Особенности страхования при международной перевозке товаров автомобильным транспортом — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №32 (502) » Особенности страхования при международной перевозке товаров автомобильным транспортом

Особенности страхования при международной перевозке товаров автомобильным транспортом

Рубрика Тема номера

Развитие процессов глобализации влечет за собой увеличение интенсивности обмена товарами между различными странами. Не остается в стороне от этого процесса и Украина. Увеличение грузопотока наглядно демонстрирует повышение значимости международных транспортных перевозок для экономической безопасности страны. Кроме того, взятый курс на наиболее полное использование транзитного потенциала Украины также повлечет за собой повышение роли транспорта, в том числе автомобильного.

Однако, как и любой другой вид деятельности, международные автомобильные перевозки не лишены рисков. Общеизвестно, что одним из наиболее эффективных институтов, защищающих предпринимателя в его хозяйственной деятельности и обес­печивающих большую финансовую стабильность, является институт страхования. Страхование рисков, связанных с международной перевозкой грузов автомобильным транспортом, предполагает наличие определенной специфики, без учета которой порой бывает трудно ожидать позитивного эффекта.

Гражданский кодекс Украины (ГК), регулируя отношения, связанные со страхованием транспорта или грузов, содержит в основном отсылочные нормы (статьи 802, 927 ГК).

Более детально данные вопросы раскрыты в Законе Украины «О страховании», а также законах Украины «О транспорте», «Об автомобильном транспорте». В перечне видов обязательного страхования, содержащихся в статье 7 Закона Украины «О страховании», предусмотрено страхование гражданско-правовой ответственнос­ти собственников наземных транспортных средств и страхование ответственности субъектов перевозки опасных грузов на случай наступления негативных последствий при перевозке опасных грузов. Таким образом, остальные виды страхования ответственности и имущественное страхование автомобильного транспорта и грузов, перевозимых им, осуществляется на добровольной основе.

Некоторую неоднозначность вызывает статья 20 Закона Украины «Об автомобильном транспорте», предусматривающая, что к международным перевозкам допускаются транспортные средства, на которые есть среди прочего документы относительно страхования. Однако данную норму вряд ли стоит рассматривать как навязывание не­обязательных страховых услуг. Так, Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по предоставлению услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом общего пользования (кроме предоставления услуг по перевозке пассажиров и их багажа на такси), утвержденные приказом Госкомпредпринимательства и Минтранса № 136/985 от 18 декабря 2003 года, предусматривают, что перевозчик обеспечивает только обязательное страхование на автомобильном транспорте, предусмотренное Законом Украины «О страховании». Применять указанную статью Закона Украины «Об автомобильном транспорте» в части наличия документов относительно страхования при международных перевозках, очевидно, следует только совместно с нормами законодательства, регулирующего вопросы обязательного страхования.

Рассматривая вопросы добровольного страхования при международных перевозках автомобильным транспортом, необходимо отметить следующее. Распространенным является страхование ответственности перевозчика, в частности, предусмотренной Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (для Украины данная Конвенция вступила в силу с 17 мая 2007 года). Такую ответственность можно разделить на три вида: за невыполнение договорных обязательств (возмещение ущерба, возникшего в результате просрочки в доставке грузов, неправильной адресации, неправильного оформления документов, выдачи груза в нарушение указаний, задержки в выдаче и т.д.), ответственность перед третьими лицами за вред, нанесенный грузом (ответственность за нанесение ущерба жизни, здоровью и имуществу третьих лиц вследствие причинения вреда перевозимым грузом), ответственность за груз (возмещение ущерба перевозчика, связанного с необеспечением сохранности и целостности груза при перевозке). Кроме того, груз может быть застрахован и самим собственником.

Отдельным видом страхования, учитывая специфику трансграничного перемещения товаров, является страхование ответственности перевозчика перед Международным союзом автомобильного транспорта (IRU, Женева), его страховщиками. Указанная ответственность может возникнуть в случае применения книжки МДП (Carnet TIR) в соответствии с правилами Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с использованием книжки МДП 1975 года. Конвенция является системой гарантий перед таможенными органами стран-участниц, позволяющей упростить процесс пересечения таможенных границ. Украина также является участницей Конвенции.

Согласно данной Конвенции, в случае нарушения процедур МДП, то есть недоставки груза в таможню назначения, и неоплаты перевозчиком таможенных пошлин Международный союз автомобильного транспорта (МСАТ), его страховщики, национальные ассоциации (на Украине — Ассоциация международных автомобильных перевозчиков Украины) уплачивают указанные пошлины и одновременно приобретают право требования к перевозчику в размере произведенной оплаты. Таким образом, страхованию подлежат риски, связанные с обязанностью перевозчика компенсировать расходы, понесенные МСАТ, его страховщиками, национальными ассоциациями.

В международной практике страхования широкое распространение получили стандартные оговорки Института лондонских страховщиков о страховании грузов (ICC). Знание указанных стандартных оговорок поможет правильно выбрать именно те условия договора страхования, которые ­обеспечат наилучшую защиту ваших интересов. Не стоит забывать и о таком институте, как страховой брокер. К сожалению, он не получил должного развития в нашей стране, но доказал свою эффективность.

СИМАНОВ Дмитрий — юрист, юридическая фирма «Лавринович и Партнеры», г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Киев уже вполне админюстирован!

Деловая практика

Функциональная Гостаможня

Законодательная практика

Пять «безльготных» лет

Зарубежная практика

Парцел, титул или сделка…

Историческая практика

Несостоятельность по трем уставам

Комментарии и аналитика

Реорганизация путем преобразования закрытого общества в «ограниченное»

Еще раз о совместной деятельности и простом товариществе на Украине

Неделя права

Административно-уголовные трансформации

АМКУ как страж ценообразования

ЦИК распланировала выборы

О представителе Президента

Историю кредитов — под контроль

Реестр событий

По стопам запорожских казаков

Без заключения нет исключения

УКАЗание на выборы

Судебная практика

Правосудие на обломках

«Движимый» сервитут

Судебные решения

О признании недействительным договора, заключенного под влиянием ошибки

Об юридической силе сделки, заключенной в устной форме

Об основаниях для выплаты страхового возмещения

Об одностороннем отказе от обязательства

Тема номера

Аспекты договора перестрахования, заключенного с нерезидентами

Особенности страхования при международной перевозке товаров автомобильным транспортом

Частная практика

Теория, написанная практиком

Юридический форум

Законодательные новеллы для нотариусов

Інші новини

PRAVO.UA