Доказательств.net — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №39 (770) » Доказательств.net

Доказательств.net

Еще несколько лет назад то, чем сейчас никого не удивишь даже на глухом хуторе, казалось нереальным и не укладывалось в наших головах. Сейчас трудно представить свою жизнь без виртуальных возможностей, которые предлагают интернет-технологии. Их популяризация настолько масштабна, что практически все сферы общественной и экономической деятельности находят свое развитие именно в Интернете. Поэтому вполне логично, что и торговля, как элемент рыночных отношений, плавно перекочевывает в интернет-плоскость, где она получила новую форму и новый толчок к своему развитию.

Pro et contra

Каждый из нас хотя бы раз покупал что-либо через Интернет — билеты, туристический тур, спецтехнику или сувениры. Предложение интернет-магазинов поражает широким ассортиментом товаров и услуг. Это один важный плюс. Другими преимуществами покупки через Интернет являются удобство при выборе и заказе товара, различные возможности его оплаты и формы доставки, а также низкая цена на идентичный товар по сравнению с обычными магазинами. Все прекрасно до того момента, пока у покупателя не возникают претензии к качеству товара, приобретенного таким способом. После этого положительные впечатления и удовольствие от покупки моментально исчезают. Поэтому важно понимать всю проблематику, связанную с покупкой товаров или услуг в интернет-магазинах, знать свои права и возможные способы реагирования на действия недобросовестного продавца.

Приобретая товар в магазине, покупатель осматривает его, в некоторых случаях проводит проверку его работоспособности (если это бытовая техника) или примеряет товар (если это одежда). Это в определенной степени защищает его от приобретения товара с явными признаками заводского брака или его несоответствия нужному размеру, выбранному цвету или фасону и т.д. Кроме того, покупатель прекрасно понимает, к кому нужно обращаться в случае возникновения претензий к приобретенному товару, что не всегда скажешь об интернет-магазинах.

Площадкой для торговли в Интернете является соответствующий веб-сайт, природа которого для простых пользователей является чем-то непонятным. С точки зрения законодательного регулирования интернет-торговля считается формой продажи товаров на заказ и предусматривает заключение договора с покупателем на расстоянии. Поэтому, заполняя форму заказа товара, где указано его наименование, размеры, комплектность, цена, отправляя электронное сообщение продавцу с указанием всех этих данных, вы фактически заключаете договор купли-продажи.

Именно с этого момента у вас возникает обязанность по оплате товара на определенных условиях, а у продавца возникает обязанность передать вам приобретенный товар. Стоит также обратить внимание, что обязанность доставить товар непосредственно в руки покупателю не возникает у продавца автоматически. Поэтому нужно внимательно ознакомиться с условиями доставки и уяснить, входит ли доставка в цену товара или она оплачивается отдельно.

Мой адрес не дом и не улица

Как правило, большинство интернет-магазинов сотрудничают с многочисленными курьерскими службами, которые имеют развитую систему внутренней логистики, и оплата услуг курьерских служб осуществляется именно покупателем. Очень важный вопрос, который нужно уточнить у выбранного интернет-магазина, — определение момента поставки. Простыми словами — покупателю нужно знать, отвечает ли интернет-магазин за сохранность товара до момента его передачи в руки покупателю или его ответственность заканчивается при передаче товара для доставки курьерской службе. Ведь довольно часто при получении товара от курьера его внешний вид не соответствует ожиданиям покупателя, наличествуют повреждения упаковки или даже самого товара. Поэтому нужно знать, кому именно предъявлять претензии, связанные с выявлением указанных недостатков.

Законодательство о защите прав потребителей предоставляет потребителю право обращаться к продавцу с претензиями в случаях выявления недостатков товаров в течение гарантийного срока, обменять товар, даже если к нему нет претензий по качеству, но по каким-то причинам он не подходит покупателю по форме, габаритам, фасону, цвету или по другим причинам. Кроме того, законодатель предоставляет, с определенными ограничениями, право лицу, которое приобрело товары через Интернет, расторгнуть такой договор, сообщив об этом продавцу в течение 14 дней. Все указанные права потребителя распространяются на взаимоотношения покупателя с интернет-магазином и являются важными гарантиями защиты прав потребителя.

Однако на практике часто возникают ситуации, когда обманутый потребитель просто не имеет практической возможности реализовать свое право на защиту, ведь в любом случае с претензиями нужно обращаться к продавцу, а далеко не каждый интернет-магазин размещает на веб-сайте свои реквизиты или контактные данные. Здесь стоит обратить внимание, в первую очередь, владельцев интернет-магазинов, что в соответствии со статьей 13 Закона Украины «О защите прав потребителей» продавец перед заключением договоров на расстоянии, то есть через Интернет, должен предоставить потребителю информацию о наименовании продавца (исполнителя), его местонахождении и порядке принятия претензии; об основных характеристиках продукции; цене и условиях оплаты; гарантийных обязательствах и т.д.

К тому же, законодательство обязывает таких продавцов не просто разместить указанную информацию на сайте, но и получить письменное (или в форме электронного сообщения) подтверждение факта предоставления такой информации. То есть у продавца должны быть доказательства того, что он сообщил покупателю такие сведения. В противном случае на продавца может быть наложен административный штраф.

Оплата по безналу — весомое доказательство

Покупателю нужно обязательно обращать внимание на наименование и местонахождение интернет-магазина, а по возможности, и его идентификационный код. Кроме того, при возникновении претензий к продавцу у вас обязательно попросят предоставить доказательства того, что вы приобретали товар именно у них. Таким доказательством, как правило, является чек, кассовый ордер или другой расчетный документ, бланк заказа, расход­ная накладная и т.п. И здесь обычно возникают серьезные проблемы, ведь чеков никто не дает. Большинство интернет-магазинов работают в форме СПД на упрощенной системе налогообложения, а так как чаще всего покупатели выбирают оплату товара при его вручении курьером, то никакого расчетного документа они не получают, подписывая в лучшем случае накладную о доставке товара. Еще одним вариантом оплаты, который предлагается покупателям, но в силу объективных причин не слишком популярен, является безналичный расчет. То есть оплата товара осуществляется со своего персонального банковского счета или с помощью банковской карты (зарплатная, кредитная и т.п.).

Учитывая относительную безопасность операции и возможность в любое время получить в банке выписку о движении средств по счету, что будет доказательством проведенных платежей, такая форма расчетов является наиболее оптимальной именно для покупателей. При необходимости доказывания факта оплаты товара покупателю обязательно нужно позаботиться об этом еще на этапе его покупки. Поскольку при отсутствии доказательств шанс доказать вину продавца и привлечь его к ответственности практически нулевой.

Не следует также забывать и о сохранении накладных и других документов, выданных продавцом при оформлении покупки товара. В своей совокупности они также будут надлежащими доказательствами приобретения именно этого товара именно у данного продавца. Судебная практика, как правило, стоит на стороне покупателя, поэтому обеспечение надлежащей доказательной базы фактически может гарантировать победу.

Подводя итог, констатируем, что покупать в Интернете можно и нужно, однако следует обязательно выбирать уже проверенные интернет-магазины, которые имеют хорошую репутацию, открыты в своей деятельности и имеют положительную практику по защите прав потребителей.

ИЗВЕКОВ Виталий — юрист ЮК Jurimex, г. Киев


Мнение

Действовать по пунктам

Вадим ИВАНОВ,
юрист МЮФ Integrites

Приобретая товар в Интернете, покупатель не застрахован от издержек в виде дефекта или нерабочего состояния. В таком случае нужно следовать нижеприведенной системе действий: 1) заказать у госрегистратора выдержку из реестра предприятий с информацией об интернет-магазине (поиск производится по коду ЕГРПОУ или по названию); 2) подготовить претензию и удостоверить время такой претензии у нотариуса (статья 83 Закона Украины «О нота­риате»), что позволит покупателю зафиксировать 14-дневный срок; 3) направить претензию продавцу товара; 4) направить жалобу на продавца в территориальное управление защиты прав потребителей.

В жалобе нужно детально описать сложившуюся ситуацию и сослаться на нарушение статьи 13 Закона Украины «О защите прав потребителей». В дополнение можно направить жалобу в прокуратуру. В тексте жалобы необходимо сослаться на мошенничество со стороны продавца путем продажи заведомо бракованного товара. В большинстве случаев интернет-магазин после предпринятых покупателем действий пойдет на мировое соглашение, что будет оптимальным вариантом разрешения конфликта.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Документы и аналитика

Оптимальность в форме

Назначение судэкспертизы

Акцент

Сущее доказательство

В фокусе: Евросуд

Судите с миром

В фокусе: Налоги

Совет да налог

Государство и юристы

Оплата суда

Государство и юристы

Новости законотворчества

Правительство одобрило амнистию 1,5 тысячи заключенных

За основу принят законопроект, позволяющий международным организациям покупать землю на Украине

Утверждена Концепция Общегосударственной программы развития конкуренции на 2013—2023 годы

Документы и аналитика

Взять на обжалование

Кадровые новости

Юрисконсульт

Юридический департамент ООО «ТРК Украина» пополнился новыми сотрудниками

Книжная полка

Постатейный УПК

Неделя права

Замена заместителя

Суды подались в науку

Дипломатическая доработка

Неделя права

Новости из-за рубежа

Ограничены продажи Motorola в ФРГ

Неделя права

Свистать всех на Съезд!

«Саланс» отпраздновал 20-летие

Неделя права

Новости из-за рубежа

Производитель сигарет проиграл суд Норвегии

Новости из зала суда

Судебная практика

Хозсуд обязал Украину выплатить долг корпорации «ЕЭСУ»

АФ «Династия» защитила интересы ООО «Транс-Трейд»

Суд признал действия Чигиринской РГА вмешательством в избирательный процесс

Новости юридических фирм

Частная практика

МЮФ Integrites выступает юридическим советником МАУ

Wirecard Bank AG стал клиентом «Лавринович и Партнеры»

МПЦ EUCON защитил интересы агрофирмы «Рубанский»

АК IMG Partners консультирует пакистанский бизнес

Юристы ЮК Jurimex защитили интересы ТВі

Старший юрист ILF добился сатисфакции для клиента в Евросуде

Отрасли практики

Неисполнительное производство

Не выйти из инсайда

Санационное открытие

Рабочий график

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Уполномочен завершить

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Самое важное

Неудобные выражения

Акты сданы на проверку

Обо всем в адвокатуре

Перманентная реформация

ГНС урезали в правах

Спецпроект

Защита информацией

Судебная практика

Судебные решения

Свидетельство о регистрации плательщиком НДС не может быть признано недействительным

Судебная практика

Поручился до чертиков

Тема номера

Правила этикетки

Расследование ВТОропях

Большая розница

Частная практика

Мал регион, да дорог...

Учет им только снится

Юрисконсульт

Доказательств.net

Пункт заключения

Запретный дом сладок

Інші новини

PRAVO.UA