Правила этикетки — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №39 (770) » Правила этикетки

Правила этикетки

Рубрика Тема номера

Немалую роль в продвижении товаров на рынке играет удачно разработанная упаковка. Данное утверждение, в первую очередь, относится к пищевым продуктам: как свидетельствуют исследования некоторых маркетинговых компаний, среднестатистический потребитель более склонен к покупке продовольственных продуктов с указанными на упаковке обозначениями «настоящий», «домашний», «№ 1», «100 %» и т.д. В то же время желание поспособствовать продвижению товара путем его маркировки определенным способом иногда может привести к нарушению норм конкурентного права. Рассмотрим несколько случаев маркировки товаров, которые привлекали внимание антимонопольных органов в контексте соблюдения законодательства о защите от недобросовестной конкуренции.

I’m number one, i’m the best!*

Неединичными являются случаи нанесения на этикетку или упаковку продовольственного продукта обозначений «первый» и «№ 1». Производители и дистрибуторы продукции не всегда могут объяснить использование именно такой маркировки, за исключением маркетинговых целей. Несмотря на то что упаковка товара с упомянутыми обозначениями прямо не нарушает положений Закона Украины «О безо­пасности и качестве продовольственных продуктов» и других нормативно-правовых актов, однако, все же, может квалифицироваться Антимонопольным комитетом Украины (АМКУ) в качестве вводящей потребителей в заблуждение. Как правило, предоставление надлежащего обоснования использованию соответствующих обозначений или подтверждения соответствия товара характеристикам, указанным в таких обозначениях, может помочь избежать привлечения к ответственности со стороны АМКУ. Достаточной аргументацией для неналожения санкций АМКУ являлось предоставление надлежащих доказательств того, что наш клиент первым ввел определенный товар в гражданский оборот на Украине, его продукция является первой по объемам реализации по сравнению с однородными продуктами и т.п.

Отдельного внимания заслуживает маркировка продовольственного продукта такими обозначениями, как «домашний», «по-домашнему» и т.д. Потребители могут встретить майонез, кисломолочные продукты, продукты быстрого приготовления, на упаковках которых содержатся указанные выше обозначения. Промышленные производители, как предусмотрено законодательством, предоставляют достоверную, полную и правдивую информацию о составе продукции, включая наличие компонентов, которые не используются при приготовлении блюд в домашних условиях. Следовательно, с одной стороны, существует некоторое противоречие между названием продукта и его составом, и АМКУ в определенных случаях формально может рассматривать название товара с использованием слова «домашний» как предоставление неполной или недостоверной информации о продукции. С другой стороны, на законодательном уровне не содержится определения терминов «домашний», «по-домашнему» и т.д. в отношении продовольственных продуктов. Более того, здравый смысл подсказывает, что любая информация не должна толковаться АМКУ буквально, а рассматриваться комплексно, исходя из вероятности введения потребителей в заблуждение в каждом конкретном случае. Так, абсолютно очевидно, что продукция промышленного предприятия не может быть изготовлена в домашних условиях, и потребитель должен это осознавать. В свою очередь, производители, как это предусмотрено законодательством, прямо указывали на упаковке продукта предприятие-изготовитель, а также состав продукта. Таким образом, каждый отдельный случай нанесения слова «домашний» на упаковку или этикетку товара должен рассматриваться индивидуально, принимая во внимание как фактический состав товара и его свойства, так и информацию, предоставленную о таком товаре производителем.

Лицо товара

Также объектом внимания АМКУ может являться маркировка продовольственного продукта с нанесением его названия не на лицевую сторону упаковки или этикетки продукта. Так, известны случаи квалификации АМКУ нанесения общего названия продукта не на лицевую сторону упаковки в качестве неполной информации о продукте, которая может ввести потребителей в заблуждение. Стоит отметить, что законодательство Украины не содержит прямого запрета относительно ненанесения названия продукта на лицевую сторону упаковки или этикетки. В то же время название продукта не должно быть скрытым или размещенным в недоступном месте. Кроме того, законодательство содержит требования к размеру шрифта названия. Ключевую роль для защиты прав компаний во взаимоотношениях с АМКУ по данным вопросам играет предоставление в АМКУ доказательств соответствия маркировки товара требованиям соответствующих нормативно-правовых актов и, как следствие, обеспечение потребителя возможностью совершить осознанный и компетентный выбор продукта. Немаловажным фактором для защиты прав компаний также является отсутствие договоренностей с непосредственными продавцами продукции (например, с сетями супермаркетов) о ее размещении рядом с однородной категорией товаров, вследствие чего потребитель может быть введен в заблуждение относительно свойств конкретной продукции ввиду отсутствия названия на лицевой стороне упаковки или этикетки.

Регистрация упаковки или этикетки продукта в качестве объекта интеллектуальной собственности (промышленного образца или патента) обеспечивает более сильную позицию компаний во взаимоотношениях с АМКУ. Как показывает практика, АМКУ реже применяет санкции за маркировку продукции, на упаковку которой у компании имеется охранный документ. Однако наличие охранного документа не может однозначно обеспечивать неприменение санкций со стороны АМКУ.

В последнее время АМКУ все более пристально следит за маркировкой продовольственных продуктов в контексте защиты от недобросовестной конкуренции. Необходимо учесть, что соответствие упаковки или этикетки продовольственного продукта всем требованиям нормативно-правовых актов не гарантирует абсолютного соблюдения компанией норм конкурентного права, и, следовательно, грань между «правомерной» маркировкой и нарушением конкурентного права может быть весьма размытой. Компания-производитель продукта должна быть всегда готова предоставить в АМКУ аргументированное объяснение в отношении содержания маркировки продукта, а также подтверждение того, что информация о продукте соответствует действительности. Стоит отметить, что АМКУ наделен достаточно широкими полномочиями относительно квалификации тех или иных действий в качестве акта недобросовестной конкуренции. Буквальное толкование АМКУ информации на упаковке или этикетке продукта не всегда отвечает основополагающим принципам защиты конкуренции, и соответствующие санкции могут иметь необоснованное негативное влияние на развитие соответствующей компании. Ввиду отсутствия четких правил применения АМКУ норм законодательства о защите от недобросовестной конкуренции в отношении маркировки продовольственных продуктов компаниям-производителям следует уделять больше внимания вопросам оформления упаковки. В то же время обобщение практики АМКУ относительно требований к маркировке продукции могло бы сыграть значимую роль для сохранения баланса между продвижением определенных товаров и недопущением нарушений конкурентного законодательства.

АЛЕКСЕЕНКО Александр — партнер МЮФ Integrites, г. Киев,

БЛОК Евгений — юрист МЮФ Integrites, г. Киев

Примечание. * Я — номер один, я лучший.


Мнения

Включить фантазию

Ирина КИРИЧЕНКО,
юрист ЮФ «Ильяшев и Партнеры»

В нашем конкурентном законодательстве нет «запретных» слов, использование которых в маркировке товаров однозначно повлечет за собой санкции со стороны компетентных органов, в частности АМКУ, — этот вопрос трактуется в разрезе норм статей 7, 15 и 151 Закона. Использование слов по типу «лучший», «первый», «супер», «экстра», «люкс», «чудесный» и др., а также обозначений, описывающих свойства маркируемых товаров, — «высококалорийный», «экологически чистый», «легко усвояемый», «непортящийся» — можно трактовать как сравнительную рекламу или же как информацию, вводящую в заблуждение. Конечно, если в маркировке пищевой добавки есть слово «панацея» — санкции АМКУ должны быть самыми жесткими и репрессивными по отношению к ее производителю.

Но ведь тот же семантический посыл к потребителю можно завуалировать, используя фантазию и ассоциации, что мы можем видеть, например, на упаковках мороженого, где использована имитация Знака качества СССР, а вместо названия страны стоит обозначение «15 %» — то ли жира, то ли качества, то ли государства.

Зона риска — широка

Александр ВОЗНЮК,
советник ЮФ «Астерс»

Производителю необходимо продать товар — отсюда стремление убедить потребителя, что товар не только хорош, но и лучше других. Попытка приукрасить то, что есть, или умолчать о том, что может оттолкнуть покупателя, может превратиться в правонарушение. Проблема эта давно актуальна и трудно решаема. Одна из причин — не­определенность критериев оценки правомерности в практике правоприменения. Иногда указание достоверной информации может стать нарушением (например, информация на этикетке, что растительное масло не содержит холестерина, преподнесенная как эксклюзивное качество товара). По­вышению прозрачности в оценке помогло бы опубликование АМКУ своих решений о действиях, вводящих в заблуждение, возможно, даже списка выражений, использование которых в рекламе может быть чревато штрафами (например — «самый» (дешевый, выгодный). Но пока что зона риска остается широкой, и тут, к сожалению, нет универсальной, простой и четкой формулы.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Документы и аналитика

Оптимальность в форме

Назначение судэкспертизы

Акцент

Сущее доказательство

В фокусе: Евросуд

Судите с миром

В фокусе: Налоги

Совет да налог

Государство и юристы

Оплата суда

Государство и юристы

Новости законотворчества

Правительство одобрило амнистию 1,5 тысячи заключенных

За основу принят законопроект, позволяющий международным организациям покупать землю на Украине

Утверждена Концепция Общегосударственной программы развития конкуренции на 2013—2023 годы

Документы и аналитика

Взять на обжалование

Кадровые новости

Юрисконсульт

Юридический департамент ООО «ТРК Украина» пополнился новыми сотрудниками

Книжная полка

Постатейный УПК

Неделя права

Замена заместителя

Суды подались в науку

Дипломатическая доработка

Неделя права

Новости из-за рубежа

Ограничены продажи Motorola в ФРГ

Неделя права

Свистать всех на Съезд!

«Саланс» отпраздновал 20-летие

Неделя права

Новости из-за рубежа

Производитель сигарет проиграл суд Норвегии

Новости из зала суда

Судебная практика

Хозсуд обязал Украину выплатить долг корпорации «ЕЭСУ»

АФ «Династия» защитила интересы ООО «Транс-Трейд»

Суд признал действия Чигиринской РГА вмешательством в избирательный процесс

Новости юридических фирм

Частная практика

МЮФ Integrites выступает юридическим советником МАУ

Wirecard Bank AG стал клиентом «Лавринович и Партнеры»

МПЦ EUCON защитил интересы агрофирмы «Рубанский»

АК IMG Partners консультирует пакистанский бизнес

Юристы ЮК Jurimex защитили интересы ТВі

Старший юрист ILF добился сатисфакции для клиента в Евросуде

Отрасли практики

Неисполнительное производство

Не выйти из инсайда

Санационное открытие

Рабочий график

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Уполномочен завершить

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Самое важное

Неудобные выражения

Акты сданы на проверку

Обо всем в адвокатуре

Перманентная реформация

ГНС урезали в правах

Спецпроект

Защита информацией

Судебная практика

Судебные решения

Свидетельство о регистрации плательщиком НДС не может быть признано недействительным

Судебная практика

Поручился до чертиков

Тема номера

Правила этикетки

Расследование ВТОропях

Большая розница

Частная практика

Мал регион, да дорог...

Учет им только снится

Юрисконсульт

Доказательств.net

Пункт заключения

Запретный дом сладок

Інші новини

PRAVO.UA