12 августа с.г. частично утратил силу Закон Украины «О государственной налоговой службе на Украине» (Закон о ГНС). В том числе утратили силу нормы статьи 10 указанного Закона. Эта статья определяла функции государственных налоговых инспекций, среди которых: право подавать в суд иски к предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства средств, полученных ими по таким сделкам, а в иных случаях — средств, полученных без установленных законом оснований, а также о взыскании задолженности перед бюджетом и государственными целевыми фондами за счет их имущества.
В свою очередь, Налоговый кодекс Украины был дополнен статьей 191 «Функции органов государственной налоговой службы», которая должна была содержать ранее определенные в Законе о ГНС положения. И если функция или право обращаться в суд относительно взыскания средств налогоплательщика, который имеет налоговый долг, отражены в ныне действующей редакции НК Украины, то право обращаться в суд с исками о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства средств, полученных по таким сделкам, исчезло. А ведь, согласно статье 6 Кодекса административного судопроизводства Украины, субъекты властных полномочий имеют право обратиться в административный суд только в случаях, предусмотренных Конституцией и законами Украины.
Можно ли говорить, что это произошло по недосмотру, и стоит ли радоваться такой нерадивости законодателя? Я думаю, что положительного эффекта, независимо от причин таких изменений, ждать не стоит.
Органы государственной службы уже давно поменяли практику решения вопроса, связанного со сделками подобного рода, не говоря уже о неоднозначности возможности предъявления такого иска в силу его изначальной ничтожности согласно положениям Гражданского кодекса Украины.
Теперь мало кто не сталкивался с ситуацией признания договоров ничтожными на основании акта налоговой проверки органами ГНС. Последствия для субъекта хозяйственной деятельности — доначисление налоговых обязательств или уменьшение суммы бюджетного возмещения. И вполне объяснимо, что функция признания сделок недействительными отпала по ненадобности.
Конечно, остается вопрос возмещения в доход государства всего полученного по недействительным (ничтожным) соглашениям. Однако в контексте действующей редакции статьи 228 Гражданского процессуального кодекса Украины необходимо не только доказать умысел (иметь вступивший в силу приговор) — сделка предварительно должна быть признана судом недействительной, что с правовой точки зрения имеет сомнительные перспективы. Такую позицию подтвердил и Высший административный суд Украины своей практикой и разъяснениями.
В любом случае, возможность взыскать все полученное в государственный бюджет по сделке, противоречащей интересам государства, дополнительно усложнилась для органов налоговой службы.
МУРАВЬЕВА Екатерина — руководитель практики налогового права ЮК Jurimex, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…