Завершая обзор законодательных и нормативных требований к процедурным действиям по реорганизации акционерного общества (АО) путем преобразования в общество с ограниченной ответственностью (ООО), Марина Самборская в своей статье «Реорганизации путем преобразования закрытого общества в «ограниченное» («Юридическая практика» № 32 (502) от 7 августа 2007 года) делает обнадеживающий вывод, что это «не очень сложная процедура, но ее надо подготовить и провести с учетом особенностей, которыми регламентируется деятельность акционерных обществ». Исходя из практического опыта в этой области корпоративного права, полагаю, что процедура реорганизации путем преобразования сложнее и включает более широкий спектр вопросов, чем это представляется после ознакомления с упомянутой статьей.
Начнем с начала — зачем нужна реорганизация и какая в результате ее проведения цель должна достигаться собственниками общества. Наиболее распространенное мнение при обсуждении этой темы с руководителями и акционерами АО сводится, как правило, к издержкам, связанным с выпуском и обращением ценных бумаг (ЦБ), ведением реестра собственников именных ЦБ, подготовкой и проведением общих собраний акционеров, публикацией регулярной и нерегулярной отчетности, проведением обязательного аудита и т.п.
Определенные сложности в АО с небольшой численностью акционеров вызывает мониторинг изменений законодательства и нормативных актов Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР), регламентирующих процедурные действия по выпуску и обращению ЦБ. Называются и другие причины, например, сложная организация выкупа АО акций собственного выпуска, а также необходимость привлечения лицензированного торговца ЦБ при осуществлении акционерами гражданско-правовых сделок с ЦБ, в частности при их покупке и продаже.
В ООО этих проблем нет, если, конечно, в силу каких-то важных причин не принимается решение о выпуске облигаций предприятия для привлечения финансовых средств, но это уже отдельная тема. В целом же алгоритм управления хозяйственной деятельностью ООО заметно проще, чем АО. Хотя при этом возникают отдельные сложности, связанные, например, с выходом участника из общества и выплатой ему компенсации.
Итак, какие рифы ожидают АО при подготовке решения о реорганизации?
Первый риф — предельная численность участников ООО. До апреля 2007 года количество участников при учреждении ООО законодательно не регламентировалось. Но 27 апреля 2007 года было принято изменение к статье 50 Закона Украины «О хозяйственных обществах», в котором определено, что «максимальная численность участников ООО может достигать 10 лиц». Таким образом, если в реестре акционеров АО зарегистрировано более 10 акционеров, то необходимо до принятия решения о реорганизации сократить их численность хотя бы до этой предельной величины. Проведение покупки акций у «лишних» акционеров должно осуществляться с учетом требования статьи 17 Закона Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке», в которой устанавливаются критерии профессиональной деятельности при торговле ЦБ.
Исходя из норм этой статьи, в данном случае практически все гражданско-правовые сделки с ЦБ, кроме выкупа акций у акционеров непосредственно эмитентом, должны осуществляться с привлечением лицензированного торговца ЦБ. Выкуп эмитентом акций собственного выпуска регламентируется Положением о приобретении, реализации и аннулировании акционерными обществами акций собственного выпуска, утвержденным решением ГКЦБФР № 954 от 19 сентября 2006 года. Принятое АО решение о выкупе акций собственного выпуска подлежит обязательному раскрытию как особой информации в соответствии с Положением о раскрытии информации эмитентами ценных бумаг, утвержденным решением ГКЦБФР № 1591 от 19 декабря 2006 года. Решение о выкупе акций собственного выпуска может быть оправданным в случаях, когда в АО имеется достаточно большое количество акционеров. При небольшой численности акционеров целесообразно воспользоваться услугами лицензированного торговца ЦБ и выкуп акций осуществлять непосредственно в интересах определенной группы акционеров или третьих лиц, участие которых в ООО, созданном в результате реорганизации АО, является желательным. Для выбора торговца ЦБ лучше воспользоваться рекомендациями своего регистратора.
Второй риф — обязательное нотариальное удостоверение подписей физических лиц — учредителей на уставе ООО. Следует отметить, что в законодательстве отсутствует прямая норма об обязательном нотариальном удостоверении подписей физических лиц — учредителей на уставе ООО. Она прослеживается из логической взаимосвязи следующих законодательных актов.
Частью 1 статьи 87 Гражданского кодекса Украины (ГК) установлено, что «для создания юридического лица его участники (учредители) разрабатывают учредительные документы, которые оформляются письменно и подписываются всеми участниками (учредителями), если законом не установлен иной порядок их утверждения». Далее в части 1 статьи 89 ГК предусмотрено, что «юридическое лицо подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом…»; в части 1 статьи 143 определено, что «учредительным документом ООО является устав»; а в части 1 статьи 209 предусмотрено, что «сделка (укр. «правочин»), совершенная в письменной форме, подлежит нотариальному удостоверению только в случаях, установленных законом или договоренностью сторон». Частью 5 статьи 8 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» установлено, что «учредительные документы юридического лица, а также изменения к ним, оформляются письменно, прошиваются, пронумеровываются и подписываются учредителями (участниками) или уполномоченными лицами, если законом не установлен иной порядок их утверждения. Подписи учредителей (участников) или уполномоченных лиц на учредительных документах должны быть нотариально удостоверены». Необходимость в нотариальном удостоверении подписей физических лиц — учредителей на уставе ООО дополнительно разъясняется в ряде писем Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, например в письме № 3019 от 21 апреля 2005 года.
Суть вопроса об обязательном нотариальном удостоверении подписей физических лиц на уставе ООО заключается в том, что если в реестре акционеров имеются «недружественные» лица, которые не смогут явиться к нотариусу для подписания устава или умышленно будут уклоняться от этих действий, а также умершие акционеры или акционеры, фактическое место проживания которых неизвестно, то урегулировать взаимоотношения с ними необходимо до начала проведения реорганизации. На первый взгляд, этот вопрос относится к заключительным этапам реорганизации, но решение его в порядке очередности процедурных действий может привести к тому, что после остановки обращения акций реорганизуемого АО на основании соответствующего решения ГКЦБФР легитимное урегулирование станет невозможным, кроме случаев наследования прав собственности на ЦБ.
Третий риф — внесение изменений в действующие лицензии на осуществление отдельных видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию, а также в свидетельства и патенты, в частности, в свидетельства о регистрации товарного знака, компьютерных программ и других объектов авторского права или патентов на изобретения, промышленные образцы и другие объекты промышленной собственности, если они находятся на балансе АО и их необходимо будет перерегистрировать в соответствующих государственных органах на правопреемника. Целесообразно заранее проработать сроки действия этих документов, чтобы обеспечить необходимую правопреемственность с учетом длительности процедурных действий по реорганизации и сроков внесения изменений в действующие лицензии, свидетельства и патенты.
Четвертый риф — внесение изменений в уставные документы юридических лиц, учрежденных с участием АО, в том числе юридических лиц — нерезидентов. При этом следует иметь в виду, что в уставах ООО изменения фиксируются как в регистрационных карточках, так и непосредственно в текстах уставов, для утверждения которых потребуется проведение общих собраний участников. В АО для отражения изменений в уставах достаточно подать регистратору собственников именных ценных бумаг или хранителю новую анкету акционера с приложением подтверждающих документов, связанных с правопреемством.
Пятый риф — внесение изменений в действующие контракты и хозяйственные договоры, в том числе по внешнеэкономической деятельности. Проработка этой части вопросов также должна обеспечить правопреемственность с учетом длительности процедурных действий по реорганизации и сроков внесения изменений.
Шестой риф — переоформление документов по расчетно-кассовому обслуживанию в банковских учреждениях на правопреемника. Данный вопрос взаимосвязан со сроками выплаты налогов и других обязательных платежей, так как с даты государственной регистрации правопреемника прекращается статус реорганизуемого АО как юридического лица. По этой причине обслуживающий банк после государственной регистрации ООО-правопреемника не имеет права осуществлять платежи, в том числе в бюджет по платежным документам АО. На получение новой печати и подготовку пакета документов для открытия расчетного счета правопреемнику обычно требуется не менее трех рабочих дней. В этот период возможно только зачисление средств, поступающих на расчетный счет реорганизованного АО. Списание средств, в том числе по налоговым обязательствам, будет производиться банком уже с нового счета, открытого правопреемнику, на который переводятся все остатки денежных средств АО, прекратившего свое существование. Если расчетный счет правопреемника будет открыт после начала выплаты налогов, то неизбежно применение со стороны налоговых органов соответствующих штрафных санкций.
Кроме того, этот временной интервал в праве на полноценное распоряжение денежными средствами необходимо предусмотреть при исполнении финансовых обязательств по хозяйственным договорам. В связи с этим срок проведения второго собрания акционеров, на котором должен утверждаться передаточный акт, лучше планировать на первое число месяца по истечении двухмесячного периода с момента публикации сведений о реорганизации АО, предусмотренных частью 4 статьи 105 ГК для заявления претензий кредиторов. Назначение второго собрания акционеров на первое число соответствующего месяца позволит также избежать необходимости подготовки промежуточного баланса при составлении передаточного акта и использовать имеющийся баланс, составленный за предшествующий месяц.
Итак, все перечисленные рифы проработаны, подготовлен и издан приказ по АО с планом организационно-технических мероприятий по проведению реорганизации, в котором указаны все необходимые процедурные действия, сроки их выполнения и ответственные за исполнение и контроль. План, естественно, предварительно рассмотрели и одобрили на заседаниях правления и наблюдательного совета, если такие выборные органы имеются в АО. Подготовлено и проведено первое общее собрание акционеров, на котором приняты решения о реорганизации АО путем преобразования в ООО, об избрании комиссии по прекращению деятельности юридического лица, об условиях и сроках выкупа акций у акционеров, не голосовавших за принятие решения о реорганизации, о порядке и условиях обмена акций в уставном капитале АО на доли в уставном капитале ООО, создаваемого в результате реорганизации.
После собрания акционеров в срок, не превышающий трех рабочих дней, как это предусмотрено в статье 41 Закона Украины «О хозяйственных обществах», подготовили протокол и заверили его подписями председателя и секретаря общего собрания. Предоставили в орган государственной регистрации документы, установленные в части 1 статьи 34 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей». На основании Положения о раскрытии информации эмитентами ценных бумаг, утвержденного решением ГКЦБФР № 1591 от 19 декабря 2006 года, своевременно обнародовали особую информацию о прекращении деятельности АО путем преобразования и об изменениях в составе должностных лиц.
Далее реорганизуемое АО ожидают новые рифы, связанные с юридическими погрешностями в нормативном документе ГКЦБФР, регламентирующем отмену регистрации выпуска акций. Решением ГКЦБФР № 222 от 30 декабря 1998 года был утвержден Порядок отмены регистрации выпусков акций и аннулирования свидетельств о регистрации выпусков акций (Порядок). В этот документ ГКЦБФР дважды вносила изменения и дополнения: решениями № 211 от 20 октября 1999 года и № 398 от 14 июля 2005 года. В редакции последнего решения ГКЦБФР этот Порядок действует до сих пор. Процедура отмены регистрации выпуска акций и аннулирования свидетельств об их регистрации в связи с прекращением деятельности АО путем его реорганизации установлена в разделе III указанного Порядка и предусматривает:
— остановку обращения акций;
— отмену регистрации выпуска акций и аннулирование свидетельства о регистрации выпуска акций.
Решения по этим вопросам принимаются уполномоченным органом ГКЦБФР по результатам рассмотрения пакетов документов, которые должны быть предоставлены не позднее семи рабочих дней с даты принятия решения о реорганизации АО и с даты государственной регистрации ООО-правопреемника.
Юридические погрешности в Порядке заключаются, прежде всего, в отсутствии единства терминологии и неточной регламентации требований к предоставляемым документам. Например, в перечне документов, предоставляемых в ГКЦБФР для остановки обращения акций (подпункт «б» пункта 1.1 раздела III), значится «решение о реорганизации и назначении комиссии, которое удостоверяется председателем комиссии и печатью общества», а для следующего юридического действия — отмены регистрации выпуска акций (подпункт «б» пункта 3.1 раздела III) — «решение общего собрания акционеров об утверждении передаточного акта.., которое удостоверяется председателем комиссии и печатью общества». При этом в обоих случаях оговорено, что если решения приняты на общих собраниях акционеров, то дополнительно предоставляются справки, содержащие сведения об эмитенте и о результатах голосования акционеров на данных собраниях. Справки удостоверяются подписями председателя и секретаря собрания, а также председателя комиссии и печатью общества.
Разная терминология в определении документа, названного «решение», прослеживается и в других разделах Порядка. В частности, в частях 1, 2 и 3 раздела II, регламентирующих предоставление документов в ГКЦБФР при прекращении деятельности АО путем его ликвидации, он определяется как «решение общего собрания акционеров о ликвидации и назначении комиссии, оформленное соответствующим протоколом, который должен быть пронумерован, прошнурован и удостоверен подписями председателя и секретаря собрания.., который удостоверяется председателем комиссии и печатью общества».
Вышеприведенные определения входят в противоречие с нормами ГК и Закона Украины «О хозяйственных обществах». Во-первых, статья 19 указанного Закона устанавливает, что реорганизация общества осуществляется по решению его высшего органа, а в статье 41 установлено, что принятие решения о прекращении деятельности АО относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров. Во-вторых, частью 3 статьи 107 ГК предусмотрено, что «передаточный акт… утверждается участниками юридического лица или органом, который принял решение о прекращении».
Таким образом, решения о прекращении деятельности АО в результате реорганизации и об утверждении передаточного акта могут быть приняты исключительно на общих собраниях акционеров. В той же статье 41 Закона Украины «О хозяйственных обществах» определено, что решения общих собраний акционеров оформляются протоколом, который подписывается председателем и секретарем и не позднее чем через три рабочих дня передается исполнительному органу АО. Для объективности следует отметить, что в пункте 3 раздела I Порядка написано, что прекращение деятельности АО путем его ликвидации или реорганизации осуществляется на основании решения высшего органа или суда. Но, судя по смысловому значению, данная норма относится в целом к процедуре реорганизации и терминологически не корреспондируется с определением документа под названием «решение» в последующих разделах Порядка.
К сожалению, погрешности в Порядке не исчерпываются указанными примерами. Они прослеживаются в части 3 раздела III, в которой устанавливаются требования к оформлению документов, предоставляемых для отмены регистрации выпуска акций и аннулирования свидетельства о регистрации выпуска акций. Например, форма заявления об отмене регистрации выпуска акций приведена не в приложении 5, указанном по тексту, а в приложении 6 к Порядку. Нечетко определен порядок удостоверения такого документа как передаточный акт.
Следует иметь в виду, что документы для отмены регистрации выпуска акций и аннулирования свидетельства о регистрации выпуска акций должны быть поданы в ГКЦБФР в течение семи рабочих дней со дня государственной регистрации правопреемника. В этот период АО уже исключено из государственного реестра и прекращено как юридическое лицо, а его печать аннулирована. По этой причине об оформлении документов на этом этапе реорганизации необходимо побеспокоиться заранее — до момента аннулирования печати АО. Перечень таких документов, удостоверяемых председателем комиссии и печатью АО, включает:
— решение общего собрания акционеров об утверждении передаточного акта;
— справку, в которой содержится информация о наименовании, местонахождении АО, его идентификационном коде и размере уставного капитала, а также о результатах регистрации акционеров на общем собрании, порядке голосования и итогах голосования при утверждении передаточного акта. Справка удостоверяется не только председателем комиссии и печатью общества, но и подписями председателя и секретаря общего собрания;
— отчет о последствиях обмена акций в уставном капитале АО на письменные обязательства о выдаче соответствующего количества долей в уставном капитале ООО, удостоверяемый также подписями и печатями аудитора (аудиторской фирмы);
— передаточный акт, «утвержденный высшим органом общества и удостоверенный подписью и печатью общества». В Порядке не конкретизировано общество, удостоверяющее передаточный акт. Исходя из существующей практики оформления передаточных документов, акт желательно удостоверить как подписью председателя комиссии и печатью АО, так и подписью руководителя и печатью ООО-правопреемника. В верхнем правом поле акта указывается, что он утвержден общим собранием акционеров АО с соответствующим номером протокола и датой собрания;
— справку (удостоверенную печатью АО), подтверждающую персональное уведомление акционеров о проведении общего собрания, на котором принято решение об утверждении передаточного акта;
— копии (удостоверенные печатью АО) опубликованных в соответствии с требованиями статьи 43 Закона Украины «О хозяйственных обществах» уведомлений о проведении общего собрания акционеров, на котором принято решение об утверждении передаточного акта;
— копию (удостоверенную печатью АО) уведомления о реорганизации АО, опубликованного в печатных средствах массовой информации в соответствии с требованиями статьи 105 ГК и статьи 59 ХК.
В перечень документов для отмены регистрации выпуска акций и аннулирования свидетельства о регистрации выпуска акций входят также: упомянутое заявление об отмене регистрации выпуска акций (подписывается и удостоверяется правопреемником), уставы АО и ОООправопреемника или их нотариально удостоверенные копии с соответствующими отметками органа государственной регистрации, справка регистратора о передаче ему реестра собственников именных ценных бумаг или депозитария, обслуживающего выпуск ценных бумаг при бездокументарной форме, копия свидетельства о государственной регистрации ООО-правопреемника и оригинал свидетельства о регистрации выпуска акций АО. Как указывалось ранее, документы подаются в ГКЦБФР в течение семи рабочих дней со дня государственной регистрации правопреемника. Если до этого момента не было получено решение ГКЦБФР об остановке обращения акций или было получено решение об отказе, то рекомендуется направить до истечения семидневного срока оба пакета: повторное заявление об остановке обращения акций и новое заявление об отмене регистрации выпуска акций. Желательно запастись документами, подтверждающими своевременное предоставление в ГКЦБФР указанных пакетов: штампом общего отдела ГКЦБФР на втором экземпляре сопроводительных писем или почтовыми карточками уведомлений о вручении.
Следует отметить, что с сентября 2007 года ГКЦБФР делегировала своим территориальным управлениям полномочия по отмене регистрации выпусков акций и аннулированию свидетельств о регистрации их выпусков в случае принятия АО решений о прекращении деятельности путем ликвидации и реорганизации, если размер уставного капитала таких обществ не превышает 30 млн гривен на дату принятия решения об их прекращении. Делегирование полномочий регламентируется решением ГКЦБФР «О делегировании полномочий по регистрации выпусков акций, проспектов эмиссии акций, изменений к проспектам эмиссии акций, отчетов о результатах размещения акций, регистрации выпусков облигаций предприятий, отчетов о результатах размещения облигаций, отмене регистрации выпусков акций и облигаций предприятий территориальным управлениям Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку» № 1611 от 19 июля 2007 года. Решение зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 3 августа 2007 года под № 891/14158 и опубликовано в «Официальном вестнике Украины» № 58 от 17 августа 2007 года.
В заключение можно порекомендовать более взвешенно и всесторонне прорабатывать комплекс вопросов, связанных с реорганизацией, до принятия соответствующего решения и, если такое решение принимается, привлекать для его реализации профессиональных специалистов по ценным бумагам или юристов.
БОКАЧ Василий — начальник отдела, ПриватБанк, г. Кременчуг
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…