Ужесточение уголовной политики кажется естественной реакцией на рост преступности, но не всегда позволяет достичь цели. Преобладающей тенденцией является не ужесточение, а смягчение уголовной политики.
Как показывает международная практика, более эффективной является стратегия интенсивного развития органов уголовной юстиции, предполагающая укрепление правоохранительных и судебных органов, повышение профессионализма их сотрудников, улучшение технической оснащенности этих и вспомогательных служб. Также используются и другие методы, в частности, процедура упрощенного судопроизводства в отношении малоопасных и очевидных правонарушений (уголовных проступков). Например, в Германии количество обвинительных приговоров, где мера наказания определена в виде лишения свободы, обратно пропорционально количеству регистрируемых преступлений — от 37 % в 1950 году до 6 % в 1990-м. Причем большинство осужденных приговариваются к срокам менее одного года.
В Швеции к уголовной ответственности привлекается менее 50 % правонарушителей, совершивших незначительные преступления. В большинстве случаев дело ограничивается сообщением в полицию и регистрацией правонарушений.
Схожая ситуация сложилась и в Японии. До стадии вынесения судебного приговора доходит весьма ограниченное количество возбужденных уголовных дел. Большинство правонарушителей передается под поручительство негосударственных и квазигосударственных структур.
В США первоначальное решение о возбуждении уголовного преследования принимается полицией. Основная функция Службы государственного обвинения заключается в проверке дел, направленных ей полицией, на предмет поддержания обвинений перед судом. Этот процесс затрагивает два аспекта поступивших в суд дел: достаточность улик и наличие «общественного интереса». На практике все чаще происходит подмена принципа законности принципом целесообразности.
Уголовно-процессуальное законодательство Германии закрепляет предварительное расследование за прокуратурой при содействии полиции. По результатам дознания принимается одно из двух решений: возбудить публичное обвинение или прекратить дело. Причем около 60 % уголовных дел прекращается. Основанием для прекращения могут быть процессуальные (истечение срока давности), материальные (деяние не является уголовно наказуемым), фактические (подозрение не нашло подтверждения в материалах дела) основания. Прекращение уголовного дела постановлением прокурора не означает реабилитацию обвиняемого. По существу, это лицо и далее остается под подозрением, так как прокурор в любое время может возобновить производство по делу.
Широкими полномочиями при разрешении вопроса о судебном преследовании наделен прокурор в королевстве Нидерланды. Прокурор решает вопрос о судебном преследовании, когда оно представляется необходимым по результатам предварительного расследования с учетом публичного интереса. При этом в качестве оснований для прекращения уголовного преследования закон называет следующие факты: судебное преследование является несоразмерным, несправедливым и неэффективным с учетом правонарушения либо личности правонарушителя, другие виды наказания являются более адекватными, судебное преследование противоречит интересам государства. Суд не контролирует содержание обвинительного заключения, и прокурор вправе при доказанном тяжком преступлении предъявить обвинение по менее тяжкому преступлению.
Во Франции рассмотрение вопроса о целесообразности направления уголовного дела для судебного разбирательства или освобождения лица, совершившего преступление, от уголовной ответственности является компетенцией прокуратуры. Судья-следователь может проводить следствие только на основании требования прокурора, за которым закреплено монопольное право — возбудить уголовное преследование или прекратить производство по делу. После проведения расследования судья передает дело прокурору, который и решает его дальнейшую судьбу. В случае если прокурор решит возбудить уголовное дело, он заявляет уголовный иск. Право подачи такого иска имеет также потерпевшая сторона, но на практике это редко используется, поскольку довольно велики судебные издержки — например, потерпевший компенсирует судебные издержки, если вина обвиняемого не доказана. Прокуратура такие расходы не несет.
Таким образом, прослеживается тенденция гуманизации уголовной ответственности. Все большее распространение получают так называемые примирительная юстиция, компенсационная юстиция, юстиция причастных и третейские суды.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…