Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Главная » Выпуск №46 (412) » Изменить, дабы охранить

Изменить, дабы охранить

О предлагаемых изменениях законодательства в сфере интеллектуальной собственности

Недавно в Верховном Совете Украины были зарегистрированы два законопроекта — № 8281 «О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях (относительно защиты прав интеллектуальной собственности)» и № 8289 «О внесении изменений в Закон Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг». Их авторами являются народные депутаты Олег Царев и Сергей Ларин.

Зачем это нужно?

Отношения интеллектуальной собственности на Украине постепенно развиваются. Чтобы их правовое регулирование отвечало требованиям сегодняшнего их состояния, законодательство должно постоянно стремиться к совершенствованию. А пока пробелы в законодательстве, существующие в настоящее время, позволяют нарушителям не волноваться о последствиях своих и противоправных действий.

У некоторых производителей вошло уже в неприятную привычку называть выпускаемые товары именами известных исторических лиц в попытках таким образом поднять их популярность у потребителей. Но такими действиями производители нередко оскорбляют чувство национального достоинства граждан-потребителей. А существующий Закон Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» не препятствует появлению на рынке таких знаков.

Несовершенной является и санкция нормы об ответственности за нарушение прав на объекты интеллектуальной собственности. Кого испугаешь штрафом в 10 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (НМДГ)?

Административная ответственность

Законопроектом № 8281 предлагается ужесточить административную ответственность за нарушение прав на объекты интеллектуальной собственности, а также расширить перечень охраняемых объектов. Как указывают авторы законопроекта в пояснительной записке, действующее законодательство об интеллектуальной собственности, в частности Гражданский и Хозяйственный кодексы Украины, Уголовный кодекс Украины, Кодекс Украины об административных правонарушениях и Таможенный кодекс Украины, не создало целостной и эффективной системы охраны и защиты права интеллектуальной собственности. Надо полагать, авторы уверены в том, что с принятием законопроекта № 8281 такая система будет создана. Изменения, обусловленные законопроектом, касаются статьи 512 Кодекса Украины об административных правонарушениях (КУоАП). Объектами права интеллектуальной собственности, кроме уже указанных в действующей редакции статьи (литературное или художественное произведение, фонограмма, передача организации вещания, компьютерная программа, база данных, научное открытие, изобретение, полезная модель, промышленный образец, знак для товаров и услуг, топография интегральной микросхемы, рационализаторское предложение, сорт растений), авторы законопроекта предлагают защитить видеограмму, коммерческое наименование, географическое указание, коммерческую тайну и породу животных. Относительно таких объектов, как литературное или художественное произведение, уточнен способ нарушения прав на них — путем их публичного исполнения. Знак для товаров и услуг получил в этом акте синоним — термин «торговая марка». За нарушение прав на объекты интеллектуальной собственности законопроект предусматривает штраф в размере от 200 до 500 НМДГ (в действующем законе — от 10 до 200 НМДГ) с конфискацией незаконно изготовленной продукции, а также оборудования и материалов, предназначенных для ее изготовления. Насколько это поможет защитить права собственников прав на объекты интеллектуальной собственности — покажет практика (если, конечно, этот законопроект будет принят Верховным Советом Украины). Пока же такое ужесточение представляется не особо существенным — для недобросовестных предпринимателей страшнее не штраф, а изъятие оборудования и материалов, используемых в целях правонарушения. Увеличение верхней границы санкции только почти вдвое, а не на несколько порядков, вряд ли эффективно пресечет нарушение прав интеллектуальной собственности, так как нарушитель может получать миллионные прибыли от незаконного использования объекта интеллектуальной собственности, и заплатить несколько тысяч гривен для него — недостаточное наказание.

Знаки для товаров и услуг

Нормы законопроекта № 8289 «О вне­сении изменений в Закон Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» (Закон) направлены на обеспечение и введение в действие правовых процедур по усовершенствованию действующего законодательства в сфере интеллектуальной собственности. Необходимость этих изменений обусловлена несовершенством правовых норм, направленных обеспечить правовую охрану знаков для товаров и услуг.

Предлагается статью 1 Закона дополнить определением хозяйственной правосубъектности физического лица. Это субъект предпринимательской деятельности — предприниматель.

Одним из условий предоставления правовой охраны в действующей редакции закона является то, что объем предоставляемой правовой охраны определяется изображением знака и перечнем товаров и услуг, внесенных в Государственный реестр свидетельств Украины на знаки для товаров и услуг, заявляется свидетельством с приведенными в нем копией внесенного в реестр изображения знака и перечнем товаров и услуг. Законопроект предусматривает, что, если знак невозможно изобразить, его особенности подлежат описанию в установленном компетентным органом порядке.

Также дополнен перечень оснований для отказа в предоставлении правовой охраны. Не будут регистрироваться как знаки обозначения фамилии, имена или изображения исторических лиц, которые могут вызвать у потребителя ассоциации, унижающие честь и достоинство изображенного лица. Не понятно, правда, насчет имен — будут ли регистрироваться торговые марки в виде знака с любым именем. Ведь исторических деятелей много, а имен — не очень. Пойди докажи, что на самом деле производители имели в виду.

В случае заключения договора о передаче прав собственности на знак или лицензионного договора его сторона будет обязана (а не «имеет право», как сейчас) информировать неопределенный круг лиц о передаче прав собственности на знак или выдаче лицензии на использование знака. Условием действительности такого договора, согласно законопроекту, является публикация в официальном бюллетене сведений Государственного департамента интеллектуальной собственности в объеме и порядке, установленных компетентным органом.

Законопроектом предлагается также дополнить перечень оснований для досрочного прекращения действия свидетельства о праве собственности на знак для товаров и услуг еще одним основанием — это решение суда в следующих случаях:

— ограничение гражданской дееспособности физического лица — владельца свидетельства;

— признание физического лица пропавшим без вести;

— оглашение физического лица умершим на основании юридического факта — смерти физического лица.

Также законопроект предусматривает, что действие свидетельства прекращается (в обязательном порядке) в случае банкротства физического лица — предпринимателя или юридического лица.

Комментарий специалиста

Татьяна Демченко, юрист юридической и патентной фирмы «Грищенко и Партнеры», оценивает изменения в целом позитивно — они направлены на усовершенствование законодательства об интеллектуальной собственности. Усиление административной ответственности, по словам г-жи Демченко, должно сопровождаться эффективным механизмом ее реализации, иначе законодательные изменения не будут иметь смысла. Определять, порочит ли честь и достоинство исторических лиц в глазах потребителей регистрация как торговой марки имени, фамилии или изображения исторического лица, нужно исходя из того, на каком товаре появится знак — то есть отказывать в правовой охране подобных знаков следует не во всех случаях, а лишь тогда, когда их использование в отношении определенных товаров или услуг может навредить репутации вышеуказанных лиц.

Что из этого всего следует

Безусловно, внесение изменений в законодательство об интеллектуальной собственности благотворно повлияет на регулирование правоотношений в этой отрасли. Чем доскональнее закон — тем меньше возможностей его обойти. Однако рассмотренные нами законопроекты не являются панацеей и требуют доработки— нужно более четко прописать норму относительно отказа в регистрации в качестве знака имен исторических лиц, а также увеличить верхний предел санкции статьи КУоАП — дабы нарушители несли более адекватную правонарушению ответственность в зависимости от прибыли, полученной в результате правонарушения, и убытков, понесенных правообладателем.

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 Comments
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Содержание

Государственная практика

Практика принятия судебных решений

Деловая практика

Легализируем единый налог!

Законодательная практика

Изменить, дабы охранить

Комментарии и аналитика

Договор аренды: момент истины

Бюджет поглощения — дело растяжимое

Неделя права

Не обижайте военных судей!

Решительное «да» честной конкуренции!

Поговорим о промышленной собственности

Всеукраинской ассоциации адвокатов быть!

Правду скажет детектор лжи

Реестр событий

Неделя Украины в Европейском суде

Цель: верховенство права

Честно, добросовестно, подчиняясь Закону...

Судебные решения

Ребята, давайте жить по мировому соглашению!

Опечатка не меняет суть документа

Тема номера

Предъявление векселя и его протест

Частная практика

Нужны ли еще обсуждения?

Стильно и корпоративно

Юридический форум

Споры с ГНАУ по КАС

Актуальные проблемы защиты прав интеллектуальной собственности

Юрисконсульт

Связанные одними правами

Подводные камни страхования КАСКО

Обращение в суд — злоупотребление?

Срок действия договора и правоотношений

Как правильно ввезти оборудование

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: