Функциональная Гостаможня — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №32 (502) » Функциональная Гостаможня

Функциональная Гостаможня

Государственная таможенная служба Украины была создана Указом Президента Украины № 1145/96 от 29 ноября 1996 года «О Государственной таможенной службе». Данным Указом предусматривалось, что Государственная таможенная служба создается на базе Государственного таможенного комитета Украины и будет его правопреемником. Также Кабинету Министров Украины предписывалось разработать проект Положения о Государственной таможенной службе (далее — Положение). Такое Положение было утверждено лишь через четыре года — Указом Президента Украины № 1022/2000 от 24 августа 2000 года. Упомянутое Положение определяло, что Государственная таможенная служба является центральным органом исполнительной ­власти со специальным статусом, который обеспечивает реализацию государственной политики в сфере таможенного дела.

Основные задания Государственной таможенной службы:

— обеспечение реализации государственной политики в сфере таможенного дела;

— защита экономических интересов Украины;

— контроль за соблюдением законодательства Украины о таможенном деле;

— использование средств таможенно-тарифного и нетарифного регулирования при перемещении через таможенную границу Украины товаров и других предметов;

— усовершенствование таможенного контроля, таможенного оформления товаров и других предметов, которые перемещаются через таможенную границу Украины;

— совместно с другими уполномоченными центральными органами исполнительной власти — принятие мер относительно защиты интересов потребителей товаров и соблюдения участниками внешнеэкономической деятельности государственных интересов на внешнем рынке;

— борьба с контрабандой и нарушениями таможенных правил;

— развитие международного сотрудничества в сфере таможенного дела.

18 июля 2007 года Кабинетом Министров Украины было принято постановление № 940, утверждающее новое Положение о Государственной таможенной службе Украины, которое вступило в силу 1 августа с.г. Что примечательно, данное постановление не отменяет Указ Президента № 1022/2000, и то, какой из нормативных актов является более легитимным, — спорный вопрос. Принятие такого акта соответствует нормам Закона Украины «О Кабинете Министров Украины», из которого следует, что одним из полномочий КМУ является создание, реорганизация или ликвидация министерств и других центральных органов исполнительной власти согласно с законами и в пределах средств, предусмотренных в Государственном бюджете Украины на содержание органов исполнительной власти, а также утверждение положений об указанных органах с целью усовершенствования государственного управления и государственной службы.

Новым Положением перечень задач, поставленных ранее перед Гостаможслужбой, существенно расширен не был. Кроме существующих задач, на нее также был возложен контроль над деятельностью предприятий, которые предоставляют услуги по декларированию товаров и транспортных средств, перевозке и хранению товаров, которые перемещаются через таможенную границу Украины или пребывают под таможенным контролем.

Указанным постановлением Кабинета Министров Украины № 940 значительно увеличен список функциональных обязанностей Государственной таможенной службы. Расширены не только функции в сфере управления таможенными органами, но и относительно субъектов, занимающихся внешнеэкономической деятельностью. Наиболее интересными из них являются такие:

— обеспечение функционирования единой автоматизированной информационной системы таможенной службы (ЕАИС). Следует напомнить, что данная система создавалась как совокупность отдельных автоматизированных информационных систем разного функционального назначения, объединенных с помощью телекоммуникационных сетей. ЕАИС Гостаможслужбы вмещает средства для накопления, обработки, хранения и передачи данных, которые являются необходимыми для деятельности таможенных органов;

— обеспечение контроля над правильностью определения таможенной стоимос­ти товаров и страны происхождения товаров, которые перемещаются через границу;

— разработка и внедрение за счет бюджетных средств, предусмотренных для содержания таможенной службы, современных технологий осуществления таможенного контроля и таможенного оформления, новых видов таможенного обеспечения, средств идентификации товаров и транспортных средств, осуществление контроля за их применением таможенными органами;

— выдача документов, необходимых для проведения деятельности таможенного брокера, таможенного перевозчика, открытия и эксплуатации таможенных лицензионных складов, магазинов беспошлинной торговли, согласование вопросов относительно открытия грузовых таможенных комплексов, автопортов, автотерминалов, ведение учета выданных таможенными органами документов, необходимых для открытия и эксплуатации складов временного хранения, совершение контроля над деятельностью указанных лиц;

— решение вопросов, связанных с гарантированием доставки товаров, которые пребывают под таможенным контролем, в таможенные органы, организация контроля над доставкой указанных товаров, взаимодействие с таможенными перевозчиками, объединениями таких перевозчиков, экспедиторов, независимыми финансовыми посредниками, страховыми организациями и финансово-кредитными учреждениями;

— организация и контроль над деятельностью таможенных органов по вопросам ведения учета размещенных в зоне их деятельности субъектов внешнеэкономической деятельности;

— совместно с таможенными органами других государств разработка мер по усовершенствованию процедуры пропуска через государственную границу товаров и транспортных средств, их таможенного контроля и оформления.

Как видно, функции Государственной таможенной службы существенно расширились. Но следует отметить то, что указанным Положением не предусмотрено расширение прав данной службы, которые могли бы обеспечить более эффективное исполнение функциональных обязанностей. Единственное, что добавилось к существующему правовому статусу службы — право заключать меморандумы с субъектами внешне­экономической деятельности с целью усовершенствования таможенного контроля. В остальном права службы зафиксированы в том же объеме.

Согласно новому Положению, существенно изменен порядок назначения председателя Государственной таможенной службы. Ранее он назначался на должность и увольнялся с нее Президентом Украины в установленном законодательством порядке. Теперь же председатель назначается на должность и увольняется с нее Кабинетом Министров Украины по представлению премьер-министра Украины. А предложения относительно назначения кандидатуры на указанную должность или увольнения с нее премьер-министру вносит министр финансов. Претерпел изменения и механизм назначения заместителей председателя. Согласно Указу Президента № 1022/2000 от 24 августа 2000 года, они также назначались и увольнялись с должностей Президентом Украины по представлению премьер-министра Украины. А согласно новому Положению, назначением и увольнением указанных лиц будет заниматься КМУ по представлению премьер-министра, учитывая при этом предложения министра финансов. Но следует отметить, что в соответствии с Таможенным кодексом Украины руководителя специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере таможенного дела, которым и является Государственная таможенная служба Украины, назначает и увольняет с должности Президент Украины, в порядке, установленном Конституцией Украины. Если же обратиться к Основному Закону, то в соответствии со статьей 116, одной из функций КМУ является назначение на должности и увольнение с них руководителей центральных органов исполнительной власти, которые не входят в состав Кабинета Министров Украины по представлению премьер-министра Украины. К сожалению, необходимые изменения в Таможенный кодекс Украины внесены не были.

Кроме того, существенно расширены функциональные обязанности председателя Государственной таможенной службы — теперь именно он будет определять приоритеты и стратегические направления работы Службы, подавать министру финансов отчеты о результатах ее деятельности, принимать решения о разделе бюджетных средств, распорядителем которых является Государственная таможенная служба. Также он будет подавать министру финансов разработанные Службой проекты законов Украины, актов Президента Украины и Кабинета Министров для рассмотрения КМУ. Кроме того, председатель Службы будет формировать Высшую аттестационную комиссию и заниматься вопросами о присвоении специальных званий и государственных наград. Еще определено, что теперь председатель Государственной таможенной службы не несет персональной ответственности перед Президентом, он отвечает только перед КМУ.

Также вызывает интерес норма о том, что проекты нормативно-правовых актов Службы должны согласовываться с министром финансов. Положением предусмот­рено, что теперь решения Службы будут являться обязательными для исполнения центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями. Ранее предусмат­ривалось, что такие решения будут обязательны лишь в случаях, предусмотренных законодательством.

Кроме того, в новом Положении определено, что структуру Службы теперь будет утверждать министр финансов, а не председатель по согласованию с Кабинетом Министров Украины.

Итак, согласно новому Положению, существенно расширены функциональные обязанности Государственной таможенной службы Украины, что позволит усовершенствовать систему таможенного контроля, таможенного оформления товаров и других предметов, а также контроль за исполнением законодательства Украины в сфере таможенного дела.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Киев уже вполне админюстирован!

Деловая практика

Функциональная Гостаможня

Законодательная практика

Пять «безльготных» лет

Зарубежная практика

Парцел, титул или сделка…

Историческая практика

Несостоятельность по трем уставам

Комментарии и аналитика

Реорганизация путем преобразования закрытого общества в «ограниченное»

Еще раз о совместной деятельности и простом товариществе на Украине

Неделя права

Административно-уголовные трансформации

АМКУ как страж ценообразования

ЦИК распланировала выборы

О представителе Президента

Историю кредитов — под контроль

Реестр событий

По стопам запорожских казаков

Без заключения нет исключения

УКАЗание на выборы

Судебная практика

Правосудие на обломках

«Движимый» сервитут

Судебные решения

О признании недействительным договора, заключенного под влиянием ошибки

Об юридической силе сделки, заключенной в устной форме

Об основаниях для выплаты страхового возмещения

Об одностороннем отказе от обязательства

Тема номера

Аспекты договора перестрахования, заключенного с нерезидентами

Особенности страхования при международной перевозке товаров автомобильным транспортом

Частная практика

Теория, написанная практиком

Юридический форум

Законодательные новеллы для нотариусов

Інші новини

PRAVO.UA