Известно с античных времен: дешевое правосудие дорого стоит обществу. Но, похоже, в очередной раз увеличение «дороговизны» правосудия осуществляется как раз за счет рядовых членов общества.
Надежды на улучшение обеспеченности судов в связи с последним повышением ставок судебного сбора не оправдались. Финансирование текущих расходов судов общей юрисдикции, по информации Государственной судебной администрации Украины, обеспечено на уровне 9,1 % от потребности. С целью преодоления проблемы недофинансирования Кабинет Министров Украины разработал законопроект, направленный на изменение регулирования судебного сбора. В частности, предполагается изменение конкретных ставок. Естественно, в сторону их увеличения.
Речь идет о проекте Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно уплаты судебного сбора)» (№ 11183), который может изменить ставки судебного сбора для дел всех юрисдикций и внедрить их в те категории дел, где раньше не было судебного сбора.
Совсем недавно данная правительственная инициатива получила оценку Главного научно-экспертного управления Верховного Совета Украины.
Интересно и то, что проектом существенно сужается перечень оснований для возвращения уже уплаченной ставки судебного сбора. Эти нововведения заставят задуматься граждан насчет целесообразности обращения в суд.
Так, предлагается исключить следующие основания возвращения суммы, которые сейчас предусмотрены статьей 7 Закона: уменьшение ставки судебного сбора; оставление заявления или жалобы без рассмотрения; прекращение производства по делу.
Повышение стоимости правосудия потенциально ощутят на себе большинство граждан, обращающихся в суды. В два раза повышаются ставки, предусмотренные статьей 4 Закона: за подачу искового заявления неимущественного характера и о расторжении брака. В этих случаях ставки будут установлены на уровне 0,2 размера минимальной заработной платы (около 220 грн по состоянию на сентябрь с.г.). До такого же уровня поднимется ставка в случае подачи искового заявления о возмещении морального вреда с ценой иска до пяти минимальных зарплат. Можно заметить, что законопроект предлагает установить нижнюю границу ставки сбора, привязав его к минимальной зарплате, а не указав, что он зависит от цены иска. В случае подачи искового заявления о возмещении морального вреда с ценой иска от 5 до 50 минимальных зарплат сбор составит 5 % цены иска, но не менее 0,3 размера минимальной зарплаты. В случае же подачи искового заявления о возмещении морального вреда с ценой иска свыше 50 минимальных зарплат придется уплатить 10 % цены иска.
Также повышаются ставки для некоторых дел, рассматриваемых судами хозяйственной юрисдикции. В случае подачи кредиторами заявлений о возбуждении дел о банкротстве или же заявлений с имущественными требованиями к должнику после возбуждения дела о банкротстве им нужно будет уплатить судебный сбор в размере 1 % от цены иска. При этом этот один процент должен быть не менее 1,5 размера минимальной зарплаты и не больше 10 размеров минимальных зарплат (от 1650 грн до 11 000 грн). В принципе, здесь усматриваются некоторые улучшения для кредиторов — по ныне действующему закону подача заявления о возбуждении дела о банкротстве обязывает уплатить судебный сбор на уровне пяти минимальных зарплат (то есть нужно было уплатить как минимум 5500 грн, а не 1650 грн, как это позволяется проектом).
Изменяются ставки судебных сборов и в административных делах. При подаче иска имущественного характера — 2 % имущественных требований (но не менее 1,5 размера минимальной зарплаты и не более четырех минимальных зарплат). А при подаче иска неимущественного характера — 6 % от минимальной зарплаты.
Установлено, что при подаче административного иска имущественного характера уплачивается 10 % от ставки судебного сбора. Тогда как остальная сумма сбора взимается с истца или ответчика пропорционально удовлетворенной или отклоненной части требований.
Важной особенностью является то, что законопроектом предлагается дополнить Кодекс Украины об административных правонарушениях статьей 401 «Судебный сбор». Ожидается, что он будет выплачиваться в случае вынесения судом (судьей) постановления о наложении административного взыскания лицом, на которое наложено взыскание. Постановление о наложении административного взыскания должно содержать положения о взыскании судебного сбора.
Сумма судебного сбора составит 0,03 размера минимальной заработной платы — приблизительно 33 грн, исходя из нынешнего размера сбора.
Именно изменения в КУоАП вызвали наиболее принципиальные замечания экспертов Главного научно-экспертного управления Верховного Совета Украины. Предложенный проектом подход к взысканию судебного сбора с участников судебных дел об административных правонарушениях противоречит статье 130 Конституции Украины, которой обязанность по обеспечению финансирования и созданию условий для функционирования судов и деятельности судей возложена на государство, а не на указанных лиц, которые и без того несут ответственность за вред, причиненный административным правонарушением.
Кроме того, они обращают внимание, что, в отличие от истцов, которые по собственной инициативе обращаются в суды с исками, «нарушители» привлекаются к участию в судопроизводстве не по своей воле. «Поэтому выглядит нелогичным и несправедливым возложение на них, кроме обязанности нести ограничения, связанные с наложением на них административного взыскания, еще и обязанности платить за это судебный сбор», — резюмируют специалисты.
Стоит отметить, что эксперты Главного научно-экспертного управления Верховного Совета Украины рекомендовали вернуть законопроект на доработку после первого чтения субъекту законодательной инициативы. Среди причин: в Управлении не считают целесообразным поднимать ставки сборов до тех пор, пока широкий круг государственных органов имеет льготы по уплате судебного сбора.
Но Закон на самом деле вносит еще и дополнения в статью 5 «Льготы по уплате судебного сбора»: в случае удовлетворения иска, поданного прокурором для осуществления представительства интересов государства в суде, судебный сбор взыскивается с ответчика, а в других случаях судебный сбор взимается с истца или ответчика пропорционально удовлетворенной или отклоненной части требований.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…