Немалую роль в продвижении товаров на рынке играет удачно разработанная упаковка. Данное утверждение, в первую очередь, относится к пищевым продуктам: как свидетельствуют исследования некоторых маркетинговых компаний, среднестатистический потребитель более склонен к покупке продовольственных продуктов с указанными на упаковке обозначениями «настоящий», «домашний», «№ 1», «100 %» и т.д. В то же время желание поспособствовать продвижению товара путем его маркировки определенным способом иногда может привести к нарушению норм конкурентного права. Рассмотрим несколько случаев маркировки товаров, которые привлекали внимание антимонопольных органов в контексте соблюдения законодательства о защите от недобросовестной конкуренции.
Неединичными являются случаи нанесения на этикетку или упаковку продовольственного продукта обозначений «первый» и «№ 1». Производители и дистрибуторы продукции не всегда могут объяснить использование именно такой маркировки, за исключением маркетинговых целей. Несмотря на то что упаковка товара с упомянутыми обозначениями прямо не нарушает положений Закона Украины «О безопасности и качестве продовольственных продуктов» и других нормативно-правовых актов, однако, все же, может квалифицироваться Антимонопольным комитетом Украины (АМКУ) в качестве вводящей потребителей в заблуждение. Как правило, предоставление надлежащего обоснования использованию соответствующих обозначений или подтверждения соответствия товара характеристикам, указанным в таких обозначениях, может помочь избежать привлечения к ответственности со стороны АМКУ. Достаточной аргументацией для неналожения санкций АМКУ являлось предоставление надлежащих доказательств того, что наш клиент первым ввел определенный товар в гражданский оборот на Украине, его продукция является первой по объемам реализации по сравнению с однородными продуктами и т.п.
Отдельного внимания заслуживает маркировка продовольственного продукта такими обозначениями, как «домашний», «по-домашнему» и т.д. Потребители могут встретить майонез, кисломолочные продукты, продукты быстрого приготовления, на упаковках которых содержатся указанные выше обозначения. Промышленные производители, как предусмотрено законодательством, предоставляют достоверную, полную и правдивую информацию о составе продукции, включая наличие компонентов, которые не используются при приготовлении блюд в домашних условиях. Следовательно, с одной стороны, существует некоторое противоречие между названием продукта и его составом, и АМКУ в определенных случаях формально может рассматривать название товара с использованием слова «домашний» как предоставление неполной или недостоверной информации о продукции. С другой стороны, на законодательном уровне не содержится определения терминов «домашний», «по-домашнему» и т.д. в отношении продовольственных продуктов. Более того, здравый смысл подсказывает, что любая информация не должна толковаться АМКУ буквально, а рассматриваться комплексно, исходя из вероятности введения потребителей в заблуждение в каждом конкретном случае. Так, абсолютно очевидно, что продукция промышленного предприятия не может быть изготовлена в домашних условиях, и потребитель должен это осознавать. В свою очередь, производители, как это предусмотрено законодательством, прямо указывали на упаковке продукта предприятие-изготовитель, а также состав продукта. Таким образом, каждый отдельный случай нанесения слова «домашний» на упаковку или этикетку товара должен рассматриваться индивидуально, принимая во внимание как фактический состав товара и его свойства, так и информацию, предоставленную о таком товаре производителем.
Также объектом внимания АМКУ может являться маркировка продовольственного продукта с нанесением его названия не на лицевую сторону упаковки или этикетки продукта. Так, известны случаи квалификации АМКУ нанесения общего названия продукта не на лицевую сторону упаковки в качестве неполной информации о продукте, которая может ввести потребителей в заблуждение. Стоит отметить, что законодательство Украины не содержит прямого запрета относительно ненанесения названия продукта на лицевую сторону упаковки или этикетки. В то же время название продукта не должно быть скрытым или размещенным в недоступном месте. Кроме того, законодательство содержит требования к размеру шрифта названия. Ключевую роль для защиты прав компаний во взаимоотношениях с АМКУ по данным вопросам играет предоставление в АМКУ доказательств соответствия маркировки товара требованиям соответствующих нормативно-правовых актов и, как следствие, обеспечение потребителя возможностью совершить осознанный и компетентный выбор продукта. Немаловажным фактором для защиты прав компаний также является отсутствие договоренностей с непосредственными продавцами продукции (например, с сетями супермаркетов) о ее размещении рядом с однородной категорией товаров, вследствие чего потребитель может быть введен в заблуждение относительно свойств конкретной продукции ввиду отсутствия названия на лицевой стороне упаковки или этикетки.
Регистрация упаковки или этикетки продукта в качестве объекта интеллектуальной собственности (промышленного образца или патента) обеспечивает более сильную позицию компаний во взаимоотношениях с АМКУ. Как показывает практика, АМКУ реже применяет санкции за маркировку продукции, на упаковку которой у компании имеется охранный документ. Однако наличие охранного документа не может однозначно обеспечивать неприменение санкций со стороны АМКУ.
В последнее время АМКУ все более пристально следит за маркировкой продовольственных продуктов в контексте защиты от недобросовестной конкуренции. Необходимо учесть, что соответствие упаковки или этикетки продовольственного продукта всем требованиям нормативно-правовых актов не гарантирует абсолютного соблюдения компанией норм конкурентного права, и, следовательно, грань между «правомерной» маркировкой и нарушением конкурентного права может быть весьма размытой. Компания-производитель продукта должна быть всегда готова предоставить в АМКУ аргументированное объяснение в отношении содержания маркировки продукта, а также подтверждение того, что информация о продукте соответствует действительности. Стоит отметить, что АМКУ наделен достаточно широкими полномочиями относительно квалификации тех или иных действий в качестве акта недобросовестной конкуренции. Буквальное толкование АМКУ информации на упаковке или этикетке продукта не всегда отвечает основополагающим принципам защиты конкуренции, и соответствующие санкции могут иметь необоснованное негативное влияние на развитие соответствующей компании. Ввиду отсутствия четких правил применения АМКУ норм законодательства о защите от недобросовестной конкуренции в отношении маркировки продовольственных продуктов компаниям-производителям следует уделять больше внимания вопросам оформления упаковки. В то же время обобщение практики АМКУ относительно требований к маркировке продукции могло бы сыграть значимую роль для сохранения баланса между продвижением определенных товаров и недопущением нарушений конкурентного законодательства.
АЛЕКСЕЕНКО Александр — партнер МЮФ Integrites, г. Киев,
БЛОК Евгений — юрист МЮФ Integrites, г. Киев
Примечание. * Я — номер один, я лучший.
Ирина КИРИЧЕНКО,
юрист ЮФ «Ильяшев и Партнеры»
В нашем конкурентном законодательстве нет «запретных» слов, использование которых в маркировке товаров однозначно повлечет за собой санкции со стороны компетентных органов, в частности АМКУ, — этот вопрос трактуется в разрезе норм статей 7, 15 и 151 Закона. Использование слов по типу «лучший», «первый», «супер», «экстра», «люкс», «чудесный» и др., а также обозначений, описывающих свойства маркируемых товаров, — «высококалорийный», «экологически чистый», «легко усвояемый», «непортящийся» — можно трактовать как сравнительную рекламу или же как информацию, вводящую в заблуждение. Конечно, если в маркировке пищевой добавки есть слово «панацея» — санкции АМКУ должны быть самыми жесткими и репрессивными по отношению к ее производителю.
Но ведь тот же семантический посыл к потребителю можно завуалировать, используя фантазию и ассоциации, что мы можем видеть, например, на упаковках мороженого, где использована имитация Знака качества СССР, а вместо названия страны стоит обозначение «15 %» — то ли жира, то ли качества, то ли государства.
Александр ВОЗНЮК,
советник ЮФ «Астерс»
Производителю необходимо продать товар — отсюда стремление убедить потребителя, что товар не только хорош, но и лучше других. Попытка приукрасить то, что есть, или умолчать о том, что может оттолкнуть покупателя, может превратиться в правонарушение. Проблема эта давно актуальна и трудно решаема. Одна из причин — неопределенность критериев оценки правомерности в практике правоприменения. Иногда указание достоверной информации может стать нарушением (например, информация на этикетке, что растительное масло не содержит холестерина, преподнесенная как эксклюзивное качество товара). Повышению прозрачности в оценке помогло бы опубликование АМКУ своих решений о действиях, вводящих в заблуждение, возможно, даже списка выражений, использование которых в рекламе может быть чревато штрафами (например — «самый» (дешевый, выгодный). Но пока что зона риска остается широкой, и тут, к сожалению, нет универсальной, простой и четкой формулы.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…