Договор франчайзинга (коммерческой концессии) довольно популярен в мире как один из наиболее эффективных способов развития бизнеса. Франчайзер (правообладатель) получает возможность стабильного дохода и продвижения себя и своего торгового знака при небольших затратах финансов, усилий и времени со своей стороны и минимальных рисках. Франчайзи (пользователь) получает за плату право использовать на законных основаниях раскрученную торговую марку, разработанные и испробованные технологии ведения бизнеса.
На Украине франчайзинг развивается довольно интенсивно, уже функционируют около 100 франчайзинговых сетей. Законодательно данные отношения урегулированы недавно — с принятием Гражданского и Хозяйственного кодексов Украины (ГК и ХК). Следует отметить, что законодатель в главах 33 ГК и 36 ХК уже традиционно лишь в общих чертах регулирует только отношения, возникающие при заключении договора. За рамками кодексов остались не менее важные преддоговорные и последоговорные отношения сторон. Некоторые проблемные моменты в отношениях сторон и будут рассмотрены в данной статье.
Обмен информацией
Основное при проведении переговоров о возможности заключения договора франчайзинга — обмен информацией между потенциальными сторонами. Чем больше будущие партнеры будут знать друг о друге, тем вернее окажется решение о целесообразности заключения договора.
Модельный закон UNIDROIT о раскрытии информации о франшизе содержит положения, в соответствии с которыми минимум за 14 дней до подписания договора франчайзер должен предоставить информацию о себе, данные об опыте и сроке эксплуатации франшизы, о судебных процессах, включая процессы по банкротству и уголовные дела в отношении должностных лиц франчайзера, о существующих франчайзи и о тех, кто расторгнул франчайзинговые договоры, с указанием причин расторжения, о финансовой стороне договора, условия прекращения и продления договора, уступки прав и обязанностей по договору. Франчайзер должен правомерно владеть объектами, поэтому предоставляются данные об интеллектуальной собственности, право пользования которой передается по лицензии с указанием режима лицензии, а также размера территории, где действует лицензия.
Во многих странах, таких как США, Франция, Испания, регулированию преддоговорных отношений посвящены отдельные законы либо положения законов о франчайзинге. Эти документы предусматривают виды информации и сроки, в которые она должна быть предоставлена претенденту. Такие положения должны быть и в украинском законодательстве.
Обмен информацией — наиболее рискованный момент в отношениях между контрагентами, ведь нет гарантий того, что информация, которая разглашается для заключения договора, не будет использована и в других целях.
Впоследствии в пункте договора о неразглашении информации, полученной в соответствии с договором, следует упомянуть также и об информации, полученной сторонами на преддоговорной стадии. В случае если договор не будет заключен, вопрос о защите полученной информации остается открытым.
Условия договора
Предметом договора коммерческой концессии является право на использование охраноспособных и неохраноспособных объектов гражданского права, а именно: объектов права интеллектуальной собственности (торговых марок, промышленных образцов, изобретений, коммерческой тайны и т.д.), коммерческого опыта и деловой репутации.
Передача деловой репутации буквально невозможна, ведь это неотчуждаемое благо. Однако использование репутации происходит в силу того, что вследствие использования средств индивидуализации правообладателя потребитель начинает ассоциировать его деятельность с правообладателем. Поэтому договор должен предусматривать обязанность пользователя информировать покупателей, заказчиков наиболее очевидным способом об использовании им торговой марки и других обозначений правообладателя.
Договор коммерческой концессии является еще и одним из немногих способов правового оформления передачи коммерческого опыта, в том числе и ноу-хау, что представляет собой пакет документов, содержащих информацию о производственных секретах и стандартах. В рамках договора правообладатель обязан: предоставить пользователю бизнес-план, пособия, раскрывающие технологии ведения бизнеса, проводить тренинги для персонала франчайзи, постоянно консультировать пользователя по вопросам проведения рекламной компании и организации деятельности.
Срок действия договора
Согласно ГК, договор коммерческой концессии может быть заключен на определенный срок либо бессрочно. Как правило, договор заключают сроком на 5 лет с возможностью продления при наличии взаимного согласия сторон. В целом отношения продолжаются до тех пор, пока это обоюдовыгодно и франчайзи соблюдает условия договора.
Контроль и конкуренция
Элементы контроля правообладателя над пользователем присущи любому договору коммерческой концессии. Франчайзер может регулировать степень жесткости контроля над деятельностью франчайзи. В целом франчайзи решает самостоятельно лишь собственные административные, финансовые вопросы.
Во избежание ситуации, когда пользователь получит возможность вести деятельность, не контролируемую правообладателем, в договоре необходимо указать вид предпринимательской деятельности пользователя и привести исчерпывающий перечень способов использования прав, передающихся по договору.
Залог успеха работы сети предприятий — сведение к минимуму возможности конкуренции между франчайзером и франчайзи. Многие франчайзеры предпочитают включать условия о несоставлении конкуренции как по временным, так и по географическим критериям.
В соответствии с частью 2 статьи 1116 ГК не обязательно упоминание о территории, на которой пользователь будет осуществлять свою деятельность. Однако определить ее в договоре все же необходимо. В противном случае пользователь получит право самостоятельно выбирать место размещения точек для ведения бизнеса, что может нарушить планы франчайзера, в частности, составить конкуренцию ему или другим франчайзи.
Часто правообладатель предпочитает отдельной строкой предусмотреть обязанность получателя франшизы не допускать конкуренции с правообладателем на территории, на которую распространяется договор коммерческой концессии относительно предпринимательской деятельности, которая осуществляется пользователем с использованием принадлежащих правообладателю прав. Также в договорах встречается отказ пользователя от получения по договору коммерческой концессии аналогичных прав у возможных конкурентов правообладателя, а также запрет использовать в своей деятельности информацию, предоставленную правообладателем, в случае прекращения действия договора. Запрещение пользователю по истечении срока действия договора заниматься определенным видом деятельности, где могут быть использованы полученные знания, является ограничением дееспособности пользователя.
Отдельное внимание стоит обратить на часть 3 статьи 1122 ГК. Буквально ее содержание таково: «Условие договора, в соответствии с которым пользователь имеет право продавать товары (выполнять работы, предоставлять услуги) исключительно определенной категории покупателей (заказчиков) или исключительно покупателям (заказчикам), имеютщим местонахождение (место проживания) на территории, определенной в договоре». Смысловой нагрузки данное положение явно не несет. Вероятно, в данном случае имеет место уже привычная для данного документа техническая ошибка. Если принять во внимание часть 2 статьи 1122 ГК, то часть 3 должна заканчиваться словами «…является ничтожным». Ведь, по сути, ограничение права на выбор потребителей является нарушением принципов экономической конкуренции.
Коммерческая субконцессия
Как следует из статьи 1119 ГК, лишь в случаях, прямо предусмотренных в договоре, пользователь может заключить договор коммерческой субконцессии, в соответствии с которым он предоставляет другому лицу (субпользователю) право пользования предоставленным ему правообладателем комплексом прав или их частью на условиях, согласованных с правообладателем или обусловленных в договоре коммерческой концессии.
Как правило, услуга субфранчайзинга допускается лишь в том случае, когда по истечении определенного периода времени оценка работы франчайзи достигает высокой отметки по качеству оказываемых услуг и его потенциала хватит на дополнительные нагрузки по распространению франшизы. Из этого следует, что нецелесообразно включать разрешение на субконцессию в первоначальный договор. После того как франчайзер последовательно изучил работу франчайзи и пришел к выводу о возможности предоставления права пользователю, всегда можно внести соответствующие поправки в договор.
Лицензионный договор и договор франчайзинга
Интересен вопрос о необходимости заключения лицензионных договоров о передаче прав на объекты интеллектуальной собственности помимо договора франчайзинга. Абзац второй части 1 статьи 370 ХК предусматривает обязанность правообладателя выдать лицензию пользователю на использование объектов интеллектуальной собственности, а также провести ее оформление в предусмотренном порядке. Такие положения часто содержат и договоры коммерческой концессии.
Целесообразность таких действий трудно объяснить. Если буквально следовать предписаниям ХК, придется заключать два вида договоров — лицензионный и коммерческой концессии, положения которых по сути дублируют друг друга. Теряется сам смысл заключения договора франчайзинга: максимально просто в одном документе передать комплекс прав на различные объекты, в том числе и интеллектуальной собственности, другому лицу.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…