматриваются лишь из-за нежелания отдельных руководителей выполнять предписание закона.

Комитет — модель парламента

Основной формой работы комитетов являются заседания, проводимые открыто и гласно. По решениям комитетов на их заседаниях могут проводиться слушания по вопросам, относящимся к их компетенции, с целью получения всесторонней информации по рассматриваемым проблемам, их изучения и обсуждения. По результатам обсуждения вопросов на заседаниях комитетов большинством голосов присутствующих членов комитета путем поименного голосования принимаются решения, рекомендации или заключения. Заключения принимаются относительно законопроектов и проектов других актов, внесенных на рассмотрение Верховного Совета Украины субъектами, имеющими право законодательной инициативы, а также относительно кандидатур, предлагаемых для избрания, назначения или утверждения парламентом, или назначение которых, согласно постановлениям парламента, согласовывается с комитетами.

С целью обеспечения конкретных направлений своей деятельности комитет создает из своего состава подкомитеты в составе не менее чем трех членов комитета каждый. Причем члены комитета могут входить в состав нескольких подкомитетов. А для подготовки законопроектов Верховного Совета Украины, проектов решений, рекомендаций, заключений комитетов и рассмотрения вопросов, обсуждаемых на заседаниях комитетов, могут создаваться рабочие группы, в состав которых включаются члены комитета, другие народные депутаты Украины, не являющиеся членами этого комитета, а также могут включаться сотрудники секретариата парламента, научно-исследовательских институтов и учебных заведений, специалисты-практики, авторы проектов.

Само собой, в состав комитетов входят лишь народные депутаты Украины. Но в распределении полномочий между членами комитета есть особенности. Так, первый заместитель председателя комитета, замес­титель председателя и секретарь комитета не могут быть членами одной фракции (группы) народных депутатов. А секретарь комитета не может быть членом депутатской группы (фракции), в состав которой входит председатель комитета. На практике в состав комитета входят представители различных фракций, что приводит к здоровой дискуссии при обсуждении вопросов и принятию объективных решений. Рассмотрение законопроекта в комитете — по сути, «репетиция» его рассмотрения в парламенте. Хотя далеко не все решения комитетов совпадают с последующими решениями Верховного Совета Украины. И это неудивительно, так как иногда даже разные комитеты не могут прийти к единому решению по одному законопроекту.

Стабильная работа комитетов — стабильная работа парламента

О статусе комитетов говорит и то, что им предоставлено право давать разъяснения относительно применения положений действующих законов Украины, правда, в пределах своей компетенции. При этом такие разъяснения не имеют статуса официального толкования и не могут изменять установленные действующими законами нормы.

Бесспорно, без деятельности комитетов парламент не справился бы с потоком проектов законодательных актов. Существование комитетов позволяет направить в нужное русло активность народных депутатов, распределить поток законопроектов по направлениям и распределить их между комитетами. В свою очередь это позволяет депутатам более глубоко ознакомиться с законопроектами и принять относительно них взвешенное решение, выраженное в заключениях комитетов, безусловно, учитываемых Верховным Советом Украины при принятии решений по этим актам.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

FALSE

Ответственность СМИ за публикуемые материалы

Государственная практика

Парламентские комитеты в действии

Деловая практика

Коммерческая концессия

Законодательная практика

Экспертизой станет больше?

Комментарии и аналитика

Договор коммерческой концессии

Неделя права

Антимонопольный комитет против монополии МВД

Порядок освобождения из-под стражи упростится

В новый год со старой тяжбой

Надежда умирает в ВСУ?

Евросуд: долги нужно возвращать

Реестр событий

Начальник УМВД против облсовета

Президент назначил нового судью КСУ

Правосудие по-печерски

Судебная практика

Накладная — не гарантия возмещения

Судебные решения

Полномочия МКАС при ТПП Украины

Тема номера

Условия эффективности рассмотрения споров третейскими судами

Оплата услуг судей

Роль органов судейского самоуправления

Третейские судьи — кто они?

Частная практика

Корпоративный стиль юрфирм

Юридический форум

Неоднозначные дочерние фирмы

Інші новини

PRAVO.UA