Юридическое лицо с момента своего создания приобретает право на коммерческое наименование, которое указывается в его учредительных документах и свидетельстве о регистрации. Необходимо четко понимать способы и механизмы реализации предоставленного юридическому лицу права на коммерческое наименование.
Характеризуя юридическую природу права на коммерческое наименование, необходимо установить особенности, присущие указанному объекту интеллектуальной собственности. Во-первых, данное право носит исключительный характер. Это означает, что юридическое лицо, которому принадлежит право на коммерческое наименование, имеет исключительное монопольное право на реализацию возможностей, связанных с его правом. Другими словами, лишь юридическое лицо имеет право осуществлять действия, направленные на достижение определенной цели с помощью коммерческого наименования данного лица. Таким образом, юридическое лицо, надлежащим образом получившее право на коммерческое наименование, может требовать от любого другого лица прекращения использования тождественного или схожего коммерческого наименования.
Кроме того, право на коммерческое наименование принадлежит к числу абсолютных прав, то есть такое право распространяется на действия всех третьих лиц, которые должны воздерживаться от нарушений прав лиц, обладающих соответствующим правом. Право на коммерческое наименование существует столько, сколько существует само юридическое лицо. Указанное право является неотъемлемым от юридического лица.
Следует рассмотреть вопрос о том, что же именно является коммерческим наименованием юридического лица. Если следовать классической теории о природе коммерческого наименования, то оно состоит из двух составных частей, а именно: из корпуса и соответствующего дополнения, которое, собственно, и выделяет данное юридическое лицо среди других. Это означает, что коммерческим наименованием является его обязательная часть, то есть организационно-правовая форма юридического лица и выделяющая его индивидуализирующая часть. Например, общество с ограниченной ответственностью «Ледокол». Другая теория говорит о том, что коммерческим наименованием следует считать именно индивидуализирующую часть, то есть в приведенном нами примере им будет «Ледокол».
Необходимо указать, что право на коммерческое наименование у юридического лица возникает в момент, когда оно начинает использовать его. На Украине отсутствует система специальной регистрации коммерческих наименований. Такой порядок отвечает требованиям Парижской конвенции об охране промышленной собственности. На самом деле практическое использование коммерческого наименования отечественный предприниматель может начать лишь после создания самого юридического лица. В свидетельство о государственной регистрации юридического лица вносятся сведения о его коммерческом наименовании. Таким образом, можно говорить о том, что возникновение права на коммерческое наименование зависит от момента регистрации самого юридического лица.
Приобретая право на коммерческое наименование, юридическое лицо приобретает также право собственника в отношении такого наименования, то есть имеет право на собственное усмотрение распоряжаться данным объектом интеллектуальной собственности. Необходимо указать, что коммерческое наименование является бестелесной вещью, которая имеет экономическую ценность, и в силу этого может получить экономическую форму товара, что позволяет ему становиться объектом имущественного оборота.
В соответствии с Гражданским кодексом Украины (ГК) имущественными правами интеллектуальной собственности на коммерческое наименование являются: право использовать такое наименование, право предупреждать неправомерное использование коммерческого наименования, в том числе запрещать такое использование; а также другие имущественные права интеллектуальной собственности. Под использованием следует понимать применение такого коммерческого наименования с выгодой для собственника. Так, используя свое коммерческое наименование, собственник выступает в хозяйственном обороте, защищает свои нарушенные права, кроме того, использованием считается применение такого наименования в деловой документации, в рекламе, использование его части в торговой марке, что в свою очередь дает возможность коммерческому наименованию получить дополнительную защиту.
Предоставление законодательством собственнику права препятствовать неправомерному использованию коммерческого наименования дает возможность предупредить применение одинаковых или схожих коммерческих наименований, поскольку потребители могут быть введены в заблуждение в отношении того, кто именно предоставляет данные услуги или изготавливает товары. К иным имущественным правам, предоставленным собственнику коммерческого наименования, следует отнести право распоряжения таким наименованием. Характеризуя право на коммерческое наименование, следует отметить, что по украинскому законодательству оно, в принципе, является неотъемлемым правом, в отличие от иных объектов интеллектуальной собственности, которые могут быть предметом договоров купли-продажи, лицензионных договоров и т.д. Единственным возможным способом перехода прав на коммерческое наименование является коммерческая концессия, кроме случаев полной передачи прав на само предприятие.
Согласно статье 1115 ГК, предметом договора коммерческой концессии является право на использование объектов интеллектуальной собственности, одним из которых является коммерческое наименование. Такой вид договоров может заключаться с указанием либо без указания территории его использования в определенной сфере гражданского оборота. По своей природе характер прав на коммерческое обозначение, которые передаются пользователю, напоминает неисключительную лицензию. Заключение подобного рода договора не запрещает собственнику самому использовать собственное коммерческое наименование, а также заключать аналогичные договоры с другими лицами.
Следует отметить, что пользователь прав по договору коммерческой концессии полностью зависит от исключительных прав правовладельца. В договоре коммерческой концессии необходимо четко прописывать его предмет. Как правило, предметом указанного вида договоров является не полное коммерческое обозначение, а лишь его индивидуализирующая часть, поскольку не может быть предметом договора коммерческой концессии полное коммерческое наименование, включающее в себя кроме части, которая выделяет данное юридическое лицо, еще и организационно-правовую форму.
Необходимо указать, что договор коммерческой концессии создает угрозу введения в заблуждение потребителей относительно лица, предоставляющего им товары или услуги. В связи с этим Гражданский кодекс Украины включает в себя нормы, согласно которым пользователь по договору коммерческой концессии обязан информировать покупателей наиболее очевидным образом об использовании им обозначения по договору коммерческой концессии. В то же время конкретных форм, в которых может быть реализована данная норма, Кодекс не устанавливает. Одним из возможных вариантов, по-моему, является возможность оповещения о передаче коммерческого наименования в коммерческую концессию через средства массовой информации.
Особого внимания заслуживает вопрос о судьбе коммерческого обозначения в случае реорганизации юридического лица. Как известно, реорганизация может проводиться в нескольких формах, а именно: путем слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования. Каждая из указанных форм имеет свои особенности в определении последующей судьбы коммерческого наименования.
Так, при преобразовании в связи с тем, что к новому лицу по общему правилу, предусмотренному частью 2 статьи 108 ГК, переходит все имущество, а также все права и обязанности предыдущего юридического лица, необходимо считать, что то же происходит и с правом на коммерческое наименование. В то же время в структуру коммерческого наименования, а именно указание организационно-правовой формы, должны быть внесены соответствующие изменения, а индивидуализирующая часть может быть сохранена. Однако в таком случае возникает ряд проблем.
Например, если существует ОАО «Ромашка» и другое юридическое лицо ООО «Ромашка», что вполне допустимо по украинскому законодательству, если сферы их деятельности не пересекаются, и ООО преобразуется в ОАО, то возникает вопрос, кому же будет принадлежать индивидуализирующая часть коммерческого наименования. Полагаю, такой ситуации можно было бы избежать, если бы на законодательном уровне закреплялось правило, согласно которому два юридических лицах не могут существовать с одинаковыми коммерческими наименованиями, даже если они имеют разную организационно-правовую форму и разные сферы деятельности. Таким образом, при отсутствии в едином реестре наименований, у которых совпадают дополнительные части, не возникало бы споров в случае преобразования относительно индивидуализирующих частей коммерческих наименований.
В случае слияния и присоединения происходит объединение прав и обязанностей юридических лиц, реорганизуемых в одно целое. В таком случае участники такого рода реорганизации вправе сами решать судьбу коммерческого наименования: либо объединить наименования тех лиц, которые слились и присоединились; либо создать новое коммерческое наименование; либо продолжать использовать коммерческое наименование одного из юридических лиц, участвовавших в реорганизации.
Сложнее ситуация складывается при разделении юридических лиц, поскольку каждое из юридических лиц, реорганизуемых путем разделения, вправе использовать предыдущее коммерческое наименование. Решение вопроса о судьбе коммерческого наименования при разделении лежит, прежде всего, на лицах, принимающих участие в такой реорганизации. В случае же возникновения спора такие вопросы решаются в судебном порядке. При этом непонятно, какими именно положениями отечественного законодательства будет руководствоваться суд, поскольку действующие нормативные акты не дают ответа на поставленный вопрос. Некоторые юристы допускают возможность появления нескольких юридических лиц, действующих под одним и тем же коммерческим наименованием, которое раньше использовало юридическое лицо, прекращенное в результате разделения.
Считаю такое невозможным, поскольку указанное нарушает основной принцип коммерческого наименования — индивидуализировать и выделять юридическое лицо из ряда других лиц. Поэтому допускаю, что лишь одно юридическое лицо может использовать прежнее наименование, остальные же должны оповестить о разделении и о своем новом коммерческом наименовании.
Следует отметить, что все вышеперечисленные проблемы, связанные с реализацией прав на коммерческое наименование юридического лица в случае реорганизации, не решены на законодательном уровне, поэтому необходимость принятия специального нормативного акта в сфере защиты прав на коммерческие наименования как никогда актуальна.
КРИВОШЕИНА Инга — к.ю.н., заведующий сектором юридической фирмы «Салком», г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…