Пешка в большой политической игре — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №41 (459) » Пешка в большой политической игре

Пешка в большой политической игре

Большинство громких политических убийств начала ХХ века связаны с деятельностью Партии социалистов-революционеров (эсеры). Так, в 1902 году были совершены успешные покушения на министра народного просвещения Боголепова и министра внутренних дел Сипягина. В опустевшее министерское кресло последнего сел Вячеслав Плеве, исповедовавший крайне правые убеждения. За причастность к еврейским погромам в Кишиневе в 1903 году Цент­ральный Комитет партии эсеров приговорил Плеве к смерти. Организацией теракта занялся небезызвестный Евно Азеф — руководитель «Боевой организации» и, по совместительству, тайный агент охранки.

Разведав обстановку, эсеры приступили к делу, но первые попытки оказались неудачными. Ни 18, ни 25 марта 1904 года переодетые разносчиками террористы с бомбами в лотках не сумели пустить их в ход. 8 июня они пытались взорвать Плеве у Варшавского канала. Не вышло. Казалось бы, после двух подобных покушений полиция должна обеспечить безопасность своего шефа, но нет. Неделю спустя Егор Созонов приводит приговор эсеровского ЦК в исполнение.

Но ни Азеф, ни его непосредственные руководители из охранки (фактически санкционировавшие убийство министра) не были привлечены к ответственности. Козлом отпущения назначен непосредственный исполнитель Егор Созонов — ранее уже осужденный за революционную деятельность, он был сослан, бежал за границу, где вернулся к прежней деятельности.

Дело слушалось 30 ноября 1904 года в особом присутствии Санкт-Петербургской судебной палаты, при закрытых дверях. Председательствовал в суде старший председатель Санкт-Петербургской судебной палаты Владимир Максимович, обвинение поддерживал товарищ прокурора Судебной палаты Иван Кукуранов. Защищал Созонова известный адвокат Николай Карабчевский.

Обвинение предъявлялось в следующем виде.

Сын купца Егор Сергеев Созонов, 25ти лет, мещанин местечка Кнышина, Белостокского уезда, Гродненской губернии, обвинялся в том, что в 1904 году принял участие в тайном сообществе, присвоившем себе наименование «Боевая организация партии социалистов-революционеров» и поставившем себе целью насильственное посягательство на установленный в России образ правления и ниспровержение существующего в империи общественного строя, а также совершение убийств должностных лиц посредством разрывных снарядов, причем сообщество это, заведомо для Созонова, имело в своем распоряжении средства для взрыва. А также в том, что 15 июля 1904 года в городе Санкт-Петербурге, в виду осуществления указанных выше целей названного сообщества, с заранее обдуманным намерением и в соучастии с другими лицами, лишил жизни министра внутренних дел статс-секретаря Плеве, бросив в последнего метательный снаряд, наполненный динамитом, от взрыва которого статс-секретарь Плеве получил смертельные ранения и, кроме того, подвергались опасности несколько лиц.

Описанные преступления предусмот­рены частями 1 и 2 статей 102 и 100 Уголовного уложения, высочайше утвержденного 22 марта 1903 года, и частями 1, 2, 13 статьи 1453, пунктом 9 статьи 1458 Уложения о наказаниях.

Карабчевский обратил внимание суда на то, что подобная квалификация не может быть применена, поскольку статьями 100 Уголовного уложения 1903 года и 1458 Уложения о наказаниях криминализуются одинаковые составы преступления, но предусмотрены разные санкции (смертная казнь и каторжные работы соответственно). Двойная ответственность за одно и то же деяние является недопустимой. Поэтому суд квалифицировал деяние Созонова только по статье 1458 Уложения о наказаниях.

Приговором Особого присутствия Санкт-Петербургской судебной палаты Созонов признан виновным в принадлежности к тайному сообществу и в убийстве и приговорен, по лишении всех прав состояния, к каторжным работам без срока. От подачи кассационной жалобы, равно как и просьбы о помиловании, Созонов категорически отказался.

В 1910 году Созонов вместе с пятью товарищами покончили с собой в Горном Зерентуе, протестуя против телесных наказаний политических каторжан. Сам он сделал это исключительно из принципа, поскольку лично ему телесные наказания не грозили. Коллективное самоубийство шести политзаключенных Зерентуйской каторжной тюрьмы 27 ноября 1910 года вызвало широкий общественный резонанс, вопрос обсуждался в Думе. В конце концов, избиения политзаключенных были прекращены.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Пошаговая стратегия «холдингования»

Деловая практика

Я в Комитет пожалуюсь…

Законодательная практика

Продайте товар по e-mail

Зарубежная практика

Освобождение от ответственности

А сейчас — рекламная пауза

Историческая практика

Пешка в большой политической игре

История масштабной фальсификации

Комментарии и аналитика

Несостоятельность взыскания

Исполняем понуждение к заключению

Увольнение директора общества

Неделя права

Министра не трогать!

Разносторонние интересы АМКУ

Выборы в Союзе юристов Киева

Белое на соки не надевать!

ГИС Киева переехала в новое здание

Реестр событий

«Возглавляющее» заседание

Мы строили, строили и наконец...?

Кому быть членом ВСЮ?

Зампреда ГСА хотят уволить!

Судебная практика

Подведем итоги и рассчитаемся

Судебные решения

О суммах, не включаемых в совокупный налогооблагаемый доход

О путях решения различных неточностей, допущенных в процессе исполнительного производства

О суммах, которые можно включить в состав валовых расходов

Тема номера

Роялти — каламбур законодательства

Незапланированные «неприятности»

Частная практика

Партнеры и их соглашение

Юридический форум

Задача для Конституционного Суда

Інші новини

PRAVO.UA