Государственный советник — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №41 (1085) » Государственный советник

Государственный советник

Рубрика Тема номера
При составлении договора с применением права другого государства важно советоваться с юристами этой страны

Как известно, стороны договора с участием иностранного элемента могут выбрать применимое право, которое и будет регулировать их отношения по договору и применяться к разрешению споров. Ни для кого не секрет, что в сделках по слиянию и поглощению (M&A) наиболее распространенным выбором является право Англии и Уэльса, которое и сегодня продолжает удерживать свои лидирующие позиции. Объясняется этот факт просто — именно английское право является одновременно нейтральным и максимально гибким, что позволяет подготовить договор с учетом интересов обеих сторон и специфики сделки.

Безусловно, украинские юристы, работающие в сфере M&A, постоянно сталкиваются с разработкой различных документов для сделки именно по праву Англии и Уэльса, которое, конечно, существенно отличается от права Украины. Нередко случается, что из-за недостатка опыта либо соответствующих знаний украинского юриста те или иные положения договора, составленного по английскому праву, потом не могут быть применены на практике. В этой статье мы рассмотрим несколько ключевых моментов и попробуем разобраться, на что же нужно обращать внимание при составлении договора M&A по праву Англии и Уэльса.

 

Штрафные санкции

Когда речь идет об обеспечении исполнения обязательств по договору и ответственности при составлении договора по праву Украины, стороны очень любят указывать в договоре всевозможные штрафные санкции. В отличие от украинской в английской правовой системе концепция штрафа имеет заведомо негативную окраску, так как любые выплаты по договору вследствие каких-то нарушений должны осуществлять не карательную (как у нас), а восстанавливающую/компенсирующую функцию. Поэтому все наши, пусть даже согласованные сторонами, договорные положения о штрафах будут неприменимы. Вместо этого английское право использует концепцию заранее согласованных убытков (liquidated damages) — это по сути согласованная сторонами сумма, которая подлежит уплате в случае нарушения стороной своего обязательства либо наступления предусмотренных в договоре событий. В этом контексте возникает вопрос: насколько должна эта сумма соответствовать реально понесенным убыткам? Или можно указать в договоре любую цифру с оговоркой, что это сумма заранее согласованных убытков, и ее можно потом стребовать с нарушившей стороны? Для того чтобы отстоять свое право на получение суммы согласованных убытков, обычно требуется наличие правдивой предварительной оценки убытков, а положения о возмещении убытков должны иметь экономическое обоснование. С учетом сравнительно недавней практики в сумму заранее согласованных убытков можно включать и убытки, которые сложно оценить в денежном выражении и сумму которых невозможно четко обосновать экономически. Речь может идти, например, о нарушении обязательств относительно неконкуренции, репутационных рисках и т.д. (в связи с этим рекомендуем коллегам ознакомиться с решением Верховного суда Великобритании по делу «Сavendish Square Holdings BV v Tatal El Makdessi»).

 

Гарантии

В праве Англии и Уэльса существуют понятия «заверения» (representations), «гарантии» (warranties) и «гарантии (обязательства) компенсации» (indemnities). Не будет останавливаться на заверениях, а обратим внимание именно на warranties и indemnities, которые весьма часто путают. Итак, чем же отличаются эти понятия? Главное отличие заключается в самой правовой природе указанных понятий и последствий, связанных с их нарушением/наступлением. Так, гарантия (warranty) — это заверение стороны в отношении определенных обстоятельств, нарушение которых влечет за собой компенсацию убытков. При этом обязательным является наличие связи между нарушением и понесенными убытками (что должна еще доказать пострадавшая сторона). Компенсация выплачивается на основании решения арбитража. Что касается гарантий либо обязательств относительно компенсации (indemnities), то уже из названия следует, что речь идет о компенсации убытков в случае наступления обстоятельств, указанных в договоре. И в данном случае компенсация выплачивается вне зависимости от наличия решения арбитража и вины (например, в случае проигрыша целевой компанией какого-то дела в суде либо налоговых доначислений). И вот здесь стоит вспомнить о проведении тщательной юридической проверки перед покупкой объекта, которая должна выявить основные «болевые точки», что и будет служить основанием для внесения конкретных гарантий (обязательств) компенсации в договор. Существует еще ряд особенностей в отношении гарантий, в частности, касающихся обязанности уменьшения суммы убытков, раскрытия информации/обстоятельств и т.д., которые также следует принимать во внимание при подготовке договора.

 

Форс-мажор

Кроме штрафов украинские юристы «очень любят» и положения о форс-мажоре. При составлении договора по праву Англии и Уэльса следует помнить о том, что концепции форс-мажора в английской правовой системе не существует (есть несколько похожая концепция фрустрации (frustration). Ответ на вопрос «А что же делать, когда нельзя, но очень хочется?» прост: можно включить такие положения в договор, но с оговоркой, что все, связанное с вопросами форс-мажора, регулируется нормами права, где такая концепция существует.

 

Что не так?

Конечно, право Англии и Уэльса имеет и ряд других особенностей, касающихся момента заключения договора, выбора формы (agreement/deed), выбора места разрешения споров, которые просто физически нельзя осветить в одной статье. И неудивительно, что украинские юристы, работая с иностранным правом, допускают те или иные ошибки. Как ни странно, одной из самых типичных ошибок является некорректное наименование применимого права — английское право, право Великобритании, право Англии и т.д., в то время как единственным правильным вариантом для официальных документов является право Англии и Уэльса.

Второй очень распространенной ошибкой является неопределенность понятий. Наиболее ярко это проявляется при использовании оценочных понятий без определения их смысла. Так, не рекомендуем использовать в договоре слова и выражения вроде «значительный/незначительный» и т.п. без пояснения того, что вы в них закладываете в каждом конкретном случае.

Также очень важным является вопрос унификации применяемой терминологии. Использование разных терминов для одного и того же понятия приводит только к путанице и усложняет выполнение договора.

Безусловно, право Англии и Уэльса является непростым для понимания, особенно в контексте правоприменения. В связи с этим при составлении договора по праву Англии и Уэльса (а равно как и по какому-либо другому праву) рекомендуем по возможности советоваться с местными коллегами хотя бы по самым ключевым вопросам. Это позволит минимизировать возможные риски и, соответственно, сэкономить финансовые и временные ресурсы, ведь судебное/арбитражное разбирательство обойдется в конечном итоге гораздо дороже.

 

ГРИЩЕНКО Анна — руководитель практики слияний и поглощений/антимонопольного права Pavlenko Legal Group, г. Киев


Комментарий

 

Безукоризненная репутация

 

Евгений ЯЦЕНКО,

адвокат OSTIN LAW FIRM

Хотелось бы начать с недостатков. Первый, и самый явный, —  это «цена» выбора такого права. Если, к примеру, происходит слияние двух украинских субъектов хозяйствования, то им, естественно, необходимо искусственно внедрить иностранный элемент в корпоративное управление субъектом хозяйствования посредством корпоративной реструктуризации (создание, к примеру, холдинговой компании в иностранной юрисдикции) для получения возможности использовать иностранное право, что стоит довольно дорого. Второй минус более глобальный —  разящие отличия между украинской и правовой системой. К примеру, английское право не признает институт штрафов, что для нашей правовой обыденности считается нормальным.

Что касается плюсов, то они абсолютно очевидны: несравнимо большая гибкость и диспозитивность, возможность максимально расширить круг договоренностей, наличие уникальных корпоративно-правовых институтов, безукоризненная репутация английских судов и арбитражей и т.д.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Акцент

Сдача-минимум

Государство и юристы

Торг совместен

Для военнослужащих и полицейских ввели новую форму приветствия

Арендный пай

IP-адрес

В Совете Европы проанализировали финансирование органов правосудия в 45 странах-членах

Процедура избрания президента Латвии будет открытой

Положение о неприкосновенности экс-президента Киргизии признано неконституционным

На краю Совета

Парламент упростил процедуру экстрадиции

От временного изъятия водительских прав предлагают отказаться

Конспект

Вот и весь КАС

Отрасли практики

Неопознанный объект

С мерой в лучшее

Заказ полезных ископаемых

Рабочий график

Карта событий

Репортаж

Пятые элементы

Киберпозиция

Самое важное

Оценить по услугам

Ваше количество!

Арбитражный комплекс

Судебная практика

ВС высказался относительно обеспечения права осужденного на защиту

Свести к одному

Большая Палата ВС согласилась с решением ВСП об отказе в увольнении судьи в отставку

Комментарии чиновников в СМИ нарушают презумпцию невиновности

Хорватия должна улучшить законодательство относительно родов на дому

Задавать акт

Допустимые меры

Тема номера

ЧП не районного масштаба

Имя отлагательное

Икс-фактор

Государственный советник

Силовое поле

Бой с тенью

Управление с несколькими известными

Бюро находок

Полярное слияние

Частная практика

Interlegal добился отмены постановления Госэкоинспекции

МЮФ Baker McKenzie и ИМО договорились о сотрудничестве

ЮФ AVELLUM консультировала по приобретению акций банка «Львов»

ЮФ Asters защитила интересы Teva Pharmaceutical Industries Ltd. в Верховном Суде

Ключевая ставка

Партнерская доля

ЮК «Право Гарант» защитила интересы строительного предприятия в деле о признании недействительными и отмене результатов конкурса

Компания EY в Украине выступила советником Horizon Capital в связи с инвестицией в IT-компанию Intellias

Інші новини

PRAVO.UA