Основная работа над законопроектами проходит в стенах комитетов Верховного Совета Украины |
Верховный Совет Украины V созыва плодотворно работал неполные три сессии (четвертая сессия была открыта уже в ходе предвыборной кампании и запомнилась рядом заявлений и несколькими десятками зарегистрированных законопроектов). За это время было зарегистрировано 4 107 законопроектов, из них 406 внесены после 2 июня 2007 года, то есть когда полномочия Верховного Совета были де-юре прекращены Указом Президента Украины. 167 законопроектов были внесены на четвертой сессии парламента пятого созыва. Всего принято 246 законов, подписанных Президентом Украины. Такие показатели в среднем превышают показатели работы парламентов предыдущих созывов. Например, в парламенте IV созыва за четыре года было зарегистрировано 10 703 законопроекта, а в парламенте III созыва — 7 983. За это же время Верховный Совет Украины IV созыва принял 1 134, а Верховный Совет III созыва — 1 020 законов, подписанных Президентом Украины.
Но в то же время, неожиданное прекращение деятельности законодательного органа отразилось на законодательной процедуре в целом. В частности, вспомним о судьбе нормативных актов, принятых после 2 июня 2007 года, — ни один из них не подписан Президентом Украины и не опубликован за подписью Председателя Верховного Совета Украины. Кроме того, после прекращения полномочий парламента V созыва не прекращался процесс внесения законопроектов в порядке законодательной инициативы, своим правом в полной мере пользовались Кабинет Министров Украины и народные депутаты Украины, чьи полномочия не были прекращены. Соответственно количество нерассмотренных законодательных инициатив продолжало увеличиваться практически до начала работы новоизбранного парламента (последний законопроект № 4107 был внесен 15 ноября 2007 года).
Отметим, что 23 ноября 2007 года, в день начала работы новоизбранного парламента, все нерассмотренные законопроекты были отозваны. Можно прогнозировать, что большинство из них будут повторно внесены на рассмотрение Верховного Совета Украины, но уже VI созыва. Однако вернемся к цифрам и итогам работы украинского парламента V созыва…
Комитеты—лидеры V созыва
Как известно, прежде чем стать предметом пленарного рассмотрения, законопроект должен быть рассмотрен парламентскими комитетами. Один из комитетов определяется как профильный, он отвечает за разработку законопроекта, подготовку его ко второму чтению (в случае принятия законопроекта в первом чтении), остальные комитеты привлекаются к работе над законопроектом, если он касается сферы ведения соответствующего комитета. Например, практически обязательным является привлечение бюджетного комитета, дающего заключение относительно того, как принятие законопроекта отразится на бюджетной политике государства; Комитет по вопросам правовой политики также привлекается к рассмотрению большинства законопроектов в качестве непрофильного, оценивая их влияние на правовую систему государства.
По информации, размещенной на официальном сайте Верховного Совета Украины, всего за период деятельности Верховного Совета V созыва парламентские комитеты работали над 3 341 законопроектом. Больше всего профильных законопроектов было рассмотрено Комитетом по вопросам финансов и банковской деятельности — 434. 420 законопроектов рассматривались в Комитете по вопросам государственного строительства, региональной политики и местного самоуправления. Комитет по вопросам правосудия разрабатывал 210 законопроектов (отметим, что львиную их долю составляют проекты постановлений о назначении судей бессрочно). Также следует отметить деятельность комитетов по «непрофильным» законопроектам. Традиционно абсолютным лидером является Комитет по вопросам правовой политики — всего было рассмотрено 1 692 законопроекта (из которых только в отношении 116 комитет определен главным разработчиком), сразу за ним следует Комитет по вопросам бюджета, подготавливавший заключения по 1 674 законопроектам (79 профильных законопроектов). С учетом активной работы над пакетом законов, принятие которого необходимо для вступления в ВТО, на третьем месте оказался Комитет по вопросам европейской интеграции, привлеченный к рассмотрению 1 609 законопроектов (в отношении 8 — главный исполнитель). Деятельность двух других правовых комитетов парламента с учетом более узкой сферы их ведения является более скромной: Комитет по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности определен главным исполнителем для 174 законопроектов, а всего им было рассмотрено 308 законопроектов; Комитет по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией всего работал над 73 законопроектами, из них над 44 — в качестве профильного комитета.
Законопроекты «в наследство»
На момент прекращения полномочий парламента V созыва на рассмотрении парламентских комитетов находилось 964 законопроекта. Лидером по количеству рассматриваемых законопроектов традиционно является Комитет по вопросам финансов и банковской деятельности (разрабатывал 178 законопроектов как главный исполнитель, всего на рассмотрении находилось 252 законопроекта), на втором месте — Комитет по вопросам правосудия (90 и 127 законопроектов соответственно), третье место занимает Комитет по вопросам государственного строительства, региональной политики и местного самоуправления (89 и 138 законопроектов соответственно). В то же время лидерами по общему количеству законопроектов, находящихся на рассмотрении парламентских комитетов, являются Комитет по вопросам правовой политики (736 законопроектов) и Комитет по вопросам бюджета (731 законопроект). То есть 3/4 всех нормативных актов, зарегистрированных в парламенте (практически все проекты законов), должны были пройти процедуру рассмотрения в этих комитетах. При этом количество законопроектов, по которым правовой и бюджетный комитеты являются главными исполнителями, значительно скромнее: 28 и 20 законопроектов соответственно. Как уже упоминалось, все нерассмотренные законопроекты были отозваны. Некоторые из них субъекты законодательной инициативы уже успели повторно внести на рассмотрение Верховного Совета Украины. Кроме того, народным депутатам придется определиться с законами, в отношении которых Президентом Украины применено право «вето», за первую неделю работы новосформированного парламента зарегистрировано 19 предложений Президента Украины относительно законов, принятых парламентом V созыва. Также отметим регистрацию более десяти законопроектов о внесении изменений в Закон Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства» — своеобразное продолжение известного постановления «О Заявлении Верховного Совета Украины по поводу законодательного урегулирования условий и процедур закупок товаров, работ и услуг за государственные средства на Украине», принятого под занавес работы парламента в сентябре 2007 года.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…