Я в Комитет пожалуюсь… — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №41 (459) » Я в Комитет пожалуюсь…

Я в Комитет пожалуюсь…

С 20 сентября с.г. вступили в силу изменения, внесенные распоряжением Антимонопольного комитета Украины «Об утверждении Изменений в Правила рассмотрения дел о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции» от 17 августа с.г. № 332-р. Естественно, не обошлось без ряда изменений, которые не несут особого правового смысла. Например, дела о недобросовестной конкуренции так и остались в подведомственности либо административной коллегии территориального отделения Комитета, либо государственного уполномоченного Комитета — в зависимос­ти от масштабов последствий недобросовестной конкуренции (в пределах рынка одного региона или нескольких регионов, а равно — на общегосударственном рынке). Однако указанная категория дел вынесена в отдельный абзац соответствующих пунк­тов. Объяснить это можно только заботой об удобстве составления и рассмотрения заявлений.

Без изменений остались многие аспекты процесса рассмотрения дел, такие как: доказательства; лица, участвующие в деле, их права и обязанности; проверка, пересмотр, обжалование решений по делам и исчисление сроков.

Как вы заявление подадите, так оно и…

Основные изменения затронули порядок подачи заявления, необходимые реквизиты в нем, а также порядок его рассмотрения.

В частности, предусматривается, что делать с заявлениями, поданными не по «адресу». Заявление, предоставленное с нарушением правил подведомственности, возвращается заявителю или передается в надлежащее территориальное отделение Комитета либо в Комитет на протяжении 10 дней со дня его получения. При этом начало срока рассмотрения заявления начинается со дня его получения надлежащим органом.

Изменения очерчивают круг лиц, которые могут подавать заявление в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 36 или частью 1 статьи 28 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции». Ими могут быть субъекты хозяйствования — конкуренты, поставщики или покупатели ответчика и прочие физические и юридические лица, которые могут подтвердить, что действия или бездеятельность ответчика, определенные указанными законами как нарушение законодательства о защите экономической конкуренции, могут непосредственно и отрицательно повлиять на их права.

Интересна норма, касающаяся лиц, которые не названы в вышеуказанном положении. Хотя поданные ими заявления Комитетом не рассматриваются, это не является препятствием для проведения в случае необходимости по собственной инициативе органов Комитета расследования относительно фактов, изложенных в таком заявлении.

Итак, заявление подается в письменной форме и должно содержать, как и ранее: наименование органа, в который подается заявление; наименование (для юридических лиц) или имя (фамилию, имя собственное и отчество для физических лиц) сторон (заявителя и ответчика), их местонахождение (для юридических лиц) или местожительство (для физических лиц), другие реквизиты сторон, в частности почтовый адрес, а также, если таковые есть, номера средств связи (телефон, факс и т.п.); содержание требований; изложение обстоятельств, которыми заявитель обосновывает свои требования; обоснование того, каким образом права заявителя нарушаются вследствие действий или бездеятельности ответчика; перечень документов и других материалов, прилагаемых к заявлению.

Есть и новые требования к заявлению, а именно — в нем должны приводиться: адрес электронной почты сторон и контактного лица (конечно же, если он есть); имя контактного лица (для юридических лиц), номер средств связи (телефон, факс и т.п.); ожидаемые заявителем от органов Комитета решения; информация относительно обращения в любой другой орган государственной власти, в частности в суд, по вопросам, затрагиваемым в заявлении.

Кроме этого, новшеством является то, что в случае подачи заявления о нарушении, доказательство которого требует исследования рынка, заявитель — (только) субъект хозяйствования в заявлении излагает соображения относительно товарных и территориальных (географических) границ соответствующего рынка, положения субъектов хозяйствования на этом рынке. Заявитель предоставляет также известную ему информацию о лицах, связанных с ответчиком (ответчиками) отношениями контроля в соответствии со статьей 1 Закона. Помимо обязательных реквизитов, в заявлении могут быть указаны и другие сведения, если они могут иметь значение для рассмотрения заявления. Таковыми могут быть: имя (наименование) и другие известные заявителю реквизиты лиц, способных подтвердить обстоятельства, по поводу которых подается заявление, или предоставить дополнительную информацию, имеющую значение для рассмотрения заявления.

Естественно, что заявление подписывается полномочным должностным лицом заявителя — юридического лица или его представителем, заявителем — физическим лицом или его представителем. К заявлению прилагаются также имеющиеся у заявителя документы и прочие материалы, подтверждающие изложенные в заявлении обстоятельства.

Я не трус, но я боюсь

По собственной инициативе органы Комитета могут начать рассмотрение дела, если заявитель одновременно с заявлением подает мотивированное ходатайство с подобной просьбой из-за возможности наступления отрицательных для заявителя последствий, связанных с подачей заявления.

Если к заявлению прилагаются документы, содержащие конфиденциальную или тайную информацию, то они подаются в запечатанном конверте, а на каждой странице документов проставляется надпись «информация с ограниченным доступом». При этом необходимо указать категорию информации с ограниченным доступом (конфиденциальная или тайная) и ее характер (коммерческая, банковская, государственная тайна), а также привести причины, по которым эта информация считается заявителем информацией с ограниченным доступом, в частности, почему эту информацию не нужно разглашать. Но режим информации с ограниченным доступом не может устанавливаться (сохраняться), если обеспечение конфиденциальности информации о заявителе препятствует доказыванию нарушения.

Устанавливаем сроки

Если ранее рассмотрение заявления могло быть остановлено по инициативе лица, участвующего в деле, то изменения внесли коррективы в данную ситуацию — отныне необходима инициатива лица, подавшего заявление. Об остановке рассмотрения заявления и его возобновлении принимается распоряжение. А уведомление в этом случае направляется заявителю на протяжении 3х рабочих дней со дня принятия соответствующего распоряжения (ранее сроки подобного уведомления не указывались).

В течение 3х рабочих дней от дня принятия распоряжения о начале рассмотрения дела об этом уведомляются стороны. Ранее почему-то главным считалось уведомить ответчика, а о заявителе в Правилах не упоминалось. Если же ответчик определен после начала рассмотрения дела, органы Комитета принимают распоряжение о привлечении его к участию в деле как ответчика, которое на протяжении 3х рабочих дней от дня его принятия вместе с распоряжением о начале рассмотрения дела направляется ответчику.

В том случае, если нет возможнос­ти вручить копию представления с предварительными выводами лицам, принимающим участие в деле, государственный уполномоченный, председатель территориального отделения Комитета не позднее чем за 5 дней до дня рассмотрения дела обеспечивают размещение на официальном веб-сайте Комитета информации относительно предварительных выводов по делу с указанием даты, времени и места рассмотрения дела.

Деятельность Комитета

Что же касается решений, принимаемых по делу, то Правила обязывают в решении указывать его мотивы, установленные органом Комитета обстоятельства дела со ссылкой на соответствующие доказательства, а также положения законодательства, которыми орган Комитета руководствовался, принимая решение. Изменениям подверг­лась и резолютивная часть решения: кроме соответствующих выводов и обязательств, предусмотренных статьей 48 Закона, она может содержать указание на действия, которые ответчик должен выполнить или от которых должен воздержаться для прекращения нарушения и устранения его последствий, а также срок исполнения решения.

Изменения коснулись и перечня органов Комитета, которые до принятия решения по сути могут проводить слушания по делу. Кроме установленных ранее органов Комитета, которые рассматривают дело о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции, теперь проводить слушания могут и органы Комитета, проверяющие, пересматривающие решения по делу.

По-видимому, внесение изменений в Правила рассмотрения дел о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции (Правила) связано с широкой практикой Антимонопольного комитета Украины по рассмотрению подобных дел и направлено на ликвидацию некоторых неточностей и недосказанностей, наличие которых в таком процессуальном нормативном акте просто недопустимо.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Пошаговая стратегия «холдингования»

Деловая практика

Я в Комитет пожалуюсь…

Законодательная практика

Продайте товар по e-mail

Зарубежная практика

Освобождение от ответственности

А сейчас — рекламная пауза

Историческая практика

Пешка в большой политической игре

История масштабной фальсификации

Комментарии и аналитика

Несостоятельность взыскания

Исполняем понуждение к заключению

Увольнение директора общества

Неделя права

Министра не трогать!

Разносторонние интересы АМКУ

Выборы в Союзе юристов Киева

Белое на соки не надевать!

ГИС Киева переехала в новое здание

Реестр событий

«Возглавляющее» заседание

Мы строили, строили и наконец...?

Кому быть членом ВСЮ?

Зампреда ГСА хотят уволить!

Судебная практика

Подведем итоги и рассчитаемся

Судебные решения

О суммах, не включаемых в совокупный налогооблагаемый доход

О путях решения различных неточностей, допущенных в процессе исполнительного производства

О суммах, которые можно включить в состав валовых расходов

Тема номера

Роялти — каламбур законодательства

Незапланированные «неприятности»

Частная практика

Партнеры и их соглашение

Юридический форум

Задача для Конституционного Суда

Інші новини

PRAVO.UA